13 мин.

Что будет с Омладинским стадионом

Вы, наверное, могли заметить по прошлым нашим обзорам сербской лиги удручающее состояние Омладинского стадиона – четвёртой крупнейшей арены Сербии (после стадионов «Црвены Звезды», «Партизана» и в Приштине) и места, где свои домашние матчи проводит ОФК Белград (не трудно догадаться, если вспомнить, что означает «О» в этой аббревиатуре). Или если были на матче первого круга между «Динамо» и «Спартаком», когда на динамовской трибуне висел соответствующий баннер.

Немного об истории. Омладинский стадион был открыт ещё в августе 1957 года, когда ОФК носил ещё другую аббревиатуру – БСК. Интересно, что за свою историю ОФК сменил 3 стадиона. Первый из них открыли ещё в начале ХХ века, на месте бывшего ипподрома, когда открывали собственно и сам БСК. Он обошёлся всего в 10 000 динаров. В 1929 году главный клуб Белграда обзавёлся собственным стадионом на 30 000 мест с беговыми дорожками и прожекторами. Именно на этот период пришлось золотое время БСК – клуб завоевал 5 чемпионств, а его футболисты составили костяк сборной Югославии, завоевавшей бронзу на чемпионате мира 1930 года.

Бывший стадион БСК после бомбёжки в 1944 году конфисковали коммунисты. На его месте к осени 1949 возвели новый стадион, где стал играть практически только образованный «Партизан», ещё принадлежавший армии. История уже показала всю несостоятельность коммунизма, но другой вопрос: почему касательно прав на Омладинский стадион он действует до сих пор?

Тут в БСК приняли решение объединиться с «Шумадией». Во многом из-за того, что земля на Омладинский стадион принадлежала именно им. Но в коммунизме нет частной собственности, поэтому руководство переименованного после объединения ОФК подписало соглашения на 50-летнее использование стадиона (т.е. взяли в аренду). Этот договор истёк несколько лет назад и с тех пор разрешение на использование выдаётся властями Белграда раз в год. Тем не менее, и по сей день Омладинский стадион – собственность государства.

Стадион был построен за небольшие по тем временам в Югославии деньги, потому как трибуны были встроены в землю. В первые года там не существовало даже нормального ограждения, поэтому люди проходили на арену без билетов. Имелась и проблема безопасности, так как по началу там не было оградительных заборов или решёток, что не защищало игроков и судей от агрессии со стороны зрителей. К тому же крайне некомфортно чувствовали себя зрители Севера и Юга во время дождя, когда там была несусветная грязь, так как почву неслабо размывало. К 1962 году стадион привели в полный порядок. Суммарная стоимость арены составила около 1,9 млн. долларов.

Когда стадион открыли, он имел вместимость порядка 28000 зрителей, хотя по проекту планировался на 23800 человек. Сообщается, что на стадионе было и более 30 тысяч зрителей. Зрители прорывались через ограждения и занимали места на легкоатлетических дорожках.

Последнее обновление, связанное со стадионом, произошло в конце 90-х, когда на Карабурме обновили сидения, поставили новые ограждения, окрасили стадион в традиционные света. Но то было единственным вмешательством за последние много лет и вскоре стало ясно, что Омладинский стадион нуждается в серьёзной реконструкции.

В конце 90-х 

Запасное поле, где проводит свои матчи молодёжка ОФК. Искуственный газон, вмещает 340 зрителей.

Нулевые принесли новые надежды на обновление стадиона. Поставили 10500 пластиковых сидений (сейчас арена вмещает вмещает 19500 зрителей, из них 11400 сидячих), поменяли табло, освещение. Сделали вип-ложу, облагородили сектор для гостей. Соорудили ложу прессы, а за ней и пресс-центр. Положили новый асфальт, отремонтировали раздевалки, систему отопления. Даже не являясь собственником, клуб очень много вложил средств для поддержания стадиона.

Когда политики объявляли о начале реконструкций стадионов по всей Сербии, Омладинский стадион был упомянут там, как объект, который должен быть включён в эту программу со 100% гарантией. Уверяли в этом и в департаменте по спорту и молодёжной политике, обещая, мол деньги из бюджета Белграда и НИП переведём обязательно.

К сожалению, время шло, а о стадионе не вспоминали, пока заявление не сделал мэр Драган Джилас. Глава города заявил, что деньги должны быть инвестированы во что-то лучшее, например, в пловцов, легкоатлетов или ватерполистов. И вообще совершенно нелепо отмазался. Летом 2010 болельщики ОФК написали письмо министру спорта Сербии, но Омладинский стадион не был включён в список стадионов, где должны были провести работы по ремонту арены.

Состояние стадионов – одна из самых больших проблем в сербском футболе. Только недавно клубы смогли играть в вечернее время и за пределами Белграда, потому как там не было прожекторов. За исключением арен в Нови-Саде, Ягодине, Ужице и Нише в суперлиге большинство команд играет на стадионах, где срок эксплуатации подошёл к концу.

Бюджет города Ниш почти в 10 меньше бюджета Белграда, но власти города выделили порядка 10 млн. евро на обновление своего стадиона. 2,5 млн. евро выделили в Чачаке, Ужице, Нови-Пазаре, Крушеваце, при том, что там городской бюджет меньше в 4-6 раз даже чем в Нише.

Поразительно, как соорудили новый стадион в Горни Милановаце, где руководство «Металаца», вылетевшего в прошлом сезоне из суперлиги, построили арену за 11 месяцев! Но они ждали разрешение на строительство 15 лет!

Нынешнее состояние Омладинского стадиона

Спросите: почему же так деформированны трибуны? Отвечу: это виляние подземных вод и оползней. Что делает ситуацию ещё более тревожной. Дополнительно повлияло на ситуацию и строительство делового центра за северной трибуной в 90-е.

 

Нелепейшая ситуация: Омладиниский (молодёжный) стадион сейчас больше напоминает дряхлого старика. Хоть как-то сдвинуть дело с мёртвой точки взялись… фанаты! Болельщики ОФК стали организовывать специальные стенды по городу, где можно было бы поставить подпись за соответствующую петицию.

За неделю на инициативу «Плава унии» откликнулись порядка 5 тысяч человек!

Через 2 недели они собрали ещё 2,5 тысячи подписей. 

Большое граффити в Белграде с сайтом, на котором есть вся инфа.

Акцию поддержали многие клубы-соперники в Сербии и за её пределами. Свою солидарность с Романтичари по этому вопросу фанаты выражали посредством баннеров и сбора подписей.

Игроки ОФК с баннером

Делие

Гробари

Фирма 1989 из Нови-Сада

Мераклие («Раднички» Ниш)

Лешинари из Республики Сербской

Фаны «Рудара» из Приедора, что также в Республике Сербской, именуемые Алкоголь бойс

Варвары («Будучность» Подгорица)

Баннеры также вывесили Таурунум бойс из Земуна, фаны «Спартака ЗВ», «Радничек» из Валево. Отправили подписи болельщики «Хайдука» из Кулы и «Чукаричек». Ну и, конечно, в стороне не оказались братья из московского «Динамо» и Инвалиды из Вождоваца. Возможно, кого-то забыл. 

Петицию подписал также легендарный Слободан Сантрач – один из лучших футболистов в истории ОФК. И бывшие романтичари - Радиша Илич, Владимир Волков, Саша Маркович, Боян Шаранов, Воислав Станкович, Зоран Лончар.

Плава уния поблагодарила всех фанов, оставшихся неравнодушными к проблеме их стадиона.

Дополнительный импульс эта история со стадионом получила после прихода в ОФК Звездана Терзича – бывшего президента федерации футбола Сербии, пару лет назад обвинявшегося в мошенничестве. Терзич начал переговоры с властями Белграда о передаче прав на здание в Старой Карабурме, где должен появиться новый более современный стадион. Управа Белграда не готова финансировать в стадион, но готова рассмотреть вопрос о распоряжении стадионом клубом, в том случае, если клуб найдёт инвесторов. В то же время руководство клуба наняло юристов, которые будут искать лазейки для передачи прав на стадион с незаинтересованных властей Белграда к ОФК.

Звездан Терзич: «Нам не поможет обновление. Только новый стадион. Мы находимся в переговорах с одним израильским фондом». Терзич хочет получить для ОФК мультифункциональный стадион, который не будет работать только 20 дней в год во время матчей, простаивая остальные 345 дней пустым и бесполезным. Иностранные инвесторы же не слишком-то заинтересовано в этом проекте, поскольку не решены правовые и имущественные вопросы. Там сидят не сумасшедшие люди, чтобы вкладывать деньги в неизвестно во что. А клубы не имеют право на имущество. Замкнутый круг!

Звездан Терзич: «Уж сколько я в клубе, а это 25 лет, как игрок и функционер, город не вложил ни динара в стадион, не забито ни одного гвоздя. Нам нужен какой-нибудь Пальма из Ягодины (Пальма – мэр Ягодины Драган Маркович). Стыд и позор, что столица не имеет ни одного футбольного стадиона полностью не соответствующего всем требованиям и условиям УЕФА и ФИФА».

Естественно уже прикидывают какие-то проекты нового стадиона. Больше фото здесь

 

А на мост имеется 160 млн. евро? (про новый мост в Белграде, который открыли в 2011 году)

Так или иначе, у этой истории должен быть счастливый конец. Другой вопрос – когда: начать уже действовать сейчас или ждать 15 лет, строить новую арену или реконструировать старую.