5 мин.

Футбол, Европа и расизм

Вратарь Артур Уортон, в 1889 году подписавший контракт с ФК «Ротерем», стал первым профессиональным темнокожим футболистом. В следующие же семьдесят лет только нескольким  темнокожим игрокам удалось стать профессиональными футболистами.

Первый темнокожий игрок «Челси», Пол Кановиль, на матчах команды подвергался шквалу  расистских оскорблений, особенно от членов радикальной  группировки болельщиков «Челси» - «Национальный фронт». Клубы как будто и не видели в расизме проблемы, проще было сделать вид, что ничего не происходит. На популярных ТВ-передачах, посвященных футболу, проблемы расизма не обсуждались. Игроки тоже молчали, не жаловались. Жаловаться-то было некому.

С тех пор все сильно изменилось.  Футболисты, по большей части, не страдают расистскими предубеждениями, а как минимум одну четверть от всех футболистов составляют темнокожие или представители этнических меньшинств.

И, не смотря на то, что проявления расизма в футболе запрещены и караются дисквалификацией, они не исчезли. То есть, нельзя искоренить проблему, запретив что-либо (в нашем случае, расизм на футбольном поле). И в наше время можно встретить оскорбления на расовой почве. Луис Суарез позволил себе оскорбить Патриса Эвра прямо на футбольном поле. Похожая история была и с капитаном «Челси» Джоном Терри, которого обвинили в оскорблении Антона Ферндинанда. Майка Ричардс был вынужден закрыть свой аккаунт в Твиттере из-за постоянных оскорблений. Пожалуй, последнее смотрится не так убедительно на фоне двух нашумевших скандалов, но я лишь хотел еще раз сказать, что расизм есть, и встречается не только на футбольном поле, но и в среде болельщиков, что, на  мой взгляд, не так уж удивительно.

 

 

Если посмотреть на футбольных комментаторов, то и среди них найдутся отличившиеся: в 2004 году Рон Аткинсон, теперь уже бывший футбольный комментатор, не зная, что микрофон включен сказал про Марселя Десайи: «Он является тем, кого в наших школах обычно называют гребанным толстым ленивым черномазым». После того как это высказывание стало достоянием миллионов людей, Рой был вынужден покинуть пост.

Главный тренер сборной Испании Луис Арагонес на предматчевой установке назвал Тьерри Анри «черным д#рьмом». К слову, после этой выходки в Европе развернулась крупная антирасистская компания под предводительством самого француза.

Феликс Джа Этьен, выступавший за испанский «Леванте», подвергался расистским нападкам всякий раз, стоило ему почувствовать недомогание. Одноклубники спрашивали, не болен ли он СПИДом или малярией – болезнями, пришедшими из Африки. К слову, раз уж я заговорил об Испании, стоит упомянуть, что эту страну называют одной из самых расистских в Европе.

В 2007 году Милан Барош, игравший в то время за «Лион», столкнулся с темнокожим Стефаном М’бия из «Ренна». Чех демонстративно одной рукой зажал нос, а другой помахал перед лицом, будто отгоняя дурной запах. Сам факт расистской выходки доказать не удалось, но, тем не менее, Милана дисквалифицировали на три матча.

 

Расизму подвержены так же некоторые футбольные чиновники. Примером случит высказывание Йохана Вермирша, председателя правления бельгийского «Брюсселя» о темнокожем игроке клуба: «Этот футболист больше думает не об игре в футбол, а о банановых деревьях». После него Зола Матумона (а именно он подвергся расисткой нападке) был вынужден покинуть клуб.

Стэн Коллимор, достаточно известный футболист, стал одним из немногих, кто решил пожаловаться в Футбольную Ассоциацию Англии из-за того, что бывший игрок «Ливерпуля», Стив Харкнесс, оскорблял его неоднократно и прямо во время матча. Последний же отрицал все обвинения и ФА решили не заводить дело. А ранее Стэн был вовлечен в еще один скандал на почве расизма – Джошуа Крайер, капитан футбольной команды юридического факультета университета Ньюкасла, отправил оскорбительное сообщение игроку в Твиттере. Коллимор сообщил об этом в полицию и Джошуа был приговорен к 200 часам общественных работ. Немногим позже 21-летний студент был арестован за оскорбительные сообщения в Твиттере в адрес перенесшего в прошлом сезоне инфаркт Фабрису Муамбе.

Я перечислил, пожалуй, самые известные широкой публике проявления расизма в мире футбола. Наверное, это только подтверждает убеждение большей части футбольных фанатов в том, что футбол – это не просто спорт, не просто игра. Это явление настолько же спортивное, насколько социальное, общественное. Эмоции вытесняют разум, а страсть смешивается с кровью – тут уже не до самоконтроля.

Соответственно, контролировать особо эмоциональных в этом плане людей призваны организации, которые пытаются свести к минимуму проявления расизма в сфере футбола. Их деятельность начинается от плакатов и небольших рекламных роликов, призывающих говорить «нет» расизму в футболе и заканчивается наказаниями игроков, болельщиков и других за проявления расизма на футбольном поле.

К примеру, в 1999 году в Европе появилась организация FARE (Football Against Rasism in Europe – «Футбол против расизма в Европе). Она знаменита своими рекламными роликами и антирасистскими акциями, вследствие которых в Европе расизм только укрепился. Такой вот парадокс – хотели искоренить расизм, а вышло все ровно наоборот. Но, тем не менее, FARE пользуется поддержкой (в том числе и финансовой) Европейской комиссии, ФИФА и УЕФА. Мишель Платини обязывает все футбольные федерации Старого Света организовывать различные акции против расизма.

Однако, несмотря на все старания различных антирасистских организаций, искоренить расизм не получается – до сих пор на стадионах слышны расистские выкрики, на футбольном поле некоторые игроки позволяют себе оскорблять других только из-за цвета кожи. И, я думаю, полностью избавиться от расизма не удастся никогда. Посмотрите, сколько проведено антирасистских акций, практически на каждом стадионе Европы можно встретить антирасистские лозунги… но насколько сильно продвинулись организации и иже с ними в борьбе с расизмом? Безусловно, ситуация улучшилась по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад, но все-таки, в наше время в толерантной Европе на многих стадионах слышны расистские лозунги, - и с этим ничего нельзя поделать. Все это происходит несмотря на все запреты и работу футбольных чиновников, антирасистских организаций, etc. Наверное, за последние пять лет прогресс борьбы с расизмом не сдвинулся ни на йоту, и это дает мне повод думать, что полностью искоренить расизм вряд ли получиться. Он все равно есть сейчас, несмотря на все меры борьбы, он был до этого, и, вероятно, избавиться от него в ближайшем будущем не получится.