«Сваровски Тироль» (Австрия) | Кристальная формула
Когда впервые видишь этот фантастический пейзаж, кажется, что ты попал в какую-то сказку из детства. Это голова застывшего древнего великана? Или вход в подземное царство, которое он охраняет? Невольно ожидаешь, что вот-вот из пещеры покажутся тролли, которые начнут заманивать тебя внутрь горы, соблазняя несметными богатствами, золотом и серебром. Истина же, как всегда где-то рядом. Ведь если зайти внутрь, то вы действительно найдете множество сокровищ. Только их никто не прячет, не утаивает, не скрывает – они все на виду, искрят, переливаются, преломляя таинственный свет на своих четких гранях. Нет, это сказка. Это сказочный музей кристаллов Сваровски.
Он представляет собой подземный лабиринт, состоящий из семи комнат, соединенных лестницами и сужающимися переходами. Вход оформлен в виде стеклянного тоннеля, на стенах которого выгравированы строки писателей и поэтов, в которых фигурирует слово хрусталь. В музее выставлены как самый маленький, так и самый большой кристаллы Сваровски, вошедшие в книгу рекордов Гиннесса, «кристальный лес», хрустальные часы Сальвадора Дали, такие же хрустальные вариации по произведениям искусств известных живописцев, многометровая кристальная стена … Нет, это трудно описать обычными словами. Нужно все увидеть самим.
Основатель компании Даниель Сваровски, чех по происхождению, но австриец по духу, опроверг известную, и, казалось бы, незыблемую поговорку «не все то золото, что блестит». Он сделал свою ставку именно на блеск, который теперь никак не дешевле золота.
Почти сто двадцать лет назад в 1891 году он не только изобрел, но и собрал специальный шлифовальный электроприбор - впервые появился механизированный способ огранки, с помощью которого он смог обрабатывать хрусталь быстрее и качественнее, нежели вручную. Чтобы довести свои кристаллы до потенциальных покупателей в первую очередь было необходимо массовое, а не кустарное производство. И Сваровски создает на базе старой фабрике недалеко от Инсбрука свою знаменитую фирму, которая тогда была еще совсем никому неизвестной.
За несколько лет Сваровски достиг, наверное, идеала в шлифовке и огранке камней. Вдруг оказалось, что во всем мире лишь он один знает, каким образом можно достичь невероятной прозрачности кристаллов. Дело было не столько в станках, сколько в формуле, которую Сваровски изобрел для варки хрусталя.
Дабы выйти на обширный европейский рынок, Даниель отправляет образцы своих украшений в города, главные законодатели мод - Париж и Санкт-Петербург. И это принесло долгожданный успех. Дешево и сердито, так бы сейчас мы назвали этот стиль. Но свой бизнес Сваровски считал абсолютно законным, и потому факт имитации никогда не скрывал. Его кристаллы не были подделкой, а лишь выглядели точно так же, как и бриллианты. Это была свежая и гениальная идея.
В 1956 году, не дожив до ста лет всего четыре года, Даниель Сваровски ушел из жизни. Бизнесу долгое время ничего не угрожало, ровно до тех пор, пока вначале семидесятых годов не начались нефтяные войны на Ближнем Востоке и в Северной Африке, спровоцировавшие европейский топливный кризис. Рынок упал, так же как и интерес к уже знаменитым австрийским кристаллам. Нужно было придумывать новый товар, новые фишки и снова завоевывать рынок.
Спустя двадцать лет появляется линия хрустальных изделий под названием Silver Crystal. Это были фигурки животных, собранные из кристаллов Сваровски. Надо отдать должно маркетологам компании – они весьма ловко придумали изготавливать зверюшек в небольших количествах, а затем уничтожать эскизы и формы, по которым их создавали. Это сразу придавало им статус коллекционных изделий.
Все и так шло к чемпионству, но в том-то и дело, что мало уметь играть в казино, нужно еще знать, на что и когда поставить.
Спокойно, вот уже и начинается про футбол. За несколько лет до пуска новой линии, событие, к которому, безусловно, готовились заранее, Гернот Лангес-Сваровски, правнук основателя фирмы и ее управляющий, становится титульным спонсором местной футбольной команды Wacker Innsbruck, желая за относительно небольшие деньги дополнительно прорекламировать фирму в предверии старта продаж. Это произошло в 1971 году. У самой компании так же был футбольный коллектив, но он играл на любительском уровне, поэтому в расчет не брался - нужен был профессиональный клуб. И в том же сезоне «Ваккер» впервые в своей истории становится чемпионом Австрии. Гений Сваровски? Нет, не думаю, что стоит преувеличивать его заслугу в этом моментальном успехе.
Конечно, чемпионство оказалось счастливым совпадением, ведь «Ваккер», основанный в далеком 1915 году, и без Сваровски в последние годы играл весьма заметную роль в австрийском футболе, шаг за шагом подбираясь к заветному титулу. Например, в 1967 и 1968 годах «Ваккер» дважды становился вторым, а в 1970 году так же впервые выиграл местный кубок. Все и так шло к золоту, но в том-то и дело, что мало уметь играть в казино, нужно еще знать, на что и когда поставить. И первая ставка Гернота Сваровски сыграла.
Еще четырежды инсбрукский «Ваккер» завоевывает главный титул страны, столько же раз выигрывает кубок Австрии, дважды берет кубок Митропа. Казалось, все идет хорошо – одни радуются победам на футбольном поле и хорошей зарплате, другие успешной рекламной кампании и ростом продаж. Вот только ничто не бывает вечным. В клубе начались финансовые проблемы – он практически признается банкротом. Решение было найдено быстро – правление «Ваккера» включило в свой состав представителей «Сваровски», по сути, сделав фирму совладельцем команды. И команда выживает.
Но, все же результаты пошли на спад – последний трофей попадает на полку в 1979 году. Мало того, что имя команды больше не сверкает в заголовках газет и телевизионных новостях, Сваровски уже не устраивает и местечковое имя клуба. Ему нужен пиар если не на весь мир, то, как минимум на всю Европу, но, увы, тут «Ваккеру» похвастаться нечем.
Хорошенько все обдумав, Гернот Лангес-Сваровски принимает кардинальное решение, которое от него вряд ли кто-либо ожидал. Он гасит все долги «Ваккера», получая взамен профессиональную лицензию на ближайшие пять лет, и создает свою команду – Swarovski Tirol. А несчастный "Ваккер" на этот же срок отправляется играть в любительскую лигу. Ну, не расформировываться же на пять лет, в самом деле. Потом ведь можно и не собраться.
Да, 1986 год значится во всех справочниках как официальная дата рождения корпоративного профессионального футбольного клуба. Хотя, как вы теперь понимаете, Гернот Сваровски начал делать первые шаги в этом направлении значительно раньше. И теперь его игроки не просто надевают футболку с надписью «Сваровски», они официально являются сотрудниками фирмы, а значит и ее лицом. Попросту говоря, репутация компании напрямую стала зависеть от того, как проявит себя команда на поле.
Риск? Безусловно. Но рынок не стоял на месте, нужно было двигаться вместе с ним, подстраиваться, изворачиваться, придумывать новые ходы. Да и конкуренты не дремали – в Европе появился американский бренд «Тиффани», подняли голову чешские ювелиры, рядом, французы - Ив Сен-Лоран с Коко Шанель, занявшиеся своими кристаллами, Италия подала свой хрустальный голосок. Да, столь модной была в те годы элитная бижутерия.
Если продолжать аналогию с казино, то это была вторая ставка Гернота Сваровски. Более крупная, нежли первая, более ответственная. Сыграла ли она? Что же, судите сами.
В первый же сезон команда едва не становится чемпионом Австрии, отстав от лидера всего на три очка. Но, как показала жизнь, может быть, оно было и к лучшему. Ведь клуб, как нельзя кстати, выстрелил в следующем году в кубке УЕФА.
Для новоявленного футбольного коллектива все началось с 1/32 финала, где «Сваровски» не без труда прошел болгарский «Средец», выиграв дома 3-0 и умудрившись уступить на выезде 0-2. Да и в следующем раунде дела складывались не так легко, как всем хотелось бы - австрийцы едва-едва унесли ноги от бельгийского «Стандарта». Все закончилось с общим счетом 4-4 и лишь благодаря двум забитым мячей на поле соперника «Сваровски Тироль» просочился, иначе и не скажешь, дальше.
На стадии 1/8 финала «Сваровски Тироль» попал на московский «Спартак». В этой паре многие заранее отдавали победу столичной команде. Но в предыдущем раунде у советского клуба был удален ключевой центральный защитник Вагиз Хидиятулин, дисквалифицированный в итоге на четыре последующих игры. Как оказалось, этот факт стал решающим в противостоянии с австрийцами. В итоге, что называется, «попали» как раз красно-белые.
Уже первый декабрьский поединок дался «Спартаку» очень тяжело. Тирольцы стеной встали у своей штрафной, а спартаковцы не реализовывали даже те немногие моменты, что получалось создавать. Не забили даже с пенальти. В итоге скромный счет 1-0 перед ответным матчем не предвещал ничего хорошего. В Австрии игра началась с того, что каждый из 18 тысяч болельщиков зажег бенгальский огонь. По словам очевидцев это было невероятное зрелище. В тот вечер на твердом как камень газоне доминировал «Сваровски Тироль». В середине второго тайма хозяева провели мощнейшую двухминутку, успев за это время забить два мяча. Этого оказалось достаточно, чтобы пробиться дальше по турнирной сетке.
После матча один из игроков «Сваровски» зашел в отель, где проживали спартаковцы, неся в руках огромную сумку. Еще до игры команды договорились, что австрийцы добывают на всех русских адидасовские спортивные костюмы, а взамен получают банки с черной и красной икрой. А что вы хотите – это был декабрь 1986 года, начало перестройки, а до распада СССР оставалось еще пять лет. Удивительно, но жизнь еще раз, пусть и косвенно, сведет эти клубы вместе.
Между тем, победа над советской командой стала сенсацией. Про «Сваровски Тироль» заговорила вся футбольная Европа – собственно то, на что и рассчитывал Гернот Лангес-Сваровски. А впереди их ждал четвертьфинал против итальянского «Торино», занявшего в том году пятое место в своем чемпионате, и все специалисты с интересом ждали результата нового противостояния.
Оно получилось не очень интересным. В Италии все окончилось нулевой ничьей, а в Австрии при сумасшедшей поддержке болельщиков тирольцы с трудом, но победили 2-1, тем самым вновь заставив говорить о себе. Это был лучший результат в еврокубковой карьере команды – не только «Сваровски», но в том числе и «Ваккера».
Узнав имя своего соперника по полуфиналу – а им стал шведский клуб «Гетеборг», руководство команды, да и футболисты, мысленно представляли себя в финале. Все же последние пару лет шведы не блистали ни на внутренней, ни на европейской арене. Казалось, у них наметился серьезный спад после выигрыша кубка УЕФА в далеком 1982 году и последнего чемпионства в сезоне 1983/84 года. Но истинная реальность оказалась убийственной. После поражения 1-4 в Швеции нечего было и думать о финальном матче, тем более что и дома «Сваровски Тироль» уступил скандинавским гостям. Уступил, как вскоре оказалось, двукратному обладателю кубка УЕФА – в решающей дуэли «Гетеборг» перестрелял шотландский «Данди Юнайтед».
Можно ли было этим утешаться? Все относительно, ведь многое зависит от амбиций руководства. А они были не малыми. И все-таки, учитывая какого шороху навели австрийцы в Европе, думаю, Гернот Сваровски был удовлетворен – ведь о его клубе узнали и заговорили. Его ставка снова была удачной.
Да, теперь весь расчет строился на фигуре Эрнста Хаппеля. В таких случаях говорят, что сложили все яйца в одну корзину.
И все же, по окончанию первого сезона, главного тренера команды сменили. Вместо Феликса Лацке, тренировавшего еще «Ваккер», был назначен прославившийся на всю Европу Эрнст Хаппель - спустя двадцать пять лет великий австриец наконец-то вернулся на родину. Вернулся прямиком из «Гамбурга», с которым он в последний год взял и кубок, и суперкубок Германии, и лишь немного не дотянул до хет-трика, заняв второе место в немецком чемпионате. Это была уже третья ставка Сваровски. Самая высокая и самая серьезная.
Основную часть своей карьеры в качестве игрока Хаппель провел в венском «Рапиде», и прямо скажем, звездой не считался. Но перейдя на тренерскую работу, он раскрылся по-новому. Хаппель выигрывал чемпионаты Голландии, Бельгии, Германии, вывел голландскую сборную в финал чемпионата Мира, стал одним из трех тренеров, выигрывавших Лигу Чемпионов с двумя разными клубами. Межконтинентальный кубок в этом ряду, честное слово, кажется, какой-то мелочью. И хотя все это случилось задолго до «Сваровски», имя Хаппеля все равно не требовало верительных грамот и гарантийных писем.
Именно под отличную еврокубковую репутацию Гернот Лангес-Сваровски и подписал с ним контракт. Такое удовольствие в виде топ-тренера обходилось его фирме в 370 тысяч евро в год – в то время для Австрии это были очень серьезные деньги.
После назначения Эрнста Хаппеля, весной 1987 года Гернот Сваровски дал знаменитому немецкому еженедельнику «Шпигель» большое интервью. Дабы не пересказывать его своими словами, я приведу несколько выдержек, дабы стало понятно, зачем Сваровски все это затеял.
Der Spiegel: На самом деле можно эффективно рекламировать свой бренд с помощью футбольного клуба?
G.Swarovski: Только если команда играет в еврокубках. Опрос в Германии показал, что наше имя известно в основном из-за того, что мы являлись титульным спонсором «Ваккера». После успеха в кубке УЕФА я поехал в Италию и даже там у меня интересовались, тот ли я Сваровски, у которого есть футбольная команда.
Der Spiegel: Почему именно Эрнст Хаппель? За что вы платите ему такую большую зарплату?
G.Swarovski: Для нас важно, чтобы клуб, во-первых, постоянно попадал еврокубки, а во-вторых, он должен проходить в них, по крайней мере, до второго раунда. Для этого нам понадобится тренер, который сможет это регулярно обеспечивать. Может быть, он не нравится многим людям, и вам, журналистам, как грубый в общении человек. Но его эффективность не в том, что он будет красиво разговаривать на пресс-конференциях. Ему вообще не нужно ни с кем разговаривать. Рекламный эффект должен проявиться на поле. Кроме того, мы считаем, что Хаппель способен сделать из относительно неизвестных игроков футбольных звезд. Ведь для самоокупаемости мы планируем зарабатывать и на продаже футболистов. Стадион слишком мал, чтобы покрывать наши расходы только билетами.
Der Spiegel: Что вы будете делать, если Эрнст Хаппель не достигнет обозначенной цели? Уволите его?
G.Swarovski: Да, будь он ремесленником. Но, поверьте, он первым придет ко мне и потребует расторжения контракта, если поймет, что не может решать поставленные задачи.
Der Spiegel: В чем же привлекательность вашего клуба, что даже известные игроки хотят в нем играть?
G.Swarovski: Это не только деньги, мы платим футболистам не так уж и много. Но после завершения профессиональной карьеры Инсбрук является очень привлекательным местом для умных игроков, учитывая тот факт, что они являются сотрудниками фирмы. Если игрок говорит на нескольких языках, известен за пределами Австрии, у него хорошая репутация, то его ждет отличная карьера в нашей компании.
Der Spiegel: Ваш клуб выбыл из кубка УЕФА, проиграв «Гетеборгу». Задумывались ли вы о том, что неудачи могут оказать негативное воздействие на ваш бизнес?
G.Swarovski: Конечно, серия поражений помешает компания продавать кристаллы. Но мы уже предприняли все, что в наших силах, и поэтому Хаппель теперь с нами. Мы ожидаем, что он принесет нам удачу.
Да, теперь весь расчет строился на фигуре Эрнста Хаппеля. В таких случаях говорят, что сложили все яйца в одну корзину. Хаппель - это хорошо. Да вот только под свое крыло он принял тирольцев в 1987 году, уже на излете своей тренерской карьеры, когда ему было 62 года. И то, что получилось у Феликса Лацке в европейском турнире рангом ниже, не получилось у Хаппеля в Лиге Чемпионов, на которую так рассчитывало руководство компании. Быть может, тому виной стала накопившаяся усталость, а может быть, уже тогда Хаппель знал о своей смертельной болезни - неоперабельный рак легких. Жить ему оставалось всего несколько лет.
Под руководством нового тренера «Сваровски Тироль» в сезоне 1988/89 в первый, но не в последний раз завоевал чемпионский титул. Представляете? Ни какой истории, никаких традиций - клубу три года и уже примеряетавстрийскую футбольную корону. И это было только началом. Через год Эрнст Хаппель и его парни сделали золотой дубль, став первыми и во внутреннем первенстве, и в кубке Австрии! Еще через год лишь одно очко отделило тирольцев от третьего подряд чемпионства.
Увы, но радость от побед на местных футбольных фронтах омрачалась неудачами в Лиге Чемпионов. Дважды команда добиралась до 1/8 финала. Но в первый раз их остановил днепропетровский «Днепр» - тогда еще советский клуб едва не выиграл чемпионат СССР, и поэтому спокойно, 2-0 дома плюс выездная ничья, разобрался со своим соперником.
Вторая заход в Лигу Чемпионов в сезоне 1990/91 года был еще печальнее. Рок и жребий сыграли жестокую шутку с австрийцами - их соперником стал мадридский «Реал». Стоит ли говорить, что королевский клуб, последние пять лет подряд становившийся чемпионом Испании, легко прошел тирольскую команду? Да, нет, я неправильно выразился. Что значит прошел? Он уничтожил, унизил, размазал Гернот Лангес-Сваровски, его клуб, а что самое главное, имя его фирмы на глазах у миллионов телезрителей. Покер в исполнении Эмилио Бутрагеньо, хет-трик Уго Санчеза, а еще голы Фернандо Йерро и Мигеля Тендилло (какие имена, а!) составили те 9 мячей, которые «Реал» отгрузил в сетку ворот «Сваровски Тироль».
В ответном матче второй состав испанцев спокойно скатал ничейку. И все это только для того, чтобы вылететь в четвертьфинале, проиграв на «Сантьяго Бернабеу» московскому «Спартаку». Отомстив «Реалу» за разгром австрийцев, красно-белые заработали вторую сумку с адидасовскими костюмами.
Надо признать, что третья ставка Гернота Сваровски не сыграла. Спустя пять лет можно было покривить душой, сделать хорошую мину при плохой игре, но был ли смысл, особенно после громких заявлений в прессе? Конечно, нет. И весной 1992 года, вскоре после того, как Эрнст Хаппель покинул команду, дабы возглавить первую австрийскую сборную, рекламная кампания под формальным названием бизнес-проект «Сваровски Тироль» была свернута.
Вот только это не был бизнес-проект аля Червиченко, разрушившего команду, уволившего самого титулованного тренера страны, при котором бромантан стал ассоциироваться только с одним клубом. Это не был бизнес-проект аля Червиченко, который вошел в народную команду в качестве коммерческого директора, а вышел из нее в самодовльным миллионером.
Нет. Здесь никто не мучал ни клуб, ни футболистов, ни болельщиков. Это был полностью исчерпавший себя оригинальный маркетинговый ход, позволивший напомнить всей цивилизованной Европе о таком бренде, как «Сваровски».
И все же серьезного международного успеха, на который так рассчитывал Гернот Лангес-Сваровски, не было. Скорее наоборот. За пять прошедших лет эта рекламная акция показала с одной стороны, возможность уверенного доминирования во внутреннем чемпионате, а с другой, свою полную нежизнеспособность в топовых европейских соревнованиях. Стало так же понятно, что необходимо либо многократно увеличивать финансирование, либо выходить из игры, ибо команда показала ту планку, выше которой ей не прыгнуть.
И Сваровски выбрал второе. Он не стал разрушать все то, что было нажито за прошедшие годы. Он банально закрыл невыгодный для своей фирмы отдел, начальник которого перешел на новую должность. Гернот Сваровски вернул профессиональную лицензию «Ваккеру». Без обид и без сожаления, оставив Австрии и Инсбруку в частности, серьезный футбольный коллектив.
День, прожитый без футбола – потерянный день. Примерно так говорил в свое время великий австрийский тренер Эрнст Хаппель. Он скончался в Инсбруке в тот же год, что и проект «Сваровски Тироль» - в один из ноябрьских дождливых дней судьба замкнула еще один круг.
Похожие записи:
Дикие, дикие тигры: FC Nordsjaelland (Дания)