8 мин.

Все по плану. Часть III. «Мнение коллектива»

 

Санти Касорла

santi-cazorla-liverpool-arsenal-premier-leagu_2821954.jpg

— Что вы знали об Арсене Венгере до прихода в клуб?

— Сеск Фабрегас рассказывал мне об Арсене. Еще я разговаривал с Робером Пиресом. Но все мои познания о французе ограничивались тем, что он очень хороший и к тому же невероятно спокойный тренер. Конечно, я знал, что Венгер целых 16 лет работает в «Арсенале». Такое возможно только в Англии. В Испании даже не представляют, как можно тренировать один клуб так долго. А у вас есть Венгер, Фергюсон, Мойес из «Эвертона»… Что я думаю об Арсене сейчас? Арсен спокойно ведет себя на бровке во время матчей. Он тщательно готовится к каждому сопернику. К тому же Венгер — очень порядочный человек. Он не любит часто общаться с футболистами, но отлично доносит всю необходимую информацию до каждого.

— Вы советовались с кем-нибудь из испанцев перед переходом?

— Я же говорю, что общался с Пиресом, с которым познакомился в «Вильярреале», и Сеском. Они мне посоветовали переходить в «Арсенал» даже не задумываясь. Они сказали, что мне понравится в Англии, хотя эта страна совсем не похожа на Испанию. Словом, Фабрегас и Пирес помогли мне оказаться в «Арсенале».

— «Арсеналу» присущ испанский оттенок игры. Помог ли вам знакомый стиль быстрее освоиться?

— Конечно. Манерой игры «Арсенал» походит на «Вильярреал», «Малагу» и сборную Испании. Этот стиль подразумевает контроль мяча, поэтому я сразу к нему привык. В сборной Испании мы уже шесть лет играем в подобный футбол. С другой стороны, любой бы так играл, имея Иньесту с Хави в команде.

Киран Гиббс

kieren-gibbs_2803164.jpg

— Вы уже восемь лет являетесь частью «Арсенала». Расскажите о своем пути к основному составу.

— Я пришел в «Арсенал» в 14 лет и поначалу, конечно, чувствовал себя непривычно. Приходилось все схватывать на лету, иначе твое место занял бы кто-то другой. Было сложно совмещать учебу с футболом. К тому же я жил на юге Лондона, так что каждая поездка на тренировочную базу становилась приключением. Но я справился.

— Арсен Венгер требует, чтобы юношеские команды играли по той же схеме, что и основная. Тактическое единство действительно помогает влиться в состав?

— Безусловно. Тебе намного легче, ведь ты играл по такой схеме уже много лет. Но, разумеется, в основной команде уровень абсолютно другой.

— Скорости тоже на порядок выше?

— В прошлом году у меня была травма, и я смотрел матчи с верхнего яруса трибун. Никогда не смотрел футбол с такой верхотуры, казалось, футболисты еле двигаются. На поле совершенно другие ощущения. Премьер-лига — самый скоростной чемпионат в мире.

— Как Венгер помогал вам обжиться во взрослой команде?

— Его слова заставили меня поверить в себя. Когда Арсен доверяет тебе, сложно его подвести. И еще Венгер дал мне множество полезных советов, благодаря которым я повысил уровень индивидуального мастерства.

— Что вы думаете об уходе лидеров?

— Разумеется, хотелось бы оставить сильнейших игроков в команде. Но такова жизнь. Футболисты приходят и уходят, а клуб остается. Думаю, достижения Венгера говорят сами за себя, поэтому не стоит сомневаться, что он создаст команду, которая сможет добиться успехов в самое ближайшее время.

— Кто является главным заводилой «Арсенала»?

— Конечно, Эммануэль Фримпонг. Очень приятно иметь такого игрока в команде. Он всегда в отличном расположении духа, даже после поражений. Фримпонг уникален. Эммануэль постоянно был таким, по крайней мере с тех пор, как я обосновался в главной команде. Есть Подольски, большой любитель пошутить. Артета примеряет роль наставника, он любит обучать молодых игроков. Санья — настоящий профи в розыгрышах. Ну и Щенсны тоже еще тот приколист!

Томас Вермален

vermaelen_2812761.jpg

— Вы считаете себя лидером на поле или в раздевалке?

— Я не из тех, кто любит орать в перерыве матча. Мне больше по душе руководить игроками, давать им ценные советы во время поединка.

— В «Арсенале» всегда спокойно, не так ли?

— Все из-за того, что с командой на протяжении долгого времени работает один специалист. Все его понимают и доверяют. Между игроками не возникает никаких споров. Я играл в «Аяксе», через который прошли пять тренеров за пять лет. Увольнения не могли хорошо сказаться на атмосфере внутри коллектива. Хотя отчасти все из-за того, что голландские футболисты — любители трепать языком, причем у каждого игрока свое мнение!

— Не продолжится ли падение «Арсенала», ведь клуб постоянно теряет ведущих футболистов?

— Многие игроки мечтают выступать за «канониров». В моей родной сборной Бельгии «Арсенал» нравится всем, прежде всего из-за красивой игры и имиджа клуба. Вряд ли в ближайшие годы что-то изменится, ведь мы твердо стоим на ногах. «Арсенал» будет большим клубом еще много-много лет.

Кен Фриар, директор «Арсенала»

1803001556.jpg

— Когда вы пришли в «Арсенал»?

— Я стал курьером на «Хайбери» еще в 12 лет! Можно сказать, что работаю клерком уже 60 лет. А директором «Арсенала» я стал в 80-х годах прошлого века.

— Изменились ли болельщики за это время? Может, они стали более требовательными? — Так и есть. Среди фанов бытует мнение, что нужно требовать успехов здесь и сейчас. Победы не приходят сразу, иногда нужно немного подождать. Но мы их обязательно добьемся.

— Как вели себя болельщики, когда вы только пришли в клуб?

— Во все времена были настоящие любители футбола, люди, обожающие поддерживать свою команду. Но раньше давление со стороны СМИ на клуб и игроков было куда слабее. Болельщики приходили на стадион, смотрели матч и расходились. Сейчас футбол обсуждают везде — в пабах, на телевидении, в интернете. Стало больше разговоров.

— Вы сможете составить конкуренцию богачам вроде «Челси» и «Манчестер Сити»?

— Если финансовый «фэйр плей» заработает, то я дам положительный ответ. Мы очень серьезно относимся к этому нововведению и стараемся полностью соответствовать правилам. «Арсенал» работает исходя из того, что расходы клуба не должны превышать доходов. У нас устойчивая финансовая модель. Так что мы сможем достойно соревноваться с приверженцами финансового «фэйр плей».

— Как изменился «Арсенал» с приходом Венгера?

— При Джордже Грэме (предшественник Венгера. — М. Д.) «Арсенал» забивал мяч, и ты понимал, что победу «канониры» не упустят. Сейчас мы можем отличиться трижды, но не выиграть. Так или иначе, главное правило футбола не меняется: нужно забить больше, чем противник!

Лиам Брэди, глава юношеской академии «Арсенала»

461405-11239537-640-360.jpg

— Как академия умудряется выпускать настолько техничных игроков?

— Во время тренировок и матчей мы делаем упор именно на технику. Немаловажно, что мы выпускаем игроков, подходящих по стилю «Арсеналу». В этом и заключается преимущество нашей академии перед другими.

— Какие качества больше всего ценятся в молодых игроках?

— Чтобы соответствовать уровню Лиги чемпионов, футболист должен иметь хорошие физические данные, уметь играть в пас, очень важна способность к креативу. Неудивительно, что с такими умениями наши футболисты сразу попадают в объектив тренеров сборной. Эшли Коула взяли в национальную команду после семи или восьми игр. Джек Уилшир стал в сборной Англии своим еще до двадцатилетия.

— Что делать с одаренными игроками, которые сбились с правильного пути?

— Единственное, чего мы не в состоянии сделать, — это заставить человека играть в футбол. Мы можем указать игроку на его недостатки, но обучение бесполезно, если юноша не хочет выйти на новый уровень. Можно улучшить технику, скорость, но привить любовь к футболу нельзя. Такая вот загвоздка.

— В каком возрасте проводится набор в академию?

— От семи до девяти лет.

— Возможно уже в этом возрасте определить потенциал игрока?

— Нет, сначала закладывается определенная база. Первые выводы можно делать в 13, 14, 15 лет. В таком возрасте уже можно сказать, что у парня есть все необходимые данные, чтобы заиграть в основе. Так было с Уилширом.

— Английские ребята отличаются от иностранцев?

— На первый план выходят вопросы культуры, менталитета. К примеру, почти все итальянцы пробиваются в большой футбол, так как они приезжают в академию совсем маленькими, но уже ставят для себя футбол превыше всего в жизни. Иностранцы понимают, что им дается шанс обрести работу на двадцать лет вперед. Англичане же зачастую не воспринимают футбол всерьез. Со своими работать куда тяжелее.

— К тому же приходит звездная болезнь…

— Разумеется! Парни хвастаются в своих блогах, как играют за команду в возрасте до 15 лет! Они обожают «Твиттер», рассказывают малейшие подробности своей жизни, будто уже стали знаменитостями.

— Получается, что чуть ли не важнейшую роль играет образ жизни? — Возьмем Джермейна Пеннанта. Джермейн был, возможно, самым техничным игроком за все годы существования академии. Чувство мяча, дриблинг, навесы, удары, скорость — все было при нем. Но он слишком рано почувствовал себя звездой. Нужно было просто подождать, когда Венгер введет его в основной состав. Но Пеннант повременить не желал…

FourFourTwo, январь 2013 года

Фото: blogspot.com, skysports.com, eurosport.yahoo.com, london24.com

ОРИГИНАЛ

My Twitter