Почему Данило Неко не надо звать в сборную России?
Продвижение Данило Неко из чемпионата Бразилии в сборную России продолжилось в эти выходные.
Президент «Алании» Валерий Газзаев, еще когда неделя была в разгаре, заявил: клуб из Владикавказа будет просить для него российское гражданство. «Больше того, думаю, что он заслуживает вызова в национальную команду и значительно усилит атакующий потенциал нашей команды», – сказал Газзаев.
В субботу Данило Неко провел очередной вдохновенный матч (против «Крыльев», которым забил два, а мог – много больше), поднялся на второе место в списке бомбардиров и вновь заявил, что был бы не против получить российский паспорт и сыграть за российскую сборную.
По законам РФ иностранец может стать гражданином России, пройдя через ценз оседлости, то есть прожив на территории страны пять лет. В случае если профессия иностранца «представляет интерес для Российской Федерации», ценз может быть сокращен до одного года. Собственно, такой ценностью обладала профессия баскетболиста Джона Роберта Холдена. В ЦСКА он приехал только в 2002 году, но уже через год – прятал в штаны паспорт в багровой обложке, через три – играл за Россию на чемпионате Европы, а через пять – забрасывал решающий мяч в финале знаменитого испанского Евробаскета.
Профессия Данило Неко представляет для России еще больший интерес, чем профессия Холдена. Правда, в отличие от Холдена, у Неко вместо больших заслуг пока есть только очень симпатичная игра за среднюю российскую команду. Но если вспомнить, что нового богатого спонсора «Алании» в этом сезоне нашел тот же человек, что и подписывает указ о предоставлении гражданства, при большом желании это не станет большой проблемой.
Проблемой, причем непреодолимой, станет кое-что другое, и тут мне чуть ли не впервые хочется выразить респект Зеппу Блаттеру.
Футбол сборных умрет
На том же Конгрессе ФИФА, который состоялся летом прошлого года и переизбирал яркого швейцарского деда президентом, было оставлено в силе правило о натурализации иностранцев. Чтобы получить право играть за сборную, футболисту нужно соблюсти одно из четырех требований: 1) ты родился на территории этой страны; 2) твои мать или отец родились на территории этой страны; 3) твои бабушка или дедушка родились на территории страны; 4) ты прожил в стране 5 лет после наступления 18-летия.
Рассказывают, что представители ОАЭ очень просили, чтобы пятилетний ценз сократили до трех лет, но, представив, на каком языке будет общаться богатая арабская сборная на ближайшем чемпионате мира, ФИФА не пошла им навстречу. Проявив жесткость, Зепп Блаттер и его помощники спасли футбол сборных от окончательной смерти.
Давайте посмотрим правде в глаза: футбол сборных умирает. В сборных платят мало денег или не платят вообще, поэтому футболисты (не все, но многие) играют там в полноги. В сборных работают тренеры-пенсионеры или тренеры-середняки, потому что самым актуальным представителям профессии гораздо интереснее ежедневная работа в клубах. Сборные (не все и немногие) отхватывают порцию славы и денег только один месяц раз в два года – во время финальных турниров Евро или чемпионата мира; отборочные матчи не идут с ними ни в какое сравнение.
Льготная натурализация выпустила бы в футбол сборных последнюю пулю. Если бы ФИФА разрешила выдавать гражданство любому экспату, проведшему в стране пару-тройку сезонов и не заигранному за других, то разница между клубным футболом и футболом сборных была бы уничтожена. Игры под национальным флагом, а не клубной эмблемой потеряли бы всякий смысл и вскоре просто исчезли.
Этому спасению должны сильно радоваться мы. Потому что первыми, кто стал бы вербовать в свои сборные всех подряд, были бы те, у кого плохо с футболом и терпением, но хорошо с баблом. Тут Россия стала бы в одну очередь с ОАЭ, Катаром и другими прекрасными странами. Если не верите, вспомните, какую зарплату получает Кевин Кураньи и сколько болельщиков при этом ходит на команду, за которую он играет. И это если не захочется вспоминать сумму трансфера Халка и зарплату Это’О.
Неуважение к стране
Одна из моих любимых новостей, посвященных голландскому футболу, облетела мир в 2006 году. Саломон Калу – парень из Кот-д’Иувара, колотивший голы за роттердамский «Фейеноорд», – очень хотел играть за сборную Голландии. Тренер сборной Марко ван Бастен пообещал ему место в составе на чемпионате мира-2006, если Калу успеет сделать себе голландский паспорт. История, за которой следила вся страна, закончилась не так, как она заканчивается в кино или, скажем, в России: Калу не прошел тест на знание языка и истории Нидерландов и получил отказ в гражданстве. Чемпионат мира голландцы отыграли без него, а Калу спустя год дебютировал за сборную Кот-д’Ивуара – сейчас у него набралось там уже полсотни матчей.
Я вспоминаю эту историю, когда вижу повторы золотого броска Джона Роберта Холдена. Когда слышу владельца «Спартака» Леонида Федуна, говорящего, что Веллитон вывел бы сборную России на ЧМ-2010. Когда читаю Валерия Газзаева, собирающегося делать паспорт для Данило Неко. Если что, ни Холден, ни Веллитон, ни Неко вообще не говорят по-русски. В отличие, например, от бразильского белоруса Ренана Брессана (смотрите, как лопочет) или суперзвезды минифутбольной сборной России Сирило (этот вообще фанат России – и болтает, и книжки про войну читает).
Я прекрасно отношусь к гражданам России любой национальности, любого цвета кожи, любого вероисповедания. Но я считаю неуважением к себе, когда не могу поговорить с соотечественником по-русски – потому что никакого отношения к моей стране он не имеет, а соотечественником стал механически, чтобы увеличить капитализацию собственной карьеры и мифический престиж страны за рубежом. Я глубоко убежден: законы, которые такое позволяют, не уважают своих граждан. История с натурализацией Калу – миллионное доказательство: в странах, где закон граждан уважает, граждане уважают закон. И значительно реже пытают заключенных бутылкой от шампанского в отделениях полиции, сносят машинами автобусные остановки и воруют космические суммы на строительстве стадионов и дорог.
Впрочем, у Данило Неко есть еще три с половиной года, чтобы освоиться в стране так, как это сделал Ренан Брессан или Сирило. Тогда останется самая малость – в 31 год соответствовать уровню сборной России.
Позор
К бывшему сотруднику «Совинтерспорта», а сейчас радикальному колумнисту «Советского спорта» Владимиру Абрамову можно относиться по-разному, но как минимум одно дельную вещь в последние годы он говорил. «В России действительно не любят негров», – так называлось интервью, которое он дал Sports.ru два года назад.
Данило Неко – мулат, но для тех, кто действительно не любит негров и ходит на матчи сборной России, до этой детали нет дела. Когда на некоторых российских стадионах я слышу уханье в адрес чернокожих легионеров, то с ужасом представляю себе гнусную, но вполне вероятную картину. Домашний матч сборной России. Дебют натурализированного игрока. И уханье с трибун в адрес футболиста своей сборной. Друзья, это будет позор такой силы, что захочется провалиться под землю.
А провалиться под землю мы всегда сможем и без легионеров.
А вот под этим готов подписаться, при всем уважении к Холдену и Хэммон.
«Я прекрасно отношусь к гражданам России любой национальности, любого цвета кожи, любого вероисповедания. Но я считаю неуважением к себе, когда не могу поговорить с соотечественником по-русски – потому что никакого отношения к моей стране он не имеет, а соотечественником стал механически, чтобы увеличить капитализацию собственной карьеры и мифический престиж страны за рубежом».