Анатолий Давыдов: «Я оказался долгожителем в футболе, потому что пахал»
Морозным декабрьским вечером главный тренер молодежного состава «Зенита» Анатолий Давыдов подводил итоги футбольного года в студии «РЗ». Выступление молодежки и первой команды, матчи без зрителей и в холода, а также: с кого брать пример, как избежать остановки в развитии и за счет чего можно добиться успеха в футболе – в беседе со специалистом.
– За этот тяжелейший год у всех накопилась огромная усталость. По вашим ощущениям, перерыв получился долгожданным? Хорошо, что он уже наступил?
– В концовке по нашей игре было видно, что ребята действительно подустали. К тому же погода уже не совсем футбольная. Поэтому хотелось, чтобы перерыв уже наступил. Но мы переживали не столько за себя, сколько за первую команду. Им этот перерыв был просто необходим, чтобы разобраться в себе, подумать и подготовиться к весенней стадии чемпионата.
– Сказался ли пресловутый переход на систему осень-весна? Сейчас вы ощущаете перерыв как конец сезона или только как середину пути?
– Мне кажется, мы могли уйти в отпуск и пораньше. Думаю, если бы сняли два тура, а не один, то ничего страшного бы не произошло. А если бы матчи проходили при болельщиках… Многие любят и хотят брать с собой на стадион детей, но вести их туда в такую погоду, а потом ложиться в больницу или пропускать школу – наверное, не очень хорошо.
– И все же, согласитесь, без болельщиков совсем не те ощущения, и гораздо холоднее!
– Конечно (смеется). Они своим темпераментом поддерживают температуру в чаше стадиона.
– В свою очередь, проведение матча без зрителей основной команды сказалось на посещаемости игр молодежного состава.
– Да, несмотря на погоду, поддержка была, и очень хорошая. Ребята ее чувствовали. Мы их на это специально настраивали; им надо привыкать к такой атмосфере.
– В турнирной таблице молодежный состав сейчас занимает шестое место. С июля по декабрь получился неровный отрезок: были как феерические матчи с «Рубином» и «Ростовом», так и провалы. Как бы вы оценили весь этот непростой период?
– Он вышел действительно непростым. Во-первых, у нас в команде происходила большая ротация. Во-вторых, за многие команды выходят играть до пяти футболистов основных составов, и нашим молодым ребятам от этого тяжеловато. Хотя, когда за нас выходил, скажем, Бухаров, команда играла по-другому. Они чувствовали его опыт, видели, как он открывается, и, чтобы не ударить в грязь лицом, подстраивались под его темп и мысль.
– Наверное, в этом плане самым показательным был матч с «Ростовом»?
– Да, тогда Саша помог. Вообще, присутствие опытных футболистов окрыляет молодежку.
– Из той игры еще вспоминается невероятное хладнокровие, с которым Евсеев забил со штрафного: как будто рукой забросил!
– Да, ребята стараются и тренируют такие удары. С такими, как он, молодыми ребятами 1994-95 годов рождения очень интересно работать: определять их качества, раскрывать их.
– Тем более, что юноши 1995 года рождения – это те, на кого будет делаться основная ставка в следующем году, и от кого уже даже ожидают выступления на чемпионате мира.
– Да, так и есть. Уже ходят разговоры о том, что параллельно с основной Лигой чемпионов будет проводиться молодежная Лига чемпионов, где будут играть команды до 19 лет.
– Таким образом, если «Зенит» попадет в Лигу чемпионов, то ваша команда там тоже будет представлена.
– Да, но мы не должны забывать и о тех ребятах, которые постарше, им тоже нужно искать команды. Многим ребятам 1993 года уже самим, наверное, неинтересно в молодежке, если их не приглашают в основную команду. В этом случае они теряют время, не происходит нового этапа развития.
– Считается, что именно в возрасте 20-21 года опаснее всего останавливаться в развитии: можно так и не раскрыться.
– Да, именно поэтому многие ребята у нас и уходили в аренду. Канунников уходил в «Томь», чтобы иметь игровую практику, и Антон Соснин, и Сережа Петров, который сейчас в «Крыльях» является ведущим центральным полузащитником в опорной зоне. В конце этого года ушел Денис Терентьев. Бояться этого не надо. Повторюсь, тут самое главное не проморгать время, не засидеться в молодежной команде. Если ты 1993 года, а с тобой тренируются игроки 1995–96 года, тебе уже не будет хватать сопротивления для дальнейшего развития.
– Сейчас как раз часть игроков подходит к этому критическому возрасту. Может быть, уже есть информация о том, кто из старших игроков молодежки продолжит игру в аренде?
– Мы уже встречались и обсуждали этот вопрос и с Хэнком ван Стее, и с руководством клуба. Конкретики пока нет. Пока мы не знаем, кого Спаллетти возьмет на сборы, кто интересен первой команде: Евсеев, Зуев, Вербицкас, Могилевец? От этого мы и будем отталкиваться.
– (вопрос слушателя): Чем должен обладать молодой футболист, если даже таланта Евсеева, Могилевца, Джорджевича недостаточно, чтобы выпускать их против «Волги», «Амкара», «Алании», «Крыльев»?
– Мы обсуждаем это. Просто в начале осенней стадии чемпионата не было игр, где можно было бы рискнуть и выставить молодых ребят. Так сложилось, что осенью «Зениту» очки были просто необходимы. Так сложилось.
– (вопрос слушателя): А где Данко Лазович? Он же играл за молодежку?
– Да, он долго тренировался и играл с нами. Но его беременной жене пришлось лечь на сохранение – в общем, у него возникли сложности по семейным обстоятельствам. А вообще он много и ответственно тренировался, и, думаю, ребята у него многому научились.
– В этом году с вашей командой тренировалась большая группа игроков основы: Лазович, Бухаров, Кержаков, Денисов, Розина, Хусти. Молодежи это идет на пользу, они перенимают опыт?
– Думаю, самое главное – что мои игроки увидели, насколько ответственно эти ребята тренируются. Это было для них большим уроком: в любой ситуации надо выкладываться и доказывать, что ты лучший.
– (вопрос слушателя): Есть ли в молодежке хоть кто-то уровня Аршавина, Кержакова, Быстрова, Денисова? Игрок, который, с вашей точки зрения, может реально претендовать на место в основном составе и конкурировать со звездными легионерами.
– Не забывайте, в какое время появились Аршавин, Денисов, Кержаков – им было намного проще попасть в команду. Состав был слабее, сопротивления было меньше, а игроков сборной в «Зените» были единицы. Сейчас мы рассчитываем на некоторых ребят. У нас и Зуев, и Евсеев тренируются с первой командой. Это хорошие ребята, с серьезными игровыми качествами. Я буду рекомендовать и еще некоторых игроков. А попадут или не попадут они в основу – это будет зависеть от самих ребят, от их мотивации. Чего они будут хотеть, подписывая контракт? Либо для тебя главный вопрос – какая будет зарплата, либо ты стремишься совершенствоваться. Ну а самое важное – выжать из себя все и показать, насколько ты талантлив.
– Предыдущий вопрос выразил общее настроение, витающее среди молодежи: правят бал легионеры, а вы, ребята, можете сидеть дальше в своих вторых, третьих лигах, пока не получите случайный шанс. Приходится ли бороться с такой атмосферой?
– Самое важное и самое правильное то, что наши руководители проявляют к молодежке очень большой интерес. Александр Дюков или Максим Митрофанов звонят почти после каждой игры и интересуются ребятами. Конечно, я это передаю игрокам. Им важно знать, что о них думают. Если у вас есть качества – мы подождем, мы можем отдать вас в аренду и следить за вами. Возможно, будет организована команда второго или третьего дивизиона под шефством «Зенита». Никто брошен не будет. Главное, чтобы сам молодой человек был готов работать. Не бывает так, чтобы все 20 игроков молодежного состава проходили в основу. У кого больше терпения, таланта, трудолюбия – тот и пробьется.
– (вопрос слушателя): Обсуждаете ли вы с игроками такие образцы футбольного долголетия и мастерства, как Сергей Семак, Константин Зырянов, Александр Горшков, да и ваш собственный пример?
– Безусловно, у нас достаточно футболистов, пример с которых стоит брать молодежи, сильных личностей, которые делали историю, создавали традиции клуба. К ним относятся и Влад Радимов, и Николай Ларионов. Мы стараемся объяснить ребятам, за счет чего эти игроки так долго оставались в футболе. Это и харизма, и неуступчивость, и трудолюбие, и дисциплина.
– Насколько ребята в молодежной команде знают и ценят историю клуба, за который они играют?
– Разговоры, как индивидуальные, так и командные, происходят постоянно; несколько минут можно найти и перед тренировкой, и в перерыве, и после игры. Какая у тебя эмблема на майке, зачем вышел играть, чего ты хочешь добиться? Это не просто красивые слова, а очень серьезные и нужные вопросы. И такие разговоры нужно начинать вести еще в Академии. Чтобы у детей была не просто красивая форма и хорошие условия, но и понимание, что они делают и для чего. И что все зависит только от них.
– (вопрос слушателя): Какие перспективы в команде у Цветкова и Рудакова? Куда делись вратари Васютин и Дронов?
– Можно вспомнить и Андрея Зайцева: он сейчас лечится, у него проблемы со спиной. У Дронова тоже была очень серьезная травма – повреждение крестообразной связки. Он потерял год и только-только начинает тренироваться в полную силу. Рудаков и Цветков – интересные ребята. С ними работает Юрий Окрошидзе, который замечательно делает свое дело. Бабурин у нас тренируется с первой командой. Для него это большой шанс закрепиться, Слава начинал так же. Это все было на моих глазах, я прекрасно это помню.
– Самый частый эпитет, который мы слышим в адрес Бабурина на тренировках – «зверюга». Самоотдача у человека запредельная.
– Да, самоотдача – это очень важно. Кроме того, эти ребята в быту скромные – то есть ведут себя подобающе, культурно, уважительно. Но на футбольном поле, наоборот, надо быть наглым: подсказывать, быть в тонусе, ни в коем случае не принимать близко к сердцу свои ошибки. Многие молодые вратари этим еще не владеют.
– (вопрос слушателя): Какие шансы у ребенка из детской школы попасть в дубль «Зенита»?
– Все абсолютно реально. Мы стараемся бывать и на тренировках, и на играх ребят младших возрастов. Кроме того, вся информация стекается от тренеров к Хэнку ван Стее. У нас хорошие тренеры, и контроль над ребятами есть. Но больше всего здесь зависит от самого ребенка: не только от природных данных, но и от трудолюбия, мотивации.
– (вопрос слушателя): У вас были ребята, не наделенные особенным талантом, но за счет трудолюбия выбившиеся в первую или во вторую лигу? И еще: почему нет школы вратарей?
– Почему нет? Есть класс у Михаила Бирюкова. Есть тренеры вратарей и в Академии, и в молодежке, и в первой команде. По первому вопросу: таких ребят много. За пять лет моей работы 15-20 человек заиграли в первой и второй лигах. Насчет таланта – я, например, никогда не считал себя талантливым. Говорю это вовсе не из скромности. У нас были очень талантливые ребята: Желудков, Ларионов... можно долго перечислять. Я оказался долгожителем в футболе, потому что я просто пахал. Я был тихим и скромным в быту, но на футбольном поле – палец в рот не клади. Если кто-то меня обыгрывал, то все – этого человека можно было уносить с поля. Таланта у меня особого не было, но за счет трудолюбия можно держаться, оставаться в футболе, быть на виду и помогать своему городу и команде. Этого вполне достаточно.
– Кстати, о талантах: совсем недавно завершилось первенство страны среди сборных межрегиональных объединений, где команда Северо-Запада 1995 года рождения стала чемпионом России. 12 человек из этой сборной представляли Академию «Зенита». Ребята 1995 года уже на виду; как вы оцените талант этого поколения?
– У нас много игроков 1995 года: те же Симонян, Ребенко, Ящук. Марков, Богаев – 1994 года. Если говорить по позициям, есть определенная уверенность в центре обороны – там у нас три-четыре перспективных игрока. По фланговым защитникам, мы тоже держим нескольких ребят на карандаше: Анучин, Алферов, есть и другие. Есть быстрые и мобильные фланговые игроки – Ящук, Соловьев, Гудков. Впереди – например, игрок юношеской сборной Егоров. Выбор сделать можно.
– Прокомментируйте феномен Шатова, Логашова: на данный момент они пробились в основу «Анжи» и в сборную. Как так получилось?
– Значит, эти ребята талантливей тех, что есть сейчас у нас. У меня был шанс забрать Логашова, когда он был в Новосибирске. Сарсания мне еще тогда сказал, что парень талантливый. Он развился, стал очень хорошим игроком, гибким и быстрым, здорово вырос.
– А Шатов – классическая иллюстрация футбольного наглеца.
– Футбольная наглость должна присутствовать. Скромным надо быть за столом, первым за стол не садиться. В футболе надо быть наглым.
– Именно ребята 1995 года рождения уже через пару недель будут выступать на традиционном международном юношеском турнире памяти Валентина Гранаткина. Вы регулярно посещаете этот турнир; ходите туда как специалист – наблюдать за своими ребятами, искать пополнение для команды – или как зритель?
– Два в одном: и как зритель, и как профессионал. Интересно посмотреть перспективных ребят; очень приятно, когда игроки, которых когда-то заметил на молодежном турнире, через несколько лет появляются на больших аренах. В этом году наши ребята будут в сборной города, некоторых вызовут в сборную России – предварительно, Васютина, Ящука и Ребенко. Я, разумеется, буду следить за соревнованиями, ну а 14 января мы поедем на сборы в Турцию. Скорее всего, там же пройдут и вторые, и третьи сборы, каждый раз по 10-12 дней. Поедем двумя составами: молодежная и старшая юношеская команда.
– (вопрос слушателя): Вроде бы Максим Канунников проявил себя в «Томи», отлично выступил в матче со «Спартаком» – но где же стабильное развитие, куда все девается?
– Максим очень неплохо выглядел в Томске, был там игроком основного состава. Игровая практика в его возрасте чрезвычайно важна. Может быть, ему надо было еще год поиграть на ведущих ролях, чтобы почувствовать коллектив, стать более гибким в плане отношений внутри команды, чтобы он доказывал свое право на место в основе. Максим подходил ко мне, жаловался, что моменты есть, но никак не забить. Я сказал ему, что нужен специальный, индивидуальный тренировочный процесс. С каких точек ты не забиваешь, с какого расстояния? Нужно окунуться в глубину проблемы, работать над этим специально и самостоятельно. Может быть, попросить, чтобы для тебя подготовили специальные упражнения. Главное – не нервничать. Если будешь работать – будешь забивать. Моментов у Максима, по большому счету, хватает.
– Говорят, что игроки основного состава уже видят в Алексее Евсееве перспективу. На данный момент, что уже есть у молодого футболиста, и чего еще не хватает?
– Есть многое, но и многого пока не хватает. Евсеев – парень интересный, перспективный, с хорошей обводкой, хорошим видением поля, хорошим ударом. Самое главное, чтобы была мотивация и самоотдача; чтобы тренировки с основным составом его не расслабили, не успокоили.
– Последний вопрос – не о футболе. Анатолий Викторович, часто ли вас сравнивают с Алеком Болдуином?
– Да, бывает такое!
Фото: Татьяна Сухарева