Директор «Смены» Василий Костровский: «Представьте, через 13-14 лет весь «Зенит» будет состоять из питерцев»
Почти тридцать лет назад «Зенит» выиграл чемпионат СССР, имея полкоманды воспитанников. В 2003 году петербургская молодежь – Кержаков, Аршавин, Быстров, Денисов – помогли клубу завоевать «серебро». Вячеслав Опахин выяснял у директора академии «Зенит» Василия Костровского, продлится ли подобная традиция. Оказалось, в Петербурге не только фанаты мечтают, что в «Зените» будут играть местные
НОВАЯ ИСТОРИЯ
- Так кем же сегодняшняя «Смена» приходится «Зениту»?
- Мы входим непосредственно в структуру «Зенита», являемся его неотъемлемой частью. Клуб является нашим главным финансистом и учредителем. Если «Смена» сначала относилась к Комитету по образованию, потом – к спорткомитету, то с 2009 года это уже – академия ФК «Зенит».
- От прежнего названия тяжело было отказываться?
- Название, по большому счету, осталось. Вся территория называется спорткомплекс «Смена». С одной стороны, есть историческое название, с другой – мы сотрудничаем с «Зенитом» не один десяток лет. И в 1984-м году, когда клуб стал чемпионом страны, там играло десять наших воспитанников. В последние годы у нас рядом с эмблемой «Смены» была эмблема «Зенита». Эти перемены сложная вещь для ветеранов, а молодые ребята спокойно отнеслись. Им приятно ассоциировать себя с брендом «Зенита».
- Началась новая история?
- Я не хотел бы отказываться от прежней. Академия «Зенита» является правопреемницей СДЮШОР «Смена». Я уже 25 лет работаю в этой школе, получается, 22 года в «Смене»: 19 лет как тренер, 6 лет – как директор.
- То есть, традиции передаете именно вы?
- Безусловно. Сейчас много молодых тренеров у нас работают, наверное, половина из них прошли обучение в «Смене».
- Раз вы заговорили о тренерах, как проходит отбор кадров?
- Тренерский состав очень омолодился, мы смотрим на то, чтобы ребята, приходящие работать тренерами, имели опыт выступлений на высшем уровне. Чтобы они могли не только рассказать, но и показать мальчишкам упражнения, движения с мячом. Желательно, чтобы они были связаны с нашим клубом. Заключаем договора на испытательный срок и далее решаем. На данный момент штат полностью заполнен, определенный коллектив сложился. Ветераны, которые работают больше 20 лет, заняли руководящие посты, либо стали селекционерами школы. У «Зенита» есть скаутская служба, отвечающая за поиск талантов по всей России. Назначение происходит коллегиально, за это отвечаю я и Хенк Ван Стее.
РАСТЕКАТЬСЯ ПО ДРЕВУ
- Какие полномочия у Хенка Ван Стее?
- Самые широкие. Он возглавляет молодежный депортамент «Зенита». С его появлением изменилось построение работы. Тренер не ведет команду от шести лет до выпуска. Год-два, и тренеры меняют группу. Изменилась методика подготовки. В мое время бытовало мнение, что главное – это команда. В хорошей команде могут вырасти игроки. Сейчас приоритет поменялся, самое главное – игрок, его развитие.
- Тем не менее, при той системе тоже появлялись достойные футболисты.
- Да, но давайте не будем забывать, какой «Зенит» был тогда, и какой сейчас. У нас игроки некоторых сборных сидят на скамейке, потому что велика конкуренция. А в те времена были футболисты не такого высокого уровня, ребятам было легче попасть в команду. Фраза Андрея Аршавина, которая набила оскомину, что сейчас он не попал бы ни в какой «Зенит», верна. Надо отдать должное Юрию Андреевичу Морозову, который умел ждать и терпеть для тех мальчишек, которые сейчас играют за нашу сборную.
- В чем наши тренеры отличаются от европейцев, тех же голландцев?
- Наши больше «по древу растекаются». Сейчас тренер заточен конкретно на свой вид деятельности. Интернат, школа, поездки, для всего этого есть определенные департаменты. От тренера уходит отеческая функция, его задачи: учебно-тренировочная, соревновательная деятельность.
- Потеря «отца» не скажется негативно? Молодых футболистов критикуют за разбалованность.
- Когда тренер ведет команду на протяжении всего времени, может замылиться глаз, что греха таить, какие-нибудь родители пристроятся. Когда команда переходит от тренера к тренеру, такие моменты исключены. Появляется свежий взгляд, который может заметить скрытый талант.
ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПЕ
- Как часто в школе проводятся семинары для тренеров?
- Мы достаточно часто делимся опытом с нашими тренерами филиалов. После каждого выезда в ведущие академии Европы также стараемся доложить информацию на встречах с городскими тренерами. За этот период мы были в академиях «Шахтера», «Фейеноорда», «Баварии», «Шальке», «Интера», «Ювентуса», «Сампдории», «Монако», «Барселоны», в этом году планируем посетить «Челси».
- Предпочтение отдаете голландской системе?
- Мы уже ее применяем и хорошо изучили, хотя в том же «Фейеноорде» есть небольшие отличия. Но все основные школы работаю на развитие игрока. Нюансы мы везде стараемся подмечать и после решаем, нужно ли их использовать в нашей работе.
- Какая система вам импонирует?
- На данный момент клуб выбрал голландский путь. Это одна из самых прогрессивных систем. Посмотрите, сколько футболистов в небольшой 16-миллионной Голландии. Сборная играет с успехом, исключая минувший чемпионат Европы (улыбается). Европейская подготовка здорово отличается от российской. В 70-80-е годы советская система подготовки была одной из передовых, многие федерации работали по планам Лобановского. Но в 90-е годы у нас произошел провал, который мы наверстываем. Последние рекомендации по программам подготовки для СДЮШОР и СДЮСШ вышли в 86-м году, а лишь буквально недавно начали выходить по-новой. Посмотрите, какой разрыв.
- Возможно, всей России стоит обратиться к голландской системе подготовки?
- Скорее, перейти на европейскую систему в целом. Школы ведущих клубов уже работают по такому принципу. Возможно, какие-то городские школы все еще работают по старинке. Но даже после реформы, за три-пять лет сложно дать плоды.
- Вы первые итоги можете подвести?
- Во-первых, изменилась структура. Когда голландские специалисты приехали к нам впервые, то схватились за голову. На данный момент мы уже имеем неплохую площадку для работы. Меняется менталитет, что первично – команда или игрок. Хотелось бы, чтобы оценка работы велась не по занятым местам, как практикует Минспорта. Ниже 4-го места наша школа не опускается.
- Результат, однако, все равно важен?
- Для детей – да, но руководитель должен понимать, что результат вторичен. Если игроки не растут, это гораздо хуже.
- Тренеры понимают, а родители как отнесутся к постоянным поражениям?
- Ну это совсем крайность. Мы постоянно не проигрываем (смеется). Стараемся донести до родителей, что важно, чтобы маленький ребенок получал удовольствие от процесса, а старший – рос в профессиональном плане.
- План какой-то должен быть по игрокам?
- Хотелось бы, чтобы хотя бы один игрок попадал в список из 18 футболистов команды.
- Довольно скромно, учитывая лимит…
- Почему скромно? Футбольная жизнь – порядка 10-14 лет. Представьте, что через 13-14 лет весь «Зенит» будет состоять из питерских игроков.
- Открыть филиал академии за пределами Санкт-Петербурга имеет смысл?
- У нас есть филиал в Башкирии, в городе Салават. Но это больше дружественный проект «Газпрома» и комбината, завода. Мы помогаем этой школе, выезжаем на игры, проводим семинары. Открытие других филиалов будет зависеть от решения клуба.
- Но в Петербурге детей хватает?
- У нас пятимиллионный город, а в главную команду хотят попасть дети из каждой школы.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД
- Как обстоят дела с общеобразовательной школой?
- Начиная с седьмого класса мальчишки учатся в специализированных классах. У нас договор со школой №473, которая находится в трех минутах ходьбы от спорткомплекса. Естественно, у ребят специализированное расписание, школа идет на встречу.
- Говоря о селекции: как функционирует эта система?
- Есть специализированный отдел, который возглавляет Сергей Иванович Гордеев, тренер Андрея Аршавина. Там работают опытные специалисты, которые в курсе проведения всех соревнований в городе. Затем информация доводится до руководителей селекционного отдела, далее до Хенка Ван Стее. На общем собрании решается, приглашать ли мальчика на просмотр.
- Какие критерии отбора?
- Они чисто субъективные: ловкий, быстрый, что-то умеющий делать с мячом, как мальчик думает на поле. Во время официального просмотра есть определенная форма, где ставятся плюсы-минусы. Чем больше плюсов от сотрудников, тем больше шансов попасть в академию.
- Игроков других школ Петербурга переманиваете?
- Это обычная практика. Не очень нравится слово «переманиваете», потому что большинство и так хотят сюда попасть. В школах обижаются, но мы стараемся быть адекватными, понимаем вложения тренера, школы в игрока.
- Скауты соперников часто присутствуют?
- Да и это нормальная конкуренция. Мы должны создать такие условия, чтобы ни у ребенка, ни у родителей не возникло желания куда-то перейти.
ОТБОР, А НЕ НАБОР
- Какие трудности у детско-юношеского футбола в Санкт-Петербурге?
- Испокон веков, это финансирование. Даже со строительством площадок при школах, полноразмерных полей, их не хватает. Плюс количество занимающихся футболом оставляет желать лучшего. В сравнении с Европой, где на территории, равной нашему Калининскому району с населением в 400 тысяч, порядка 30-40 школ или секций находится. О таком мы можем только мечтать, массовости нам не хватает. И многие школы остались в 90-х годах: по уровню подготовки тренеров, уровню оплаты их работы.
- С чем связан недостаток детей?
- Их не мало, не хватает возможностей – клубов, секций, способных привлечь их. Нужно сделать так, чтобы не было отбора, а был набор. Общеобразовательные школы должны иметь команды. И академии должны быть венцом этой пирамиды.
- Говоря о легионерах, как вы относитесь к лимиту?
- По мне, раз я работаю в детском спорте, лучше, если на поле будут выходить одиннадцать российских ребят. А у нас желательно еще и питерских. Но у легионеров высокого уровня можно многому поучиться. Опять таки, если мы вовлечены в европейскую кухню. Хотелось бы, чтобы лимита не было, но как можно больше наших ребят играли в клубах и имели возможность расти.
- Кем из воспитанников вы гордитесь больше всего?
- Если начать перечислять, будет очень большой список. Тяжело кого-то выделить. Очень многие вышли из наших стен: Саленко, Радченко, Радимов, Аршавин, Малафеев, Денисов, Сычев у нас занимался. Много-много поколений.
- Предположите, сколько воспитанников «Смены» будет в сборной-2018?
- Сложно говорить. Был период, когда наши возраста не попадали в первую команду «Зенита». А в сборной, наверное, два-три человека будет неплохо.
- Подытоживая, в чем, на ваш взгляд, главная проблема детско-юношеского футбола в нашей стране? И что нужно сделать, чтобы встать на один уровень с Германией, Испанией, той же Голландией?
- Все те же проблемы, что есть в Санкт-Петербурге. Главное, нужно выстроить неразрозненную систему подготовки. Должны быть охвачены не только верхушки, но и низы. Нужно искоренить формальное обучение тренеров, когда человек просто платит определенную сумму. Финансирование: ведущим школам жаловаться не приходится, но опуститесь на ступень ниже, там совсем иная ситуация. А это база, откуда мы можем подпитываться. Ну и инфраструктура: строить, строить, строить.
Фотографии: fc-zenit.ru.