Большой Владлен
Он был главным администратором Ленкома и не имел к футболу никакого профессионального отношения. Там, на Малой Дмитровке, мы с ним и познакомились – на почве доставания билетов на хорошие спектакли. Кто тогда знал, что позднее этот человек вместо контрамарок будет передавать мне выгодные и досконально отработанные контракты игроков, становившимися благодаря его усилиям нашими.
Однажды он пригласил меня сыграть за Ленком в одном московском турнире с участием четырехсот команд из столицы различного происхождения. Вообще-то Ленком, с Абдуловым и Караченцовым в составе, отчаяннее и принципиальнее всего бился с Театром имени Маяковского. Но в 88-м в Москве учредили серьезный турнир, и театры стали зазывать к себе закончивших карьеру мастеров. Мы проиграли только в финале. По пенальти. Мини-футбольной «Дине» с Костей Еременко во главе.
Человек своего времени, умевший преодолевать разные препятствия в запретное время. Он никогда не играл в серьезный футбол, да и в несерьезный, наверное, тоже. Он был внешне неповоротлив, но внутренне очень хваток. Безумно хваток. И эти качества классического советского администратора серьезного заведения помогли ему состояться в футболе. На позиции спортивного директора, в ее профессиональной вариации, практически европейской, той самой, в которой не найти нынче человека такой компетентности в России. Разве что Сарсания… Ну, и Корнеев, возможно, им станет.
Зовут его Владлен Светиков. В 1994-96-м спортивный директор ЦСКА, 97-98-м – «Торпедо», в остальное время – агент без официального, кажется, номера, профессионал из тени, умеющий оказываться там, где нужно и формировать свою позицию так, как нужно.
Когда я с товарищами ушел из «Торпедо», мы расстались и с ним, и за одиннадцать лет наши пути больше не сходились. За одиннадцать лет виделись однажды, и то – шапочно.
До официального статуса в ЦСКА и «Торпедо» он вел дела Кирьякова и Добровольского, – дружил с ними, увлекал их, а они увлекались его планами по развитию собственной карьеры. Так его дружба возле футбольного поля верно перерастала в настоящее мастерство спортивного ориентирования с футбольными барьерами.
У нас же он вплотную занимался трансферами Радимова в «Сарагосу» и позднее – Янкаускаса и Хохлова из «Торпедо» соответственно в «Брюгге» и ПСВ. Занимался потрясающе мастеровито, попутно сумев отсудить недоплату размером 500 тысяч долларов у «Эспаньола» за переход то ли Галямина, то ли Кузнецова, состоявшийся еще при предыдущем руководстве ЦСКА. Светиков с присущей ему доскональностью разгребал кипу с договорами, и нашел такой крупный изъян, который кроме него никто не разглядел. Сама сумма в то время была великой, а обстоятельства фантастическими. Выбить из цивилизованной заграницы деньги в то время, когда опытным людям из «Совинтерспорта» порой не получалось возвращать зарплату своих клиентов из какой-нибудь Турции.
Наверное, он не был человеком великой честности, так как многие с ним не ладили и позднее отзывались плюясь и поругиваясь матерком. У меня же с ним было все в порядке, чему способствовал уровень управления нашего ЦСКА, управления принципиально нового для того времени. Смотрите, основной учредитель – бизнесмен и мой друг Олег Ким, президент – Тарханов, на мне были глобальные функции вроде общения с Минобороны и другими властными структурами, гендиректор – Назар Петросянц, занимавшийся клубной текучкой. Вот между Петросянцем и Тархановым работал Светиков. В условиях возможностей для заработка, но действительно заслуженного, как в случае с продажами наших выпестованных футболистов за рубеж (разве что Радимова мы не успели развить до оптимальных для отъезда за рубеж кондиций).
Светиков – человек с большой хитрецой, которую изрядно выдавали его глаза при рукопожатии, но при этом он был готов работать день и ночь. Встречать, провожать, перехватывать… Перехватывать! Помнится, ну никак нам не удавалось договориться с президентом «Асмарала» Аль-Халиди по стоимости перспективного атакующего полузащитника Семака. Я-то Сергея на тот момент в игре еще не видел, но Светиков упорно отстаивал передо мной необходимость приобретения игрока. Выход из тупиковой ситуации придумали они с Петросянцем – призыв в армию. Мы Сережу и призвали. На десяток, как оказалось, с небольшим лет.
Интересно, что он был не просто исполнителем воли начальства, на что сегодня обречены многие люди его профессии, а сам неплохо видел игрока, понимал его сильные и слабые стороны. Он перелопатил огромное количество молодежи, ходил по всяким турнирам, от чемпионата второй лиги до первенств школ (многие нынешние так называемые спортивные директора рассмеются, не дочитав до точки), рассказывал мне о многих футболистах, а я ни разу не сказал ему, что по какому-то вопросу он говорит ерунду. Единственное разногласие между нами было по теме отъезда Хохлова, еще дублера ЦСКА, в Израиль. Я, как вы знаете, был категорически против этого, но Светиков уже проложил юридическую и финансовую дорожку для Димы в благодатный край. Так что пришлось их обоих переубеждать.
Хотя убеждать – это как раз дар Светикова, которым он может помериться разве что с Авалу Шамхановым, другим моим знакомым функционером, тоже попробовавшим на вкус спортивное директорство, а когда-то, по завершении карьеры игрока, привлеченного мною на должность начальника команды – было это в 91-м в «Тереке», который я тогда тренировал. Только если Светиков – лис, то Авалу – волк. Настоящий, чеченский. Ас эмоционального съедения оппонента. Это его нестандартная особенность. Стандартная же – невероятная деятельность. А в совокупности – весьма полезная работа в разных клубах в разное время. Серебряный спурт ЦСКА в 98-м в том числе его заслуга.
Интересные люди в этом недооцененном в нашей стране занятии, пока не ставшем реальной профессией, имеются. Их немного, как и в любом деле, подразумевающем высокий уровень, но они все же есть. Это и Александр Стельмах, открытый в роли начальника команды – «Спартака» из Орджоникидзе – Олегом Романцевым. Стельмаха, соратника Валерия Газзаева, к слову, Евгений Гинер попросил остаться во время известной рокировки Газзаев – Жорже. В нынешнем сезоне Александр наконец перешел из начальников команды в спортивные директора.
Конечно, профи и сотрудничавший со Светиковым некогда начинающий агент Константин Сарсания, который, поиграв во Франции, оперативно сориентировался на европейском рынке, и очень помог нам в трудоустройстве полузащитника ЦСКА Демченко в «Аякс», а ныне показывающий, что он все-таки классный организатор спортивного процесса в клубе, а не в самой команде.
Андрей Червиченко в одном из интервью заметил, что за сто тысяч долларов в год в России не найти спортивного директора, который бы работал честно, приводя в пример человека этого амплуа из «Милана» Арьедо Брайду. С Андреем я, увы, не могу не согласиться. В нашем зачаточном состоянии дел куда выгоднее срубить быстрый куш, отправиться сытым в отставку, оставив за собой лишь гневные воспоминания, периодически просачивающиеся на страницы популярных газет.