Митропа | Кубок, которого больше нет
Если вы посмотрите запросы на эту тему в том же Яндексе, то обратите внимание на неправильное написание названия кубка. Многие пишут «кубок Митропы», явно думая, что «Митропа» – это чья-то фамилия, а значит, ее можно склонять. Это не так. Название кубка произошло от слова Mitteleuropa, что формально с немецкого языка переводится как средняя Европа, подразумевая, конечно, ее центральную часть. После сокращения несколько букв (исключительно для благозвучия – попробуйте-ка внятно и вслух произнести Mitteleuropa) появился Mitropa Cup. Кстати, даже в Википедии существует эта ошибка. Проверьте. Увидете название La Coupe de l'Europe Centrale - не удивляйтесь, это второй вариант наименования кубка Митропа.
Сама идея организации соревнования, в котором развитые футбольные страны Европы должны будут выявлять только один сильнейший клуб, пришла в голову генеральному секретарю австрийского футбольного союза Хуго Майзлю. А окончательно решение было принято на расширенном футбольном совете в Венеции летом 1927 года. Хуго Майзль рассчитывал, чтобы со временем кубок станет всеевропейским. Однако, существовало несколько проблем, мешающих реализации этого проекта. К примеру, низкий уровень развития дорожной сети в Европе, а кроме того, слабые коммуникационные возможности (мобильников тогда не было, как и стабильной проводной телефонной связи). Да и накладно было разъезжать на десятки тысяч километров. К тому же сам футбол во многих странах был на зачаточной стадии развития. Но это была идея, однозначно опережающая свое время.
Сначала Австрия, Венгрия и Чехословакия, а затем Италия, Югославия, Румыния и Швейцария с удовольствием подключились к этому новому турниру. Пожалуй, на тот момент, это были сильнейшие футбольные страны Европы, за исключением, конечно же, Англии. Но британские футбольные власти были непреклонны в своем высокомерии. Раз за разом, отвергая предложения о вступлении английских клубов в розыгрыш кубка Митропа, они заявляли, что и без всяких кубков всем понятно, чьи команды в Европе самые сильные. Увы, клубы с туманного Альбиона так никогда и не приняли участие в этом европейском соревновании.
Специально для кубка Митропа была разработана особая инновационная система определения победителя через сдвоенные игры дома и в гостях. При равенстве забитых и пропущенных мячей проводился третий решающий матч, ибо послематчевую серию пенальти еще не изобрели. Турнир проводился сначала с августа по ноябрь, затем с июня по сентябрь, а позже превратился в привычную схему осень-весна. Одно из правил соревнования требовало, чтобы заявки подавали только те клубы, которые завершили сезон в ранге либо чемпиона, либо обладателя местного кубка. Таким образом, предполагалось поддерживать высокий статус этого турнира.
Со временем возможности команд расширились, и стали приглашаться даже коллективы, занявшие в чемпионатах места не ниже четвертого. До самой войны кубок пользовался огромной популярностью. Ради того, чтобы по итогам своего чемпионата оказаться в «зоне Митропа», клубы иногда шли на подкуп своих соперников. А страсти на поле и трибунах кипели настолько серьезные, что порой они приводили к печальным инцидентам.
Например, в 1932 году первый полуфинальный матч между пражской «Славией» и туринским «Ювентусом», окончившийся со счетом 4-0 в пользу хозяев, отличался чрезмерным уровнем грубости. Игроки и даже тренеры постоянно пытались ввязаться в драку, и полиция приходилось дежурить возле скамеек запасных, иногда выбегая и на поле. Перед ответной игрой в Турине развернулась целая пропагандистская кампания, намекавшая на то, что если не пройдем в финал, то надо хотя бы покалечить чехов. И сразу после начала второго тайма ответного матча, когда счет был 2-0 в пользу «Ювентуса» с трибуны прилетел камень, разбивший голову вратаря гостей. Тот упал как подкошенный, потеряв сознание. Спустя четверть часа удалось привести вратаря в чувство, но при этом «Славия» решила не продолжать матч и ушла с поля. Чешские игроки заперлись в раздевалке, которую осаждали разъяренные фанаты. Кордон даже не из полицейских, а из полутора тысяч солдат регулярной армии с боевым оружием наготове сдерживал их натиск, хотя не удивлюсь, если и сами солдаты были в тот момент не прочь пристрелить всех игроков приезжей команды.
Все это грустно, согласен. Но забавно другое. По правилам кубка Митропа, команде, отказавшейся продолжать матч, должно было быть засчитано поражение 0:3 (сейчас в еврокубках такие же правила). Но тогда бы «Ювентус» проигрывал с общим счетом 3-4 и не попадал в финал. Поэтому возник вариант с проведением дополнительного поединка на нейтральном поле. Однако сторонам не удалось договориться, и, в конце концов, руководство турнира решило рубить с плеча, дисквалифицировав обе команды. Второму полуфиналу был присвоен статус финального матча и его победитель (опять же итальянский клуб «Болонья») стал обладателем серебряной чаши.
Накал действительно был колоссальным! Два годя спустя на стадии 1/8 финала МТК попал на пражскую «Спарту» и эти команды умудрились сыграть целых шесть матчей, но даже после этого победитель так и не был определен.
Произошло следующее. Первые две игры венгерский и чешский клуб сыграли с общим счетом 6-6. Понадобился дополнительный матч, в котором «Спарта» уверенно переиграла МТК. Но администрация венгерской команды подала протест по поводу легальности участия в игре одного из футболистов соперника, ранее купленного у «Цюриха», но за которого был внесен только авансовый платеж. Учитывая тот факт, что этот игрок в последнем матче забил в ворота МТК два гола, руководители турнира приняли сторону венгров, и результаты были аннулированы. Команды снова обменялись вояжами на чужие поля и снова не выявили победителя. В третьей игре (а если считать правильно, то уже в шестой!) понадобилось дополнительное время, но и после его истечения на табло горел счет 1-1. Невероятно! Настолько равных команд еще не встречалось. Пришлось пустить в ход беспроигрышный вариант - научный метод орла и решки. Монетка оставила за бортом четвертьфинала МТК.
В 1937 году эхо войны уже во всю гуляло по Европе. Согласие Италии на насильственное присоединение Австрии к фашистской Германии серьезнейшим образом повлияло на четвертьфинальную серию между австрийским «Рапидом» и итальянским «Дженоа». Из-за демонстраций направленных против генуэзцев обеспечить безопасность команд было невозможно. Оба клуба пришлось снять с соревнования, а опять же итальянский «Лацио» прошел в финал без борьбы, что, правда, ему не помогло победить.
С 1940 по 1950 годы турнир не проводился. Последними финалистами тогда стали венгерский «Ференцварош» и австрийский «Рапид», но разыграть кубок они не успели. После Второй мировой войны из стран-участников выпали Чехословакия (завоеванная Германией) и Италия (отказавшаяся от участия). Югославия, Венгрия и Румыния попытались поддерживать этот турнир самостоятельно, но толком ничего сделать не смогли.
В 1951 году дабы подогреть интерес к кубку его переименовали в Zentropa Cup (от немецкого Zentraleuropa – центрально-европейский) и увеличили призовые за победу. Но лишь через четыре года, когда все прежние участники вернулись в соревнование, турнир был возобновлен. Тогда же было возвращено и его прежнее название.
Разыгрывался кубок Митропа вплоть до 1991 года, хотя в 1956 году, с появлением куда более масштабного кубка Европейских Чемпионов, интерес к нему заметно упал.
Нельзя сказать, что все сидели, сложа руки. Конечно же пытались что-то придумать, как-то переломить сложившуюся ситуацию. Например, в 1960 году кубок достался ... Венгрии. Нет, не венгерской команде, а именно стране. Организаторы взяли по шесть клубов от Австрии, Югославии, Италии, Венгрии и Чехословакии и бросили жребий, получив, таким образом, пятнадцать пар. Проведя по одному домашнему и выездному матчу, была составлена итоговая таблица, где выяснилось, что больше всех очков набрали венгерские команды. Да, именно таким оригинальным способом руководство кубка Митропа попыталось изменить принцип соревнования, чтобы хоть как-то отличаться от кубка Чемпионов. Но никакого интереса у зрителей это нововведение не вызвало, и уже на следующий год было решено вернуться к старой клубной системе.
Правда и тут было введено одно новшество. Тогда оно прошло незамеченно, а теперь без него не обходится ни один серьезный турнир. Впервые в кубковой истории появилась групповая стадия. До этого все ограничивалось двухраундовыми матчами на вылет, начиная с 1/16 финала. В той же Лиге Чемпионов групповой этап был введен только в сезоне 1991/92 года. Снова прорыв, и снова футбольная мысль опережает реальную необходимость таких нововведений.
Увы, началась необратимая деградация идеи. Со временем клубы стали принимать участие в кубке скорее со скуки или от безделья, чем из-за спортивного интереса. Тем более что и финансирование накрылось медным тазом.
Агония обострилась в 1980 году, когда круг участников этого соревнования был сужен до команд вторых дивизионов – настолько убогим стал формат некогда гремевшего на всю Европу турнира. Он стал использоваться малоизвестными клубами как не пыльный способ пополнить свой послужной список каким-никаким, а трофеем. С другой стороны, сам «Милан» в 1982 году с великим Франко Барези в составе, не побрезговал таким титулом, решивший, наверное, что раз уж все равно во втором итальянском дивизионе ошиваемся, то почему бы и нет, собственно? Названия миланских соперников мне даже стыдно называть, при этом россонери умудрились и в таких тепличных условиях не выиграть шесть матчей из шести. Кстати, именно Барези в последнем и решающем туре забил победный мяч, позволивший занять итальянцам первое место.
В конце концов, как пишут в некрологах, после тяжелой и продолжительной болезни, соревнование с шестидесятипятилетним послужным списком скончалось в 1992 году – сразу после начала военного конфликта в Югославии. Интересно, что именно югославский клуб "Борац" и стал последним обладателем этого трофея - финал не собрал даже тысячу зрителей.
Прервавшись во второй раз в своей истории, кубок Митропа больше не возобновился. Предшественник Лиги Чемпионов умер тихо, без истерик и скандалов. R.I.P.