Symbol of his Еra
В прошлом сезоне большое внимание всех наблюдающих за Бундеслигой было приковано к менхенгладбахской «Боруссии» – команде, которая, несомненно, стала главной сенсацией из всех возможных на тот момент. После чудесного спасения благодаря единственному голу в стыковых матчах, позволившему остаться в элитном дивизионе, коллектив амбициозного тренера Люсьена Фавра выдал лучший старт за последние годы. Команда демонстрировала не только отличные результаты, но и весьма симпатичную игру, зачастую оставляя не у дел лидеров чемпионата. Всё шло настолько хорошо, что на некоторое время болельщики всерьёз поверили, что их любимцы не продолжат путь предыдущих выскочек-однодневок и смогут удержаться на определённом, пусть и не столь высоком, уровне несколько дольше.
Однако футбольный мир жесток. И выжить в нём бедному, пусть и весьма симпатичному, клубу, перспективы которого туманны и непредсказуемы, невероятно сложно. Часто для этого приходится жертвовать ключевыми игроками, которые успешным выступлением ожидаемо привлекают внимание более именитых команд, чтобы не только подправить своё шаткое финансовое положение, но и позволить им самим стать совершеннее. Но, когда такое происходит, уже практически нельзя добиваться прежних успехов, ведь любой механизм перестаёт правильно функционировать, если из него убрать важные системообразующие детали, заменив их более дешёвыми «китайскими» подделками. И такая участь в этот раз постигла коллектив из Мёнхенгладбаха.
Задолго до летнего межсезонья Люсьену Фавру приходилось мириться с мыслью, что вскоре каждая линия в команде потеряет своего лидера. В обороне Данте, в полузащите Роман Нойштедтер, в атаке Марко Ройс – все они не смогли устоять перед выгодными предложениями клубов, образовавших по итогам сезона лигочемпионскую тройку. В связи с этим совершенно неудивительным выглядит то, как «Боруссия» проявляет себя в начале года, ведь с такими кадровыми проблемами едва ли следовало ждать той яркой игры, которая была присуща «жеребцам» ранее. Единственным утешением для поклонников команды, пожалуй, стал Марк-Андре тер Стеген, который, оставшись в Гладбахе, позволил избежать ещё одной головной боли руководству в поисках стража ворот.
Впрочем, несмотря на все продажи, можно с уверенностью заявить, что по-настоящему значимая невосполнимая потеря у «Боруссии» всего одна. И именно она стала ключевым фактором деградации в командных результатах. Если на места Данте и Нойштедтера удалось за довольно короткие сроки, пусть и за немалые деньги, найти весьма неплохих более молодых и перспективных исполнителей в лице Альваро Домингеса и Гранита Джаки, которые в полной мере способны забетонировать соответствующие позиции, то уход Марко Ройса компенсировать оказалось нереально. Ройс был для Гладбаха не просто лидером, он являлся тем, на ком держалась эта команда. Её основой. Её двигателем.
Для любителей статистики достаточно одним глазом взглянуть на графы забитых мячей и голевых передач, чтобы убедиться в том, что почти в каждом матче Ройс вносил огромный вклад в достижения командных целей. Но статистические показатели просто меркнут перед тем, какую пользу он приносил, только появляясь на поле. То, как он вёл партнёров за собой, своей жаждой к победам внушая им, что нет ничего невозможного и над любым соперником можно одержать верх. Если возникали проблемы и требовалось принять незамедлительное решение, мяч всегда направлялся к Ройсу, который в большинстве случаев извлекал выгоду там, где другие этого сделать не могли. Если кто и мог сделать из Гладбаха не просто «халифа на час», а крепкую команду с далеко идущими планами, так это Марко.
Этот парень появился буквально из ниоткуда. Не закрепившись в главной команде своего родного города Дортмунда и проведя три сезона в малоприметном «Рот-Вайссе», раскрыться он сумел лишь в Мёнхенгладбахе – в клубе, где последней «звездой» был так и не оправдавший выданных авансов Марко Марин. Дебютировал Ройс в Бундеслиге, выйдя на двадцать минут второго тайма игры против «Бохума», и ничем серьёзным не отметился, но, что примечательно, через два года, после пары довольно «пустых» сезонов, именно в матче с VfL он достиг своего звёздного часа. Случилось это в ответном гостевом поединке за право остаться в элите, когда «Боруссия» имела преимущество в один гол, забитый дома. К середине первого тайма «Бохум» благодаря автоголу Нордтвейта вышел вперёд, тем самым сравняв общий счёт, однако отличный выстрел Ройса на 72-й минуте не только не позволил вступить в силу дополнительному времени, но и помог команде не понизиться в классе.
Как оказалось, этот момент стал отправной точкой формирования Ройса в статусе одного из самых талантливых немецких футболистов современности. Думаю, не нужно лишний раз напоминать, как Марко выступал в следующем сезоне, ибо слишком частое повторение - симптом занудства. Но сезон он провёл настолько мощный, что постоянно не покидало ощущение, будто мы наблюдаем за действиями уже полноценной суперзвезды, обыденно пытающейся побить собственный рекорд результативности. Вместе с ним даже игра «Боруссии» производила впечатление той, которая присуща только крепким завсегдатаям еврокубковой зоны, а не команде, совсем недавно чудом спасшейся от вылета. И приятным, но не покрывающим все его заслуги бонусом для Ройса стало звание «Игрок года».
Ройс был для Гладбаха не просто лидером, он являлся тем, на ком держалась эта команда. Её основой. Её двигателем.
Отличительной чертой по сравнению с большинством остальных молодых игроков для меня всегда являлись его характер и громадная воля к победе. Особо показательным в этом плане стал полуфинальный матч Кубка Германии против «Баварии». Тогда Марко сделал всё от себя зависящее, чтобы дойти до финала: создал более 80 % всех опасных моментов, регулярно отрабатывал в обороне, выигрывал большинство единоборств. Но этих усилий так и не хватило для избегания серии пенальти, в которой до него так и не дошла очередь пробивать с отметки. В момент, когда Данте «забросил» снаряд на трибуны, а Тони Кроос через мгновенье вывел мюнхенцев вперёд, в глазах Ройса, от отчаянья бросившего в сторону питьевой сосуд, одновременно читались и боль, и разочарование, и настоящая спортивная злость. Было ясно – он не умеет проигрывать. И это, безусловно, хорошее качество.
Он никогда особенно не был избалован вниманием спортивной общественности, довольно редко попадая в объективы телекамер и на обложки популярных футбольных изданий. Его долго игнорировал Йоахим Лёв, не приглашая в расположение сборной даже в незначительных турнирах. В отличие от других молодых дарований, будь то Марио Гётце, уже в восемнадцать лет получивший сравнение с Лионелем Месси, или Томас Мюллер, который мог похвастаться участием на чемпионате мира 2010 и званием лучшего бомбардира, Ройс же только в 22 года смог доказать свою состоятельность. Но терпеливо выжидая подобного шанса, он твёрдо намеревался воспользоваться им в полной мере. И это у него получилось.
Как и ожидалось, интерес к Ройсу со стороны множества именитых клубов проявлялся ещё в зимний период, и его скорый уход был очевиден. В числе возможных претендентов фигурировали и мюнхенская «Бавария», и лондонский «Арсенал», и туринский «Ювентус», и миланский «Интер» – и в каждом из этих грандов Марко пришёлся бы ко двору. Подобный список – мечта любого футболиста, пытающегося выйти на новый более высокий уровень, и большинство бы, не задумываясь, связали себя обязательствами с одним из них. Тем не менее, Ройс не стал принимать опрометчивых решений и на удивление многих вернулся в Дортмунд.
Однако понять такое решение труда не составит, и уж точно нельзя назвать его неправильным. И дело вовсе не в том, что Ройс просто возвратился домой в родную команду или воссоединился со старым другом по «Рот-Вайссу» Кевином Гросскройтцем, хоть эти причины также имеют право на существование. Главное, что Ройс перешёл в команду, пусть пока не обладающую громким именем и приставкой «топ», но с каждым годом доказывающую, что она способна достигать желанных целей, творя свою новую успешную историю, и он может стать её важнейшей частью. Туда, где Марко будет не одним из многих, пытаясь стать лучше остальных, а где он уже будет лучшим, при этом продолжая совершенствоваться. «Боруссия» - команда, которую он не только дополняет, делая её почти идеальной, но и которая дополняет его самого. Тот редкий случай, когда, ещё не дождавшись высыхания чернил в контракте, можно было уверенно и смело завить «они нашли друг друга».
Подтверждением сему заявлению явно является начало этого сезона. Марко с лёту стал «своим» в новом коллективе, заручившись поддержкой и доверием как партнёров, так и непосредственно Юргена Клоппа. Он мгновенно закрепился в стартовом составе, поэтапно выполняя требуемые функции на поле и обретая постепенно всё больший вес. Сперва он не только компенсировал уход Синдзи Кагавы, атакующий арсенал которого был весьма ограничен, но и внёс серьёзное разнообразие в командные действия. Его прекрасное взаимопонимание с Марио Гётце, который является ему товарищем не только на поле, но и в жизни, позволило составить, возможно, лучшую молодую пару нападения. Вскоре Ройс и вовсе почувствовал уверенность в своих силах и, не откладывая дело в долгий ящик, твёрдо решил «примерить» на себя роль дортмундского лидера. Вот тогда мир впервые увидел всю огромную, пусть до конца и неизведанную, мощь этой команды.
Доселе «жёлто-черным» - молодой амбициозной дружине с реально возможным прекрасным будущим - не хватало лишь немногого, чтобы из «случайных чемпионов» превратиться в «постоянных фаворитов» и в Германии, и в Европе. С Ройсом по большому счёту «Боруссия» получила недостающий компонент для выполнения данной миссии. Первые матчи показали, что теперь у Клоппа появился действительно уникальный подопечный, способный в любой момент без колебаний воплотить в жизнь практически все его задумки. Надо заменить травмированного Гётце или составить вместе с ним убийственную связку? Пожалуйста! Открыть счёт невероятным ударом в гостевой игре против «Реала»? Нет проблем! Спокойно победить аутсайдера Бундеслиги, не затрачивая при этом больше нужного? И тут не обошлось без влияния Ройса, забившего отличнейший гол со штрафного. В Дортмунде он стал поистине универсальным игроком, без ущерба качеству затыкая при необходимости каждую позицию в передней линии. Причём это только малая часть полезной работы Марко на старте.
«Я рад возможности играть вместе с моими друзьями. Все они - игроки высокого уровня».
«Боруссия» - команда, которую он не только дополняет, делая её почти идеальной, но и которая дополняет его самого.
Естественно теперь, когда Ройс стал более заметен благодаря переезду в один из везущих городов футбольной Германии, его просто не мог обделить вниманием наставник национальманшафт. Когда он исправил ситуацию, Йоахима Лёва наверняка захватили абсолютно противоречивые чувства, ведь, с одной стороны, был повод порадоваться игрой новичка, а, с другой, - оставался неприятный осадок от того, как долго он его ошибочно игнорировал. Впрочем, всё это лирика. На деле же главным было то, что с ним бундестим заиграла новыми красками. В ней появилась искра, разжигающая бурный поток активности команды в нужное время. Если ранее матч складывался по схеме «бьемся головой об стену, владея инициативой», зачастую Лёв и компания очки теряли, не сумев придумать ничего экстраординарного для вскрытия обороны соперника. Однако с Марко креативное мышление заметно увеличилось, и, чтобы не бросаться пустыми громкими словами, советую всего лишь посмотреть хайлайты последних отборочных встреч сборной к чемпионату мира 2014.
Говоря о бразильском мундиале, на который бундестим без сомнений отберётся, стоит помнить, что стартует он очень нескоро. Два года – весьма долгий срок, и к тому времени многое поменяется. Может, Ройс станет успешно топтать газон где-нибудь в Мадриде или в худшем случае полировать скамейку (во что совсем не верится). А может, он по-прежнему будет отрабатывать свой дортмундский контракт, в одиночку или с Гётце являясь полностью состоявшимся лидером совершенно новой «Боруссии». «Боруссии», без тени иронии наводящей ужас на любого соперника. И, пусть сейчас это звучит несколько на грани мечтательного бреда, но, если идеальный аппарат эффективности Клоппа не получит серьёзных сбоев, то с огромной долей вероятности всё так и произойдёт.
У него есть отличный шанс встать в общий ряд с великими немецкими футболистами. Шанс стать настоящим символом своей эпохи.
В точности идентичная ситуация просматривается в сборной. В случае сохранения безграничного кредита доверия Лёва или даже при странных обстоятельствах, сопутствующих его исчезновению, так или иначе, именно Марко видится будущим этой команды. Разумеется, сие утверждение довольно спорное, особенно в свете того, какое талантливое поколение в Германии созревает, где чуть ли не каждый сможет примерить на себя костюм суперзвезды. Тем не менее, доказывать обратное, выделяя сильные стороны Ройса, которые достаточно широко были обозначены выше, я не буду. Не заметить его высокий потенциал вперемешку с уже имеющимися отшлифованными способностями не могут даже самые дотошные специалисты, как и то, что с годами они будут существенно расти. И остаётся лишь гадать, кем он предстанет перед нами на пике формы.
Оценивать игрока по полуторагодовому отрезку карьеры, за который ему впервые по-настоящему удалось блеснуть, не слишком-то верно. Однако в отношении Марко Ройса на данный момент сделать ошибку очень сложно. Несмотря на то, что многие скептики игры номер один эхом твердят, что, мол, он уже достиг верха своего таланта, всё это - неправда. У него есть отличный шанс встать в общий ряд с великими немецкими футболистами. Шанс стать настоящим символом своей эпохи. Сможет ли Ройс им воспользоваться, большой вопрос, но, как бы ни случилось, в историю мирового футбола он, несомненно, войдёт. И хочется верить, запомнят Марко так, как он того заслуживает.
Материал написан по состоянию на 25.11.12. Написанное является исключительно субъективным мнением автора и не претендует на всеобщее одобрение.
Специально для десятого номера журнала "Football Tribune".
ССЫЛКА НА ПРОСМОТР ЖУРНАЛА ОНЛАЙН
ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF
ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF (2)
An alle Leser, ich sage danke!
Клоппа в бундестренеры.