Гельмут Прекрасный
«Он был нам как отец. В современном футболе такие отношения уже невозможны. Это был специалист выдающихся человеческих качеств, его любили буквально все. Ребята относились к нему очень тепло. В наши дни у тренера просто нет времени чересчур беспокоиться об игроках. Секрет был прост. Все хотели играть в сборной, потому что ею руководил Гельмут Шен»
-Франц Бекенбауэр-
Воспитание улицей
Может быть, поэтому в Германии никогда не было проблем с хорошими футболистами. Потому что они никогда не появлялись вдруг, спонтанно, сами по себе. За каждым талантом стояла искусная работа тренера, его воспитавшего. Человека, который до мельчайших подробностей просчитывал ситуацию на несколько ходов вперед и точно знал, что будет способствовать прогрессу игрока, а что мешать. Человека, который становился не твоим начальником, а твоим лучшим другом, и неважно, какая разница в возрасте была между вами. Одним из таких замечательных людей был Гельмут Шен, тонкий тактик и блестящий психолог, по праву считающийся лучшим тренером за всю историю немецкого футбола.
Еще в детстве он мог пойти по стопам отца и торговать предметами искусства, но вместо этого уроженец Дрездена гонял мяч на городских улочках и пугающими темпами сокращал количество стеклянных витрин в близлежащих магазинах. Семье это увлечение сына очень не нравилось, но Гельмут был самым младшим ребенком в семье, и ему прощалось очень многое.
Будучи зачисленным в состав довольно крепкого на то время клуба «Дрезднер», в период с 1937-1941 гг. Шен выступал за сборную Германии под началом Зеппа Гербергера и забил в 16 матчах 17 голов.
После войны Дрезден оказался на территории ГДР, и в 1945 году на базе «Дрезднера» был создан футбольный клуб «Дрезден-Фридрихштадт», в котором наш герой продолжал футбольную карьеру. В 35 лет Шен оказался в берлинской «Герте», где впервые заступил на тренерский мостик. Работая помощником главного тренера, он был настолько впечатлен теми возможностями управления, которые открываются перед футбольным менеджером, что без всяких угрызений совести убил в себе футболиста. Чтобы дать жизнь великому тренеру.
Саар
Обладая базовыми знаниями в заинтересовавшей его области, Шен был открыт для предложений, но доверять начинающему специалисту футбольный клуб никто не спешил. Зато ему с удовольствием вверили целую страну.
Президент Саарского футбольного союза Херманн Нойбергер (спустя несколько лет он сделает все возможное и даже больше, чтобы ЧМ-1974 прошел именно в Германии) как раз подыскивал толкового наставника для сборной Саара. Это область Германии была оккупирована Францией после Второй мировой войны и имела статус протектората. Франция отрицала принадлежность Саара к ФРГ до 1956 года и управляла им отдельно от остальной Германии. В послевоенный период Саар был одним из трех немецких государств, вместе с ФРГ и ГДР.
Гельмут Шен стал вторым (и последним) тренером в недолгой истории Саара, заменив на этом посту Огюста Жордана. В наследство он получил относительно боеспособный коллектив, собранный на базе лучшей команды этого региона – «Саарбрюкена» – и усиленного несколькими футболистами из других клубов. Под руководством Шена сборная сыграла 19 матчей: добилась 6 побед, 3 раза сыграла вничью, 10 раз была слабее соперников. Играла в отборочном турнире чемпионата мира 1954 года в одной группе со сборными ФРГ и Норвегии. Безусловно, тот матч против команды Зеппа Гербергера для Шена был особенным; он противостоял человеку, которого всегда считал образцом и примером для подражания.
Команда Саара перестала существовать после присоединения земель к ФРГ в 1957 году. Потерял свой пост, соответственно, и ее главный тренер.
«Уэмбли»-1966. Фантомные боли
Сборная Германии, немного потрепанная временем, накануне чемпионата мира, который должен был пройти на английских полях, встала перед выбором: опираясь на традиции, идти дальше с тем же рулевым или обновить до неузнаваемости свой лик, затеяв масштабную кадровую чистку. Решено было принять более рискованный вариант. До Зеппа Гербергера донесли мысль футбольной федерации и предложили ему самому найти себе достойного сменщика. «Хитрый лис» без раздумий указал на Гельмута Шена, который после саарского этапа карьеры 8 лет был его помощником.
Мундиаль стал первым серьезным испытание для нового тренера бундесманншафт, но достаточно было провести всего несколько матчей, как стало понятно: Шен пришел всерьез и надолго. Пролетев по групповому этапу на сверхзвуковой скорости, немцы восхитили всех несгибаемым характером, сыгранностью, обученностью и взаимозаменяемостью. На том турнире мир впервые увидел Франца Бекенбауэра и его завораживающие забеги в чужую штрафную, ставшие визитной карточкой сборной, познакомился с белокурым мотором по фамилии Халлер, ужаснулся силе удара Уве Зеелера, позавидовал богатырскому здоровью Вольфганга Оверата.
Принцип работы Шена свелся к банальному, но от того не ставшего более легким, приему «Твоя слабая сторона – это сильная сторона твоего партнера по команде».
Безудержно мчащееся на недосягаемой для соперников скорости немецкое авто всего легким движением руки остановил азербайджанский инспектор на 101-й минуте финального матча. Прошло почти полвека, а споры по тому эпизоду не утихают и по сей день. Гол-«фантом» Джеффа Херста оставил Германию без титула, но едва ли смог надломить боевой дух дружины Гельмута Шена. На ближайшие 10 лет официальным языком игры №1 стал немецкий.
«У нас подобрался замечательный коллектив с яркими индивидуальностями, сблизившийся во время отборочного цикла. Это была лучшая команда за всю историю сборной. Я уверен, что это заслуга Шена, великого человека. Он сумел всех сплотить, собрать вместе столько сильных личностей»
-Ули Хенесс-
«Эйзель»-1972. Покорение Европы
В третий большой поход за международной наградой Шен снаряжал команду, состоящую сплошь из мировых звезд. На каждой позиции у немцев находился не человек – глыба. Зепп Майер, Пауль Брайтнер, Гюнтер Нетцер, Ули Хенесс, Юпп Хайнкес, Герд Мюллер, Франц Бекенбауэр – эта сборная запросто могла убить дыханием, но чаще соперник сам быстро скручивался в комок и убирался с дороги прочь.
На следующий день после выигранного немцами финала (3:0, разгромлена сборная СССР) итальянская Сorriere della Sera поместила на первую полосу ликующих немцев и повесила наверху заголовок: «Команда Гельмута Шена открыла новую эру в футболе».
Из 11 человек, вошедших в символическую сборную по итогам чемпионата Европы в Бельгии, семеро представляли Германию.
Когда пришел черед раздавать ежегодные награды лучшим из лучших, круг претендентов сузился до представителей одной-единственной сборной. Первым, вторым и третьим игроками Европы были признаны Бекенбауэр, Нетцер и Мюллер соответственно. ЧЕ-1972 ознаменовал начало гегемонии сборной ФРГ на европейской и мировой аренах.
«Олимпиаштадион»-1974. Тотал меньше
Однако 70-е годы стали прорывными еще для одной европейской сборной – голландской. Флегматичный интеллектуал Ринус Михелс сказал то, о чем стеснялись говорить другие: «Футболист – не бог, он всего лишь часть системы». Новая философия предполагала главенство командного над индивидуальным, была привлекательна для просмотра и очень быстро полюбилась всем без исключения. Конечно, сборная ФРГ тоже имела прямое отношение к успехам тотального футбола, однако на ассоциативном уровне это явление связано именно с Голландией.
Домашний чемпионат мира стал для немцев настоящим испытанием. Сполна почувствовав на себе груз ответственности, Гельмут Шен понимал, что никакое место, кроме первого, ему не простят. Нация ждала не просто победы – Германия приготовилась к тому, что ее сейчас усадят на плечи низверженным ей же фаворитам и пронесут по кругу почета, всему миру на обозрение, как единственного и безоговорочного триумфатора. На деле все оказалось немного по-другому: пробуксовка на старте, трудовая победа над Чили, поражение от идейных врагов из ГДР и легкий холодок, бегущий по спине от игры сборной Нидерландов.
Видя как их соотечественники уже было разуверились в собственных силах, журналисты самого «желтого» таблоида Германии пришли им на помощь и, дабы подорвать благоприятную атмосферу во вражеском лагере, закинули новость о том, что четыре неназванных игрока голландской сборной и две голые немецкие девушки устраивали вечеринку в бассейне отеля Wald незадолго до матча против Бразилии. Ринус Михелс на пресс-конференции перед финалом сердито отрицал, что история имела место быть, обвинив издание в ведении психологической войны. Но своего журналисты добились – жены футболистов долго терроризировали мужей вопросами о той вечеринке, не давая сконцентрироваться на решающем поединке.
Финальный матч в Мюнхене многие называют одним из лучших в истории чемпионатов мира, но он мог получится совсем иным, если бы не миротворческий талант Гельмута Шена. Узнав о том, что сумма премиальных за победу на чемпионате мира, предлагаемая Немецким футбольным союзом (50 000 марок), в 2 раза меньше аналогичных поощрений итальянцев и голландцев (100 000 марок), футболисты бундестим устроили саботаж и потребовали увеличить размер премии. Несмотря на то, что Шен чувствовал отвращение к жадности своих игроков, он смог убедить их согласиться на 70 000 марок. В противном случае все 22 игрока были бы отправлены по домам, а Германия сыграла бы в финале второй командой.
Шен выиграл Кубок мира и встал в один ряд со своим учителем Зеппом Гербергером.
«Гельмут всегда находился в прекрасном настроении и заражал окружающих духом братства. Даже будучи в почтенном возрасте он не давал слабины и полностью выкладывался на тренировках»
-Герд Мюллер-
«Црвена Звезда»-1976. Великая дерзость
Из воспоминаний Иво Виктора, вратаря и капитана чехословацкой сборной, лучшего игрока ЧЕ-1976:
«...Никто не хотел бить пенальти, ребята пытались спрятаться. Но я не удивляюсь, это большая ответственность. Если не забьешь, то угрызения совести будут мучить тебя до конца жизни. Короче, пять отважных, наконец-то, собралось. Первые четыре чеха забили, а четвертый немец пробил выше ворот. Пятым от нашей команды бил Антонин Паненка. Счет был 4:3 в нашу пользу. Ситуация сложилась так, что если он забьет, то мы станем чемпионами Европы.
Паненка, штатный пенальтист в своем клубе и сборной, обычно бил по центру, разводя голкиперов по углам. Немецкий вратарь Зепп Майер вполне мог знать об этом фокусе Паненки. Я думал, что он этого себе не позволит. При таком ударе, который Антонин, наконец, продемонстрировал, он, вполне вероятно, мог пробить выше ворот. Но Паненка тогда был в такой форме, в такой эйфории, что он просто попробовал это сделать. Кадры, показывающие этот пенальти, знает буквально каждый чех. Паненка занес ногу для удара – Майер оттолкнулся...»
А дальше вы знаете. Уникальное достижение, которое могло навеки обессмертить немецкую сборную и ее главного тренера, сорвалось самым обидным образом. Выиграть второй подряд чемпионат Европы и третий кряду крупный турнир Гельмут Шен так и не смог, остановившись в шаге от заветной цели.
То, что не получилось у золотого поколения Германии, спустя 36 лет получится у неудержимых испанских мастеров. Под чутким руководством Луиса Арагонеса и Висенте дель Боске Хави и Ко соберут все кубки и чашки мирового футбола в промежутке между 2008 – 2012 годами, а дель Боске станет вторым после Шена тренером в истории футбола, кому удалось выиграть и чемпионат мира, и чемпионат Европы.
Семья внутри
Но даже без всех тех титулов, что ему не достались или по какому-то роковому стечению обстоятельств выскользнули из рук в последний момент, Гельмут Шен остается величайшим тренером, которого когда-либо рождала немецкая земля. Прежде всего, потому, что человека в нем всегда было больше. Он мог запросто позвать к себе домой всю команду и устроить ужин, до глубокой ночи болтая с Мюллером, Бекенбауэром и другими своими друзьями на разные темы. Мог уладить любой назревающий конфликт, рано или поздно прорывающийся в таком закрытом коллективе, как футбольная команда. К нему рвались, с ним хотели проводить время, он, как магнит, притягивал к себе футболистов.
Только он мог искренне удивиться, за что ему платят деньги. Шен всегда считал их пустыми бумажками, ни в каком виде не способными передать весь кайф от проделанной работы.
Последние годы жизни он провел в родном городе своей жены, в Висбадене. Измученный болезнью Альцгеймера Шен покинул медийное пространство и очень редко давал интервью. Его не стало в феврале 1996 года. Ему было 80 лет.
- В 2008 году был посмертно включен в Зал славы немецкого спорта.
- В честь Хельмута Шена в Дрездене названа одна из улиц.
- Городской стадион Висбадена получил имя «Хельмут-Шен-Спортпарк»
- Был награжден орденом за заслуги перед Федеративной Республикой Германия
«На футбольном поле все делают всё»
-Хельмут Шен-
Больше спорта, больше информации, больше жизни - в новом выпуске электронного журнала ASM. Доступен для скачивания и обязателен к прочтению от корки до корки.