6 мин.

Пепуляризация

В небольшой заметке для All Sport Magazine Михаил Вислоухов рассуждает на самую актуальную футбольную тему последнего месяца, пытаясь рассмотреть, на первый взгляд, неочевидный выбор Гвардиолы через призму повседневной жизни, а выбор «Баварии» – ввиду отсутствия качественных кадров.

Pep

Чемпионат Германии с недавних пор стал объектом повышенного интереса. Думаю, причины, по которым рейтинг трансляций Бундеслиги значительно вырос, как минимум, две. Прежде всего, первенство, наконец, вышло из весьма продолжительной спячки, и германофилы успели сильно по нему соскучиться. Вторая причина, пожалуй, более весомая и кроется в назначении на пост тренера «Баварии» Хосепа Гвардиолы. Эта версия может показаться вам опрометчивой, однако со статистикой, как говорится, не поспоришь. За перипетиями Бундеслиги стали наблюдать все кому небезразлична судьба Гвардиолы: от больных футболом испанцев до рядового любителя игры номер один с банкой пива в руке, знающего хоть что-нибудь об очередном наставнике мюнхенского клуба.

При всем том, каталонский специалист лишь подписал официальные бумаги, а бразды правления командой примет через полгода. Впрочем, одной лишь информации о как таковом назначении Гвардиолы на пост главного тренера мюнхенцев оказалось достаточно для того, чтобы интернет-сообщества, сами того не ведая, разделились на два противоборствующих лагеря.

Ведь перед тем как подписать предварительное соглашение с «Баварией» 42-летний наставник отверг привлекательное предложение «Челси», и тем самым навлек на себя бурю негодования, по сей день изливающуюся из уст общества, в частности, английского. Приехал на все готовое, испугался неистовой борьбы за место под солнцем в Премьер-лиге, сменил один чемпионат двух команд на другой или же попросту струсил – какой ерунды в адрес Гвардиолы только не было сказано за последние две недели.

Нет, я не собираюсь выступать в образе мнимого адвоката Гвардиолы. Мне просто-напросто непонятна позиция условного лагеря, продолжающего корить Гвардиолу, порицать его за то, что он якобы трус и боится испытывать судьбу. По-моему, трусость по сути не применима к данному случаю. Почему? В целом, все достаточно просто, и на первый взгляд, сомнительный выбор Гвардиолы можно рассмотреть сквозь призму обыденной жизни.

Допустим, вы находитесь в расцвете сил, за короткий промежуток времени проявляете себя с наилучшей стороны и продолжаете оставаться востребованным специалистом в своей области. Рано или поздно начальство предложит вам должность повыше, естественно, с существенным повышением заработной платы. При этом ответственности в данном случае на вас будет лежать вдвое больше. Возможно, кому-то и хватит банальной скупости или бурлящей уверенности в жилах ради более приличного заработка. Другой (в данном случае – наш герой), в свою очередь, возьмет паузу на размышления, милостиво откажется от столь вожделенной должности из-за отсутствия опыта и продолжит тешить себя надеждами, что в иной раз все же примет столь непростое предложение для пущей самореализации.

Испанец в глубине души понимает, что еще «сыроват» для работы с клубом АПЛ

Аналогичный случай применим к ситуации и с Гвардиолой – испанец в глубине души понимает, что пока «сыроват» для работы с клубом АПЛ. Он возглавил «Баварию» не оттого, что в Мюнхене царит атмосфера уюта и комфорта, не оттого, что в команде безупречно налажены игровые связи, и совсем уж не оттого, что Хенесс согласен оплачивать ему гигантский годовой оклад, сопоставимый со стоимостью всех футболистов «Мюнхен-1860» вместе взятых. В действительности, все лежит на поверхности, так как РЕАЛЬНЫХ (невымышленных журналистами) вариантов возобновления работы у него было всего-то два. Один из которых он, вероятно, мысленно отбросил, едва только получив сведение о нем.

Не стоит также забывать, что Гвардиоле всего-навсего сорок два – юный для тренера возраст. Однако сей факт никоим образом не помешал ему за столь жалкий период времени получить весьма солидную репутацию в футбольных кругах. К слову, в его мечтах по-прежнему теплится надежда поработать в Англии. Время придет – это случится. Правда, этого момента, пожалуй, придется подождать: три-четыре года, быть может, вовсе целое десятилетие.

Тем не менее, лепить из Гвардиолы образ панацеи от вселенских бед – неверно в корне. Да, он безукоризненно поставил превосходную комбинационную игру команде, раздираемой противоречиями после ухода Франка Райкарда, создав систему на годы вперед. В то же время мы не должны забывать о другом. Помните, с каким трудом «Барселона» выгрызала очки у середняков на старте дебютного для Хосепа на тренерском мостике сезона, и какое место каталонцы занимали по окончании сентября (подсказка – очень неприемлемое)? Помните, тот градус давления, который оказывали СМИ на 37-летнего тренера-дебютанта? Признания, восхищения, трофеев – впоследствии всего этого могло бы не быть, если бы новоявленный наставник «Баварии» не совладал с собой в тяжелую минуту.

Впрочем, Гвардиоле еще предстоит пройти не менее серьезное испытание с клубом из другой страны, страны, в которой иной менталитет, культура, футбол… Отсутствие привычной барселонской свиты в Германии и незнание немецкого языка (который рулевой уже начал изучать) также должно вызывать определенные опасения у руководителей «Баварии».

Лепить из Гвардиолы образ панацеи от вселенских бед – неверно в корне

Конечно, все вышесказанное – не последний аргумент, так или иначе ставящий под сомнения перспективы молодого наставника, но в то же время отнюдь не главенствующий. Для мюнхенцев значительно важнее, что Хайнкес с Гвардиолой смотрят на футбол под одним углом: оба не признают оборонительную манеру игры, предпочитают короткий пас длинному, а также при любых обстоятельствах не намерены поступаться собственным принципам – только футбол с позиции силы, только игра на победу!  

Мюнхенцы отдали предпочтение испанскому специалисту, а не, скажем, Томасу Тухелю или Мирко Сломке – приверженцам атакующего стиля игры и не менее амбициозным личностям – лишь только потому, что «Баварию» интересовал тренер, имеющий на длительном отрезке перманентные успехи. Ни Тухель, ни Сломка, ни Фавр, ни тем более Финк не подходили под данный критерий – их командам, по большому счету, удавалось выстрелить по нескольку раз, кому-то только единожды.

Что касается солидных безработных тренеров, то их в Германии сегодня можно перечесть по пальцам: Феликс Магат довел до ручки «Вольфсбург» и, судя по всему, окончательно сошел с ума, Отто Рехагель давным-давно показал свой максимум, а Бернд Шустер на пару с Маркусом Баббелем умудрились развалить парочку серьезных проектов. Таким образом, баварцы уже сейчас могут расценивать подписание 42-летнего испанца как успех.

Как бы то ни было, назначение Гвардиолы в любом случае придает особый шарм немецкому чемпионату. Впрочем, все то, о чем мы сейчас с вами разглагольствуем – дела сезона следующего. Через полгода нам станут известны ответы на множество животрепещущих вопросов. Ждать ли нам судьбоносного противостояния Клопп-Гвардиола, или прогрессирующего коуча «Боруссии» все же охмурит вездесущий Роман Абрамович? Предстанет ли перед нами «Бавария» видоизмененная, или лишь слегка сдобренная новыми кадрами? Увидим ли мы кардинальные изменения в игре в баварцев, или же все пойдет фактически по сценарию Хайнкеса? Список вопросов может увеличиваться и дальше.

Сегодня «красную» часть Мюнхена волнует иной вопрос – как закончит «Бавария» сезон нынешний. Пока она продолжает борьбу на всех фронтах, и лично мне бы хотелось, чтобы команда не повторила прошлогодних ошибок, а сам Юпп Хайнкес ушел на заслуженную пенсию с легким сердцем. К тому же это станет определенной планкой для Хосепа Гвардиолы. Планкой, которую Гвардиола не должен уронить. 

All Sport Magazine #23 (02/13)