6 мин.

Эрик Дайер. Английская надежда из Португалии

Вчера он отпраздновал своё 19-летие. За этим парнем ещё не успела выстроиться очередь из топ-клубов, зато на него претендуют сразу две сборные. О том, как так получилось и почему на него действительно стоит обратить внимание – в только берущей начало, но уже крайне насыщенной биографии Эрика Дайера, в 18 лет ставшего первым англичанином в основе лиссабонского «Спортинга».

Обилие иностранцев даже в молодёжных командах английских клубов не удивляет уже никого. А вот англичан, уезжающих играть в другие страны, крайне мало, не говоря уже об англичанах, получивших футбольное образование в других странах (на ум приходит только Оуэн Харгривз, и тот всё же родился в Канаде). Поэтому Эрика Дайера, английского воспитанника школы «Спортинга», можно назвать первопроходцем.

Впрочем, отъезд Эрика на Пиренеи никак не был вызван разочарованностью в английской системе подготовки игроков, хоть и связан с футболом косвенно. Родился парень в Челтнэме, а когда ему исполнилось шесть лет, семья переехала в Португалию по причине работы матери на Евро-2004. С учётом тогдашнего футбольного бума в Португалии и происхождения из футбольной семьи (дядя Эрика был игроком «Чарльтона», а дед Тед Крокер – и вовсе возглавлял Футбольную ассоциацию Англии  с 1973 по 1989 год), будущее мальчика было предрешено. Не по годам рассудительный и брутальный 9-летний парень впечатлил тренеров академии лиссабонского «Спортинга» и прошёл отбор в одну из лучших футбольных школ мира.

 

Через ступени академии Эрик прошёл очень уверенно, надёжно играя как в центре защиты, так и на фланге, и на протяжении всех лет в академии не снимая капитанскую повязку. Попутно Эрик успевал не менее стремительно расти (вымахав до 1,88м), получил дополнительное преимущество в игре головой и стал всё чаще играть в центре. В 16 лет Эрик уже начал выступать за команду U-19 и подписал свой первый профессиональный контракт, отметя выдумки английских журналистов об интересе клубов биг-4 и став первым англичанином в истории «Спортинга».

Такой стремительный прогресс не остался без внимания профессионалов. После получения контракта возник интерес со стороны португальской футбольной федерации, размышлявшей о том, чтобы дать в 18 лет Эрику португальское гражданство и привлечь в сборную. И, возможно, именно этот вариант и воплотился бы в жизнь, если бы не … компания «Umbro». В сентябре 2010 Дайер стал героем акции Umbro’s Next Generation (парней рядом с Эриком представлять, думаю, не надо).

Как выяснилось после публикации этих фото, в реальности Дайер мало того, что не играл в то время за молодёжные сборные, Ассоциация вообще никаким образом с ним не связывалась (видимо, контактов от дедушки там не осталось). Вот так Umbro выступила в неожиданной роли скаута для сборной. Поддавшись шумихе, тренерский штаб команды U-18 вызвал Дайера в свои ряды, и с этого момента Эрик не покидает основу английских молодёжек и начинает интересовать также английские клубы.

Быстрее всех всполошился и проявил интерес к молодому дарованию «Эвертон». 2011 и половину 2012 года Дайер провёл там в так называемой академической аренде (что-то вроде студенчества по обмену), играя за дубль и набираясь английского опыта. «Ириски» были вполне довольны прогрессом защитника, но, по своей доброй традиции, тратить деньги на его выкуп не стали.

Наш герой же от того, что с возвратом на Родину не срослось, не загрустил. Летом 2012 Дайер стал одним из героев Чемпионата Европы U-19, на котором англичане вылетели в полуфинале, пропустив от греков решающий мяч после того, как центральный столп обороны покинул поле из-за травмы. А вернувшись в «Спортинг», Эрик был переведён во уже во второй состав, играющий в португальском первом дивизионе.

 

Неизвестно, сколько бы Дайер мариновался на полях португальских низов, если бы не воля случая. Мало того, что дела у «Спортинга» в этом году идут никудышно (низкие шансы даже на попадание в Лигу Европы, не говоря уже об ЛЧ и вылет из еврокубков), так ещё и одни защитники травмированы, другие – дисквалифицированы, третьи – просто разучились играть. Плюс сменивший Са Пинту на тренерском мосту бельгиец Франк Веркутерен оказался решительным человеком и в сложившихся условиях в матче против «Браги» доверил место в основе 18-летнему дебютанту.

Несмотря на выход на позиции правого латераля, от которой уже успел слегка отвыкнуть, Дайер провёл свой первый взрослый матч по идеальному сценарию. 4 минута матча, проход, прострел, голевая передача, оказавшаяся победной. Войдя во вкус, Эрик уже в следующем туре спас «львов» от поражения мощным ударом в девятку. Две оставшиеся игры до новогодних каникул дебютант также отыграл целиком, заслужив хвалебные отзывы от португальских специалистов и большое интервью и обложку от газеты «Record».

На днях «Спортинг» уже в третий раз за сезон поменял тренера и восстановились лидеры обороны, но Дайер остался в обойме. Крепко вцепившись в свой шанс, Эрик заслужил новое испытание – конкуренцию с Булахрузом, Инсуа, Маркосом Рохо и другими не последними футбольными личностями. В том, что парень, называющий своими кумирами Роя Кина и Неманью Видича, с честью выдержит его и ещё больше закалится – мало сомнений.

У Дайера есть всё, чтобы стать игроком топ-класса – природная стать, скорость, техника (шутка ли для воспитанника школы, в которой выросли Фигу, Роналду, Нани и Куарежма), амбициозность и лидерские качества, как бонус - исполнение стандартов, универсальность. Последнее вообще можно назвать жизненной характеристикой Эрика. Он играет на двух позициях, бегло говорит и пишет в твиттер на двух языках, шутит, несмотря на свой рост и мощь, что он «не типичный английский защитник, который бьёт людей» и включает в число любимых игроков также Жерара Пике, на которого Эрик действительно похож габаритами и манерой игры.

 

Возвращаться домой Дайер пока не спешит, называя «Спортинг» своей второй семьёй и говоря, что большинству того, чем он является, он обязан его работникам, но в то же время мечтает когда-нибудь попасть в сборную Англии. Не исключено, что эта мечта сбудется, став логическим продолжением и без того киношной биографии Дайера. Возможно, что в том числе футболистов, впитавших в себя помимо британских генов южные традиции игры с мячом, не хватает сборной для больших успехов. И есть забавный символизм, если для сборной «львов» такого игрока воспитает клуб с аналогичным прозвищем.