«И тут Толстых как толкнет речь…» Роман Широков о событиях и людях уходящего года
Подведение итогов футбольного года поручил полузащитнику «Зенита» и сборной России Роману Широкову Роман имеет право на субъективный взгляд – как-никак чемпион страны!
О ЧЕМПИОНСТВЕ И СУПЕРКУБКЕ
– «Зенит» – чемпион, – начинает с главного Роман. – Победа в чемпионате-2011/12 была сложнее, чем предыдущая. В какой-то момент наше отставание от ЦСКА составляло семь очков. Не думали, что армейцы растеряют столько очков. Это было неожиданно. Под конец мы ушли в значительный отрыв.
А Суперкубок достался «Рубину». Не очень приятные воспоминания, уступили 0:2. Все что угодно можно говорить: мол, Суперкубок вторичен. Но! Разве от него кто-то откажется? Мы первыми пропустили от «Рубина», а прибавить затем оказалось сложно. Когда обладатели Суперкубка кричали, что они «сильнее всех», то были по-своему правы. Правда, тот матч на моей памяти единственный, когда «Рубин» переиграл «Зенит».
О ТРАВМЕ ГОДА
– Не зря спартаковца Андрея Диканя признали «Джентльменом года». Он достойно держался после получения травмы, лишившей его Евро. Полагаю, Андрей понимал: произошел несчастный случай. И все нормальные люди, посмотрев повтор эпизода, в котором Саша Кержаков врезается в Андрея, поняли это.
О ЕВРО
– Впервые наша сборная набрала четыре очка в первых двух матчах на крупном турнире. Обязаны были выходить в четвертьфинал, но… Потом был матч с греками. Куда-то свежесть подевалась. Я предполагал, что такое возможно – сама подготовка подсказывала. Адвокат почему-то посчитал, что после сезона, длившегося полтора года, будет правильным поддержать якобы сильно уставших игроков щадящим режимом. Но ведь он знал, в какой форме мы на самом деле находимся! Как было у нас время на зимний отдых, так оно и осталось. Вряд ли было уместно говорить об усталости игроков накануне Евро.
– Но ведь игроки были внутренне благодарны Дику! Как приятно избежать нагрузок и играться мячом.
– Мы не были довольны таким графиком. Но Дик не изменил мнения до последнего. Он считал, что проведено много матчей весной и мы утомились.
О ЯРКИХ ПОБЕДАХ
– Вам удавались голы-красавцы в ворота «Спартака» – и на «Петровском», и в «Лужниках». Егор Титов отдал вам должное: «Снимаю шляпу перед мастером».
– А я у Егора приемы в свое время подсмотрел, спасибо ему. Если вспоминать последний гол (забитый в «Лужниках», в самую «девятку». – Прим. ред.), то мне никто не мешал прицелиться. Направил мяч туда, куда хотел. Возможно, в упомянутых матчах «Спартак» был не в форме.
– После голов вы жестами обращались к спартаковским фанатам. Зачем вам это?
– Они «поддерживают» меня каждый матч, а я стараюсь их «благодарить». Предупреждал ведь: чем больше услышу обращений в свой адрес, тем больше мячей окажется в воротах «Спартака». Надо не меня «поддерживать», а свою команду.
О ФУРСЕНКО
– Где сейчас Сергей Фурсенко, чем занимается?
– Переосмысливает... парадигму личности. У него новая работа, новые планы. Думаю, что все хорошо.
– Справедливо ли, что за результат на Евро ответил именно Фурсенко?
– Я знаю Сергея Александровича как достойного человека. Правильно он все сделал – нашел силы и мужество сделать выводы. Евро, как бы мы ни хотели это принимать, стал провалом. Да, все было хорошо на протяжении 17 матчей, а потом провал.
– Давайте спорить. Я принял бы, проследуй Фурсенко на выход за общее положение дел в футболе, за сомнительные реформы. Но ведь ответил он за результат на Евро! Он что, выходил на поле? С точки зрения организации в сборной все было для вас создано.
– Такова футбольная жизнь: мяч прошел в сантиметрах от штанги, не зашел в ворота – и страдает руководитель.
ОБ АДВОКАТЕ
– Самый популярный отклик об Адвокате после Евро: «А он, оказывается, приезжал только за деньгами».
– Это было очевидно с самого начала – исключительно из-за денег. Ни один нормальный человек не откажется от той суммы, которую ему предложили. Но какие могут вопросы к Адвокату? Он много дал российскому футболу: выигрыш Еврокубка, выход на Евро...–
Каким вы увидели его расставание со сборной?
– Пожал всем руки, поблагодарил за турнир. Но сантиментов – «спасибо, парни, я ухожу» – не было. На следующий день после матча с греками он улетел, вот и все.
О ЛУЧШИХ ВЕЧЕРИНКАХ
– Был или не был Спаллетти на дне рождения Кержакова – вот в чем вопрос.
– И адресовать его следует Спаллетти. Для меня загадка, зачем он говорил о своем посещении.
– Может, выдавал желаемое за действительное.
– Если только так объяснить. Может, он все-таки заходил к нам, но мы с Кержом не заметили.
– На свадьбе Малафеева никого из футболистов не было. Кроме Файзулина.
– Из прессы узнал, что Слава женился. Меня в Петербурге не было. Слава не приглашал. Наверное, хотел отметить в узком кругу.
– Существует ли взаимосвязь: вместе празднуем – вместе побеждаем?
– Стереотип! Никакой связи! Можно собираться коллективом, тепло общаться и не добиваться результатов. А можно никогда не собираться и занимать только первые места.
О ЮБИЛЕЙНОМ ГОЛЕ КЕРЖАКОВА
– В матче с «Андерлехтом» Александр Кержаков отметился достижением – забил с пенальти свой 200‑й гол в карьере. Этот мяч он у вас буквально из рук выдирал!
– Я сам отдал. У нас точно такая же ситуация была в матче с Северной Ирландией. Ставят пенальти. У меня 50‑й гол намечается. И никаких проблем – отдали, пробил.–
Какими словами вас Кержаков уговаривал?
– «Дай пробью, у меня 200‑й». – «Нет проблем», – отвечаю. Пробил – забил. Молодец.
– А если б не забил?
– Никто и слова бы не сказал. Но у нас, тьфу-тьфу, все забивают. Семак в матче со «Спартаком» забил с пенальти сотый гол в чемпионатах России. Хорошо, что Керж вспомнил об этом событии, ведь должен был пробить другой. А сам Сергей молчал в силу своей природной скромности.
ОБ ОБСТРЕЛЕ ИГРОКОВ «ДИНАМО»
– Об обстреле базы в Новогорске вы писали Александру Кокорину некорректные послания.
– Мы не навязываем нашу переписку. Это наши личные дела с Кокориным… Вообще ситуация со стороны выглядела странной. Сначала болельщики «Динамо» пришли говорить с игроками, позволяли себе угрожать и оскорблять, записали все это и зачем-то выложили внутренний разговор на всеобщее обозрение. Ну а сам обстрел – это уже из ряда вон… Но шутил я, как выяснилось позже, неудачно. Скажем, не стоило использовать глагол «взрывать». Потом на матче в Химках это и произошло. Тот матч динамовцы начали здорово. Команда преобразилась после разговора с болельщиками и обстрела. Но, думаю, не это повлияло, а истинный потенциал и работа на тренировках.
О РЕШЕНИЯХ КДК
– Как отнеслись к тому, что Исполком РФС взял да прибавил мест легионерам, когда старт чемпионата был на носу?
– Да не исполком это вовсе, а конкретные люди, которые купили много легионеров. Ради бога, принимайте новые правила, только заблаговременно, за год. Чтобы интересы всех были учтены, а не только больших людей.
– Бабло решает все?
– В том случае да.
О ТОЛСТЫХ
– Первое явление Николая Толстых в сборной. Пришел человек и заговорил с футболистами канцелярским языком...
– Он заговорил на футбольном языке. Я Николая Александровича давно знаю. Два раза посещал Палату по разрешению споров, где председательствовал Толстых. Ждал решений по ФК «Видное» и «Рубину».
– И палата принимала решения согласно регламенту.
– Именно. Оба этих решения я посчитал правильными.
– Как договаривались о деньгах для сборной в начале пути к ЧМ-2014?
– О деньгах договорились практически сразу. Игорь Денисов как капитан отправился на разговор с президентом РФС.
– А речь? Была речь?
– Толстых приехал на собрание. Мы думали, что будет небольшое вступление. Но если Толстых входит в роль, то говорит много. Он все говорил, говорил... Ему есть что рассказать. О том, в частности, что узнал и что видел, работая в олимпийских структурах.
– Какой срок составила задержка по премиальным за Евро?
– Мы сразу сказали: «Если есть какие-то проблемы, то мы подождем». В первую очередь необходимо было покрыть долги перед администрацией, персоналом сборной. У этих сотрудников не такие большие зарплаты, чтобы они еще и ждали подолгу. Какой срок Толстых назвал, в те сроки деньги и пришли.
О ХОККЕЕ
– Почему в «Зените» в начале года играли в хоккей по выходным, а теперь забросили?
– Не хватает времени. Да и, если честно, запретили нам это дело. Руководство клуба не совсем понимает, как мы проводим это время. Было решено исключить всякий риск. Слава богу, никто ни разу на хоккее не поранился. Мы играем без контактов, так как понимаем, что они могут повлечь за собой. В режиме «лайт» играли. Всем нравилось. Но теперь нельзя.
О ПРИОБРЕТЕНИЯХ ГОДА
– Вы хоть лицо подневольное, но все равно спрошу, что думаете о приобретении Халка с Витселем.
– Вы ведь о масштабах хотите спросить, о потраченных деньгах?
– И об этом.
– Руководство верит, что трансферы оправдаются, окупятся. Может, мы до полуфинала Лиги чемпионов дойдем в следующем розыгрыше.
– Как получилось, что в команде, где все до единого умеют и любят играть в пас, появился человек, который порет комбинации?
– Вы о Халке? У него чрезмерное желание показать себя. Сейчас успокоится в отпуске, все переосмыслит.
– Широков с Денисовым видят партнера. А Халк?
– И он видит. Просто не всегда исполняет.
– Что вы говорили ему на поле в матче с «Миланом»? Почему он с обидой ушел с поля?
– Что мы могли сказать, если он не понимает по-русски? Практически не говорим с Халком, ничего ему не показываем. Он открывается, ему дают пас, вот и все.
– Халк хотя бы разок может выкинуть трюк или финт, как это сделал Это’О в матче с ЦСКА – одним движением через двух защитников?
– На тренировке Халк так делает. Но в матчах у него не было подходящих моментов.
– То есть мы еще восхитимся им?
– Говорят, что да.
О ПРОЕКТЕ ГОДА
– Сейчас много разговоров о чемпионате СНГ. Говорят, это реально. Не просто так серьезные люди инициируют. Но я пока не представляю, как может выглядеть переход к этому турниру. Что будет с местами в Лигу чемпионов? Куда уйдут команды типа «Мордовии»? Вопросов много. Больше, чем ответов. Но если это будет некое подобие КХЛ, то людям, думаю, понравится. Семь команд от России, четыре – от Украины и по одному представителю от других стран: «Нефтчи», БАТЭ и так далее.
– Вы помните чемпионат СССР?
– Все команды помню. И особенно чемпионство ЦСКА в 1991‑м. В нашей школе это было большим событием.
О КУРЬЕЗЕ ГОДА
– Почему на матче Россия – Уругвай все игроки вышли к исполнению гимна с детишками, а вы – в одиночестве?
– «Мой» мальчик чего-то застеснялся, испугался. Он остался в комнате, где дети переодеваются перед матчем. Обычно, когда выходим на построение, я держу ребенка за руку, спрашиваю, как зовут. Ничего страшного.
О БОЛЬШОЙ РАДОСТИ
– 21 августа этого года дочка родилась (назвали Викторией. – Прим. ред.). Высыпаюсь ли? Конечно, да. Она спит ночью.
– Неужели на кормежку через каждые три часа не просыпается?
– Семь-восемь часов спит, без перерывов. Не плачет. Это зависит от воспитания с первых дней жизни. Тактику роддомов следует принимать на вооружение. Там к младенцам ночью никто не подходит, как бы они ни кричали. И они привыкают к покою в темное время суток. Но я добрый. Когда дочка ворочается утром, то поднимаюсь и кормлю ее из бутылочки. Тогда супруга начинает ругаться: зачем встаешь, дочка сама закричит, когда захочет есть.
– Где встретите с семьей Новый год?
– Новый год у нас – классический. Супруга хочет в теплых странах его встретить, но я возражаю. Новый год – это наш праздник, и встречать мы его будем здесь. Снег валит или слякоть под ногами, а может, ледяной дождь пошел, но все это – наша радость, наш праздник.
РАСКАЯНИЕ«ЗРЯ ЗАДЕЛ КАРАСЕВА»
Роман Широков остер на язычок – и не только в твиттере.
– Если я не прав, то сам подойду к человеку и подберу нужные слова, – говорит Роман. Как это было однажды в случае с Курбаном Бердыевым. Из последнего? В горячке наговорил слов о судейской бригаде во главе с Сергеем Карасевым. Не будем вспоминать, хорошо? Так или иначе, Сергей не совсем квалифицированно отработал в нашем матче с «Рубином», мифические желтые карточки предъявлял. Но в целом судья он хороший, не зря его приглашают на Лигу чемпионов.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ«ДОИГРАЮ ДО ЧМ»
Подводя итоги года, мы поговорили и о его будущем в футболе. Все же Роман Широков уже не мальчик – 32‑й год пошел.
– Есть ли у вас ориентиры: когда завершать карьеру?
– Я бы поиграл до чемпионата мира в России. Может, и раньше придется закончить. Были бы здоровье и желание играть до 2018‑го. Желание точно не исчезнет.
– В наше время ветераны цепляются за карьеру до последнего.
– Вы случайно не на «Зенит» намекаете? Если да, то я отвечу. У нас играют обеспеченные люди. Семак и Зырянов, которым 35 и больше, до сих пор в футболе, потому что им это нравится. Они чувствуют, что приносят большую пользу. И какой смысл заканчивать?
– Бывший футболист «Динамо» Александр Новиков по прозвищу Автоген вспоминал, что в старших классах вы и Питер Одемвингие казались хлюпиками и у вас обоих мало что получалось. «Но именно эти двое реализовали себя в футболе и до сих пор играют», – поражался Новиков. В чем секрет?
– Этот отзыв отчасти правда. Одемвингие был маленький, это он сейчас подрос. И я ростом и габаритами не отличался. Но наш путь говорит об одном: характер имеется. Ну и талант есть небольшой, раз могли его развить и реализоваться.
Я на протяжении нескольких лет выглядел хуже, чем ожидали тренеры. В школе мне говорили, что могу играть на высшем уровне. В какой-то момент я начал это доказывать, но после нескольких лет потерь. Непросто так я в КФК забил 65 мячей в 65 матчах. Повезло, что тренер Вячеслав Александрович Комаров пригласил в ФК «Видное». Там состоялось второе рождение.
– Андрей Тихонов, доиграв до сорока лет, искал причины долголетия в своей юности: была армия, нагрузки не ломали организм. «Законсервировался».
– Не у всех так. Возможно, у меня похожий случай. Около четырех лет я упустил, не было большого футбола. Сейчас идет компенсация. Андрей прав: иногда есть смысл какое-то время переждать, заматереть в низших лигах. Взрослый футбол может сломать, если оказаться в нем с ходу.
– Откуда легкость в вашей игре?
– Когда все происходит в удовольствие, дело ладится. Когда из-под палки – другое состояние.