9 мин.

Берни Экклстоун и его автомобили

В заключительной серии спецпроекта Sports.ru и Pirelli – рассказ об уникальной коллекции промоутера «Формулы-1» Берни Экклстоуна: раритетных «Мерседесах», гоночных болидах и современных автомобилях.

Берни Экклстоун и Фабиана Флози. Фото: /Getty Images/Mark Thompson

Когда-то Берни торговал запчастями для мотоциклов, не слишком успешно выступал в автогонках, был менеджером пилотов, совладельцем и владельцем команд, а также одним из лидеров Ассоциации конструкторов «Формулы-1». Однако когда Экклстоун осознал, что его интересы не ограничены одними лишь гонками, он подмял под себя всю «Формулу-1», сколотил огромное состояние и тем самым вызвал у миллионов людей невероятное уважение и лютую ненависть к собственной персоне.

По оценке Forbes, состояние мистера Экклстоуна на март 2012 года оценивается в 2,8 млрд долларов – диктатор «Формулы-1» занимает 12-ю строчку в списке самых богатых людей Великобритании. Берни 82 года, и еще несколько лет назад в его распоряжении была одна из крупнейших коллекций автомобилей в мире.

Сколько именно машин у Экклстоуна – не знает никто

Сколько именно машин у Экклстоуна – не знает никто (точное число, возможно, затруднится назвать даже сам Берни). Его автомобили строго охраняются, а напоказ выставляются лишь по особым случаям.

Долгое время англичанин покупал машины без разбора. Mini Cooper, Fiat 500, VW Beetle («Жук»), Ferrari 250GT 1954 года, Mercedes-Benz SSKL 1931 года и многие другие машины Берни ставил в гараж только потому, что они ему нравились. Впрочем, возможно, он прекрасно понимал, что с годами ценность некоторых экспонатов становится только выше и что однажды на них можно будет неплохо заработать.

Жемчужиной коллекции раритетных автомобилей Экклстоуна многие специалисты считали Mercedes-Benz 540K 1937 года, который сегодня оценивается в 5 млн евро.

Другая необычная машина – Lancia Astura Lungo, принадлежавшая Бенито Муссолини. Этот автомобиль был предоставлен Гитлеру во время визита немецкого диктатора в Италию. Черная Lancia украшена флагами с фашистской символикой.

В гараже Берни также находились Rolls-Royce, Jaguar, Lamborgini, Cadillac, Aston Martin и другие автомобили 30-х – 60-х годов XX века.

Cadillac 60 Fleetwood Special. Год выпуска: 1959-й. Скорость: 195 км/час. Мощность: 345 л.с. Цена сегодня: 25 000 долларов.

Rolls-Royce Phantom II Continental. Год выпуска: 1933-й. Скорость: 150 км/час. Мощность: 120 л.с. Цена сегодня: 400 000 долларов.

Mercedes-Benz 500K Special Cabriolet B. Год выпуска: 1935-й. Скорость: 160 км/час. Мощность: 160 л.с. Цена сегодня: 1 200 000 долларов.

Ferrari 250GT Europa. Год выпуска: 1954-й. Скорость: 185 км/час. Мощность: 230 л.с. Цена сегодня: 520 000 долларов.

Mercedes-Benz 300SL Gulfwing. Год выпуска: 1955-й. Скорость: 250 км/час. Мощность: 215 л.с. Цена сегодня: 475 000 долларов.

«Однажды я купил Porsche, но по глупости разбил машину в Лондоне. А первым же моим автомобилем в коллекции стал трехколесный Morgan», – признавался Экклстоун.

В 2007 году Берни внезапно решил продать на аукционе все серийные автомобили и оставить в коллекции только гоночные болиды. В общей сложности он избавился от пятидесяти машин и заработал более 25 млн евро.

Несмотря на серьезную «чистку» коллекции, в настоящий момент в ней по-прежнему более 100 экспонатов. Где Берни хранит все машины? – этот вопрос наверняка интересует многих.

Большинство автомобилей находится в ангарах частного аэропорта в Биггин-Хилл

Большинство автомобилей находится на территории частного аэропорта в Биггин-Хилл, на юге Лондона. Экклстоуну принадлежит западная часть аэропорта – там, в ангарах на специальных огромных стеллажах и находятся болиды. Посетить этот «музей» могут не все желающие, более того, даже большая часть сотрудников не имеет права входить в эти ангары.

В 2009 году 24 болида из этой коллекции по просьбе (и при активном содействии) шейхов были доставлены в Бахрейн. Перечислять все, пожалуй, нет смысла, но мы обратим внимание на несколько интересных машин.

«Коннот» B-Type 1955 года

Данный болид должен представлять для Берни особую ценность, ведь именно на нем в 1958 году англичанин пытался пройти квалификацию к Гран-при Монако. Попытка оказалась неудачной, и после того случая Экклстоун наверняка понял, что быть гонщиком – это не его.

«Брэбэм» BT46B 1978 года

В год расцвета «граунд-эффекта» конструктор «Брэбэма» (этой конюшней владел Экклстоун) Гордон Марри создал уникальный автомобиль с вентилятором на корме. Официально вентилятор должен был вроде как охлаждать двигатель, но на деле выполнял другую функцию – высасывал воздух из-под автомобиля, тем самым повышая прижимную силу машины. Ники Лауда, выигравший на «вентиляторном» BT46-B Гран-при Швеции, признался, что болид ехал как по рельсам. Хитроумную новинку, разумеется, тут же запретили.

«Феррари» Tipo 375 1951 года

На этом автомобиле Хосе-Фройлан Гонсалес выиграл первую гонку для «Феррари» в «Формуле-1». Историческое событие произошло в Великобритании в 1951 году.

Через 60 лет, в дни празднования успеха Скудерии, Берни Экклстоун предоставил итальянской конюшне раритетный автомобиль, и Фернандо Алонсо проехал несколько кругов по «Сильверстоуну».

«Макларен» M23 1976 года

Болид, на котором Джеймс Хант выиграл чемпионат мира в 1976 году. О схватке Лауды и Ханта за титул сказано уже так много, что повторяться не будем. Отметим лишь, что в следующем году на экраны выйдет художественный фильм, посвященный знаменитому противостоянию.

«Мерседес» W125 и «Ауто-Унион» C-Type 1937 года

W125 в течение пятидесяти лет был мощнее болидов «Формулы-1», и лишь с появлением турбодвигателей в 80-х более новая техника все же взяла верх с точки зрения лошадиных сил. «Серебряная стрела» 1937 года была очень успешной – Рудольф Караччиола выиграл чемпионат Европы, а Манфред фон Браухич и Герман Ланг заняли второе и третье места.

«Ауто-Унион» C-Type, разработанный Фердинандом Порше, – еще одна икона автоспорта. По слухам, одна из любимейших машин Экклстоуна.

***

В обычной жизни Берни, разумеется, не разъезжает на раритетных автомобилях. В его распоряжении есть и современная техника, и тут следует отметить, что англичанин не скрывает симпатии к люксовым автомобилям.

Lexus RX400h

Это первый в мире гибридный кроссовер класса «люкс». Несмотря на 6-цилиндровый двигатель, объемом 3,3 литра, машина потребляет не так уж много топлива – на помощь приходит электродвигатель.

Вообще, о машинах Берни для повседневных дел известно не так много. Англичанин неплохо оберегает личную жизнь от глаз посторонних, и некоторые детали проясняются лишь благодаря необычным событиям или происшествиям в его жизни

Mercedes-Benz CLS55 AMG

Рекомендация Pirelli: шины Winter Sottozero Serie II – оптимальный выбор для спорткаров и автомобилей класса премиум. Превосходные скоростные характеристики, применение новейших технологий, минимальное воздействие на окружающую среду и выразительный асимметричный рисунок протектора. Особенности рисунка протектора позволяют хорошо и быстро выводить из пятна контакта излишки снежной массы и воды.

В 2005 году Экклстоун стал одним из первых владельцев подобного автомобиля в Великобритании, но почти сразу после покупки попал в неприятную историю – с автомобиля, находящегося напротив дома Берни, злоумышленники сняли два колеса.

Range Rover Evoque

Рекомендация Pirelli: нешипованные шины Scorpion Winter разработаны для использования на сложных дорожных покрытиях, характерных для осени и зимы. Улучшают сцепление с дорогой и управляемость, обеспечивают более короткий тормозной путь, повышенную безопасность при торможении и в поворотах. Новые шины созданы инженерами Pirelli с целью дать возможность водителям самых крупных и мощных внедорожников получить полный контроль над автомобилем в любой ситуации, и при этом учесть все требования к безопасности, комфорту, надежности и управляемости, которые были ранее доступны только спортивным автомобилям.

Evoque называют самым компактным, легким и экономичным Range Rover за всю историю бренда, но ирония в том, что о наличии этой машины у Берни мир узнал из-за трудностей с ее парковкой. За рулем белого кроссовера находилась Фабиана Флози – будущая супруга мистера Э, и она никак не могла пристроить машину у тротуара. После нескольких неудачных попыток из Evoque выскочил седовласый старичок и помог припарковать машину.

Звезды автомотоспорта и их автомобили

Гонщики «Формулы-1» и их автомобили

Себастьян Феттель и его автомобили

Фернандо Алонсо и его автомобили