Владимир Петкович. Иностранец в Риме
Президента «Лацио» Клаудио Лотито столько раз обвиняли в скупости, что когда он летом представил нового тренера команды, его многочисленные недоброжелатели возликовали. «Тренер, купленный на распродаже со скидкой» – таков был вердикт Владимиру Петковичу, вынесенный лишь на основании того, что в Италии о нем никто ничего толком не знал. Для всех он был некий югослав, ранее возглавлявший какие-то швейцарские и турецкие клубы. В него никто не верил, считая, что с таким послужным списком он обязательно провалится. И вот, по прошествии полугода как Владимир Петкович стоит у руля «Лацио», настало время подвести некоторые итоги.
Тренер, которого не ждали
Профессионалы же рассуждали не столь категорично, и в их словах преобладало скорее любопытство, нежели недовольство. Так, Джулиано Джанникедда, бывший футболист «Лацио», признавался, что он, конечно, удивлен назначением Петковича, но было бы интересно посмотреть на его методы работы. А один из самых популярных среди «лациале» тренеров – Эудженио Фашетти, спасший когда-то в безнадежной ситуации команду от Серии С, с присущей ему откровенностью заявил: «Одно дело тренировать такие команды, как «Сьон», «Янг Бойз» или «Беллинцона», а совсем другое – работать в итальянской Серии А и, тем более, в Риме, где игра – иногда самое последнее, о чем стоит беспокоиться». При этом лично про боснийца он не сказал ни единого плохого слова.
Пресса предрекала Петковичу скорую отставку, и только профессионалы были более осторожны в оценках
Разумеется, не избежал Петкович сравнений с другими югославскими специалистами, пробовавшими свои силы в Италии. Например, с Вуядином Бошковым, автором последнего итальянского чуда – скудетто «Сампдории» в 1991-м. Применительно к «Лацио» чаще вспоминали Милована Чирича, тренировавшего римлян в конце 1950-х, который провалился и был заменен в середине сезона. В газетах прямо так и написали: «Петкович – наш новый Чирич». Нетрудно себе представить, что чувствовал тренер, владеющий восемью языками, включая итальянский и русский, еще ничего не сделавший, но уже прочитавший про себя много интересного.
Трудный старт
Результаты первых игр «бьянкочелести» под руководством Владимира Петковича несколько подтвердили правоту критиков: команда «в сухую» проигрывала матч за матчем, уступив «Сиене», «Торино», «Галатасараю» и «Хетафе». Особенно болезненным выглядело разгромное поражение от «гранатовых», после которого в Риме стали заключать пари на имя будущего преемника Петковича. А после неудачи с «Хетафе», когда тифози нещадно освистали команду, не выдержал и сам тренер, раскритиковав собственных футболистов: «Игрокам следует больше выкладываться на поле в интересах всей команды. Тот, кто этого не понимает, попросту не будет выходить на поле в официальных матчах».
Летом Клаудио Лотито заметно нервничал, ведь в случае неудачи с новым тренером пресса сделала бы крайним именно его
Возможно, эти слова и возымели действие, но, скорее всего, недалеки от истины были те, кто говорил, что не верит в летний футбол, а по выставочным играм вообще нельзя ни о чем судить. Да и сам Петкович не скрывал, что находится в поиске оптимальных сочетаний. Так, в проигранной игре с «Хетафе» он всего-навсего тестировал расстановку 4-2-3-1, от которой впоследствии было решено отказаться. Но уже через три дня тренер не упустил случая похвалить свою команду, когда признался, что с возвращением травмированных футболистов «обязательно придумает что-нибудь новое».
В этот непростой период Петкович совершенно неожиданно заговорил о душе команды, о том, что футболисты должны «умирать» на поле, но при этом он не перекладывал свою ответственность на других. И главное – постоянно подчеркивал, что все еще можно изменить. Однако ключевыми были его слова о тактике: «Важно стараться демонстрировать атакующий футбол, пытаясь идти вперед большими силами. Я хочу, чтобы атаку поддерживали, как минимум, четверо или даже пятеро игроков». Именно после этого общественность стала менять свое отношение к тренеру «Лацио».
Дело в том, что предшественник Петковича, Эдуардо Рейя, при всех его заслугах, предпочитал играть в довольно-таки простой, если не сказать «деревенский», футбол, от которого многие уже устали. Пятое и четвертое место с прицелом на Лигу Чемпионов – результат достойный, но того тренера, который сможет сохранить завоеванные позиции и при этом выдаст толику атакующего и более изящного футбола, будут буквально носить на руках. Владо (а именно так сократили его имя итальянцы) быстро понял, что поражения ему не простят в любом случае, но если к тому же он будет еще и скучно играть, его уволят задолго до Рождества.
Тактика Петковича
Три победы подряд в стартовых турах, которые недоброжелатели объясняли относительной легкостью календаря, оставили Петковичу место для тактического маневра. Этим не преминул воспользоваться Клаудио Лотито, похвалив тренера и отметив… его высокие нравственные качества, что из уст президента «Лацио», имеющего устойчивую репутацию человека без совести, особенно было странно услышать.
Летом многих смущало пристрастие нового тренера «бьянкочелести» к расстановке 3-4-3, которой в Риме после Альберто Дзаккерони разве что не пугали детей. Однако уже в первых турах была использована 4-5-1, которую позднее немного скорректировали: Ледесма сделал пару шагов назад, и получилась 4-1-4-1 – интересная схема с четырьмя треквартистами, живая, словно ртуть. Фундаментальная роль Кристиана Ледесмы в ней еще более упрочилась, но все четыре полузащитника получили куда больше свободы. При этом не может не радовать Антонио Кандрева, ставший одним из главных открытий сезона и вновь вызванный после долгого перерыва в сборную Италии. Он часто меняется местами с другим фланговым игроком – Стефано Маури, а вместе с ним, Гонсалесом и Эрнанесом они образуют квартет, способный запутать кого угодно. В ловушку угодила даже La Gazzetta dello Sport, журналисты которой до сих пор обозначают расстановку «Лацио» как 4-5-1.
Антонио Кандрева проводит лучший сезон в карьере и уже вернулся в Национале
Тем не менее, Владимир Петкович не останавливается на достигнутом, постоянно ищет что-то новое. Он также не чурается, когда того требует ситуация, играть строго от обороны как, например, в Турине. А совсем недавно в Лиге Европы, где до этого предпочитал использовать двух форвардов, тренер «Лацио» задействовал и 3-5-2, ранее опробованную в товарищеской игре против «Чивитавеккья», которую Гадзетта, по одной ей известной причине, окрестила 3-4-3. Важно отметить, что Петкович не зациклен на схемах. Согласно его идеологии, они вторичны, а в первую очередь важны система игры и понимание игроками своей роли на поле и образа действий в той или иной ситуации. Разумеется, не обходится и без осечек, но ни поражение в Неаполе, после которого критики предрекали скорый закат «Лацио», ни разгром в Катанье не сломили римлян. После игры на Сицилии в раздевалке состоялся серьезный разговор, по результатам которого римляне не проигрывают вот уже на протяжении восьми матчей.
Лига Европы
Заявление Владимира Петковича о том, что команда должна играть с максимальной самоотдачей как в чемпионате, так и в Лиге Европы, сначала воспринималось со скепсисом, однако слова не разошлись с делом – «Лацио» уверенно занял первое место в своей отборочной группе. В последние годы чего только не говорят в оправдание постоянных неудач итальянцев в еврокубке. Это и низкие призовые, и падение авторитета турнира, и необходимость сосредоточиться, прежде всего, на Серии А. Кое-кто иногда даже, хотя и справедливо, обвиняет во всем подлых хозяев клубов, которые, дескать, заставляют бедных тренеров «сливать Лигу». Однако почему-то никто не додумался до того, что может быть причину происходящего нужно искать именно в менталитете этих самых тренеров. Но вот пришел Петкович, человек для Италии, в общем-то, чужой, и произносит крамольные речи о том, что в Лиге Европы его команда будет играть изо всех сил. При этом он использует ротацию состава, но оказывается, что дело совсем не в ней, а в самом отношении к турниру, которое моментально передается игрокам! И если даже весной «Лацио» в Европе потерпит крах, только за одну эту европейскую осень все должны быть благодарны Владо.
Отношения с тифози
С самого первого дня новый тренер «Лацио» сумел грамотно выстроить взаимоотношения с болельщиками. Причем многие из тех, кто в начале был настроен критично к нему, связывая его имя с Лотито, постепенно перешли на сторону «Профессора», как называют Петковича в Риме. Чем же он так покорил местную публику?
Исторически так сложилось, что «Лацио» отдавала предпочтение римская интеллигенция, и хотя в 21 веке социальное разделение тифози уже не прослеживается столь явно, корни все-таки дают о себе знать. Не может команда, за которую болеет блистательная Моника Витти, прятаться, словно провинциальный клуб из Романии, в редутах! Именно в этом и были основные претензии к Эдди Рейе, который пусть и давал результаты, но заставлял играть так, как «Лацио» играть не должен. «Рейя предпочитал старомодный и слишком уж оборонительный футбол, который даже старше, чем сам Рейя», – говорят в Вечном городе, в то время как Петкович, словно римский полководец, ведет своих воинов в атаку – спокойно, без шума и истерик.
Владимир Петкович – тренер, появившийся в Италии из ниоткуда, день за днем демонстрирует уважение к другим, но ни перед кем не заискивает, оставаясь самим собой. Он может при необходимости проявить твердость, в том числе и по отношению к своим игрокам, будучи при этом особенно требовательным к самому себе. Он не опускается до обвинений в адрес судей, даже когда они ошибаются, но в то же время делает тысячу мелочей, каждая из которых говорит, что этот тренер – неординарная личность.
Владимиру Петковичу удалось вернуть тифози веру в то, что они болеют за особенный клуб
Легенда о том, что за «Лацио» болеют римские патриции, спрятана глубоко в подсознании истинных тифози, а вопрос: «Кто мы?» – совсем не праздный. Во все времена люди, иногда сами того не осознавая, охотно шли за теми, кто вселял в них веру в то, что они особенные. «К черту трусость, наша команда будет атаковать!» – призывает тренер «бьянкочелести». Для клуба, президентом которого был генерал Джорджо Ваккаро, военные аналогии неизбежны. «Орлы» Владимира Петковича могут и проиграть, но они должны парить в небе, а не жить в курятнике – такова историческая миссия этой команды.
«Я не пророк, который пришел спасать Италию», – скромно, но с чувством собственного достоинства говорит Петкович, и в этот момент кажется, что он становится еще чуточку больше римлянином. Бог мой, Владо, в Италии пророков и так более, чем достаточно, но как же хочется, чтобы клуб, за который болел настоящий Папа – Иоанн Павел II, подольше тренировал человек, подобный тебе!
Удачи сегодня вечером на «Олимпико»!
Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!
Последние материалы блога:
Да здравствует Император! Почему «Рома» победила «Фиорентину»
Кстати, если продолжить список в мировых дерби кто кому предпочтение отдает? Может продолжим такую мини тему?
Лацио, Глазго Рейнджерс, Эвертон, Галатасарай, МЮ, Интер.
Петкович действительно очень загадочная фигура, оставляет очень приятное впечатление как в футбольном, так и в человеческом плане. Однако я бы заметил, что немаловажную роль играет и то, что Рейя оставил ему в наследство очень сыгранную и готовую команду.