Николай Степанов: «С игроками, которые у нас сейчас есть, мы можем решать самые высокие задачи»
- Садырин - не тот тренер, который будет бороться за выживание, и мы с ним в прошлом году согласились возглавить команду не для того, чтобы занимать "надцатые" места, - говорит президент ЦСКА Степанов. - Уже в начале того сезона было ясно, что имеющийся состав не готов решать те задачи, которые мы перед собой ставим. Поэтому комплектованием команды на чемпионат-98 стали заниматься прямо со старта прошлогоднего первенства. У нас был определенный круг кандидатур, за которыми мы внимательно наблюдали, специально выезжая на игры с их участием.
-Расскажите о каждом из новичков более подробно.
Степанов достал из папки документ, где они были перечислены. Всего, как мне удалось разглядеть, там было 9 или 10 фамилий. На мой вопрос, не стоит ли в этом списке девятым или десятым нападающий "Ротора" Денис Зубко, Степанов загадочно улыбнулся и сказал, что ничего пока по этому поводу сказать не может.
- Первым у меня идет Федоров. Его мы смотрели в конце лета и осенью, когда он играл в Узбекистане за "Нефтяник". А вот камазовца Варламова "вели" почти целый год. Он дал согласие выступать за ЦСКА еще тогда, когда у него не было ни одного предложения - за два месяца до окончания чемпионата. Сенникова из питерского "Локомотива" Садырин смотрел, еще когда работал в "Зените". Вопрос с ним окончательно решили во втором круге, когда ЦСКА приезжал в Санкт-Петербург на матч с зенитовцами. Примерно в это же время произошел разговор и со Щеголевым из "Факела". Несколько позже у нас возникла идея пригласить Бабенко, но и с ним все удалось решить еще в сентябре после матча с "Крыльями Советов". Что касается Герасимова, то он был у нас на просмотре еще в прошлом году, однако остаться тогда в команде ему помешала травма. После этого я целый сезон переживал: мы отпустили Герасимова, а он в "Шиннике" оказался лучшим. Что касается Филиппенкова из Смоленска, то он, как и Герасимов, тоже был у нас в прошлом году на просмотре. В период дозаявок мы до последнего держали ему место, но его переход не состоялся из-за одного нюанса. Корнаухов - единственный игрок, которого мы не планировали в состав новой команды. Он сам изъявил желание выступать за ЦСКА, и большую роль в его переходе сыграл Геннадий Костылев, который довольно хорошо знает этого футболиста.
-Кто подбирал всех новобранцев?
- Конечно, Садырин, и только он. У меня ведь несколько другие обязанности, а в чисто футбольных делах равных ему в нашем футболе, думаю, не много. Должен сказать, что в основном наши новички шли в ЦСКА именно "под Садырина".
-Договориться с футболистом - еще не значит его приобрести. Как вам удалось добиться того, что все 8 новичков поступили в ваше распоряжение в первый же день первого сбора? Ведь многие клубы сначала ждут перечисления денег и только потом отпускают игроков в новые команды.
- Я постоянно держал связь с руководителями тех команд, где играли наши новички. Переговоры - они на то и переговоры, чтобы найти взаимоприемлемое решение.
-Президентом футбольного клуба вы работаете второй год. За это время у вас уже успели сложиться хорошие отношения со многими вашими коллегами?
- Во всяком случае я не жалуюсь. Даже с представителями того же "Торпедо" у меня отличный контакт, особенно - с Назаром Петросяном. К тому же у меня есть и достаточно сильные помощники - селекционеры Крысевич и Козыринский, начальник команды Коробочка.
-Сейчас вы уже не жалеете, что в прошлом году согласились возглавить армейский клуб?
- Я не жалел об этом и в начале минувшего чемпионата, когда у нас был очень тяжелый период. Но я верил в Садырина, и сейчас все складывается как нельзя лучше. Между прочим, на данном этапе ЦСКА тренируется по специальной методике, которая взята на вооружение Многими известными западными клубами - например, "Барселоной", "Ньюкаслом"...
-Как вам удалось ее раздобыть?
- На сбор в Финляндию с нами ездил ленинградский профессор Рыбаков, который до этого работал в английских клубах. У него есть целая компьютерная программа, по которой занималась наша команда. А скоростно-силовую работу ставит нам заслуженный тренер четырех экс-советских республик Куличенко. В свое время он работал с Лобановским, и тогда киевское "Динамо" представляло собой хорошо отлаженную машину. После каждого сбора игроки сдают специальные тесты. В научно-исследовательском институте изучают также потенциальные возможности каждого нашего футболиста с медицинской точки зрения. Так, например, аорта человека должна быть в диаметре от двух до четырех сантиметров. Если меньше - игрок не может рассчитывать на какие-то серьезные успехи, сколько бы он ни тренировался. Семак, например, по всем своим функциональным параметрам котируется на уровне выдающегося кубинского легкоатлета Альберто Хуанторены. Для анализа используются различные данные, полученные в том числе и на особых точках на теле человека, его аэробные возможности... Словом, это очень сложная система. В результате под каждого игрока у нас разрабатываются и свои нагрузки. Сбор в Финляндии показал, что мы на правильном пути и что новая методика подготовки уже начинает давать свои результаты. Скажем, очень прибавил молодой Цаплин, на которого мы уже рассчитываем как на игрока основного состава.
-А Финляндия для первого сбора была выбрана не случайно?
- Конечно. В Кисакескус, где мы работали, прекрасные условия именно для физической подготовки. Там чистый воздух, ни одного табачного киоска в округе. Мы еще в конце прошлого чемпионата знали, что январь проведем там. Рыбаков и Куличенко считают, что мы поступили правильно, отдав предпочтение этому месту, а не югу, куда едет большинство наших команд. А о конкуренции, которая была в Финляндии, и говорить нечего. Чтобы попасть в состав, игроки бьются, не жалея себя.
-Стало быть, сейчас вы полны оптимизма?
- Он нас и в том году не покидал. Но бывает ничем не обоснованный оптимизм, а бывает чем-то подкрепленный. Уровень игроков, которые у нас сейчас есть, позволяет решать довольно серьезные задачи.
-Вы приобрели всех футболистов, кого планировали?
- Не взяли только двух, претендовавших на одно место, - Виктора Булатова из "Крыльев Советов" и Владимира Казакова из нижегородского "Локомотива".
-Итак, процесс комплектования команды завершен?
- Нет, возможно и еще пополнение, но это уже не связано с тем, что мы испытываем потребность усилить какую-то позицию. Ведь мы во время финского сбора поняли, что у нас кроме новичков на место в основном составе претендуют даже те игроки, на которых мы не рассчитывали. Очень подросла наша молодежь. О Цаплине я уже говорил. Есть еще Исаков, Миронов, Коровушкин, Куличенко. Не случайно 5 армейцев вызваны сейчас в молодежную сборную России.
-Выходит, что этот сезон для вас во многом определяющий. Ведь если в прошлом году в силу обстоятельств вы имели право на неудачу, то теперь - нет.
- Мы и в прошлом году не могли себе позволить много ошибаться, на протяжении всего сезона за поражения нас нещадно критиковали и били. Теперь же перед командой поставлена задача пробиться в зону УЕФА. Хотя многие ветераны ЦСКА, с которыми я разговаривал, убеждены, что клуб с такими традициями должен бороться только за первое место.
-Вы считаете, это реально?
- Мы максималисты. Более же конкретно ответить на ваш вопрос можно будет после заключительного сбора в Бельгии, где нам обещаны серьезные спарринг-партнеры. Условия там будут максимально приближены к чемпионату, и даже контрольные матчи будут начинаться в 19.00. Поедут туда только те, кто будет внесен в заявочный список - 23-25 футболистов. В прошлом году Садырин постоянно ломал голову над тем, кого выпустить на замену, чтобы усилить игру, нередко ему приходилось ставить нападающего в защиту, и наоборот. Сейчас же, например, при счете 0:2 в его распоряжении должны оказаться еще одиннадцать игроков, каждый из которых способен принести победу.