4 мин.

Доходы бразильских клубов

13 ведущих бразильских клубов (обычно считается, что грандов в Бразилии 12, но иногда к ним прибавляют Куричибу) за прошлый год сделали почти миллиард долларов. В данной таблице суммы приведены в тысячах бразильских реалов (или миллионах, если почитать точку за разделитель целой и дробной частей). Чтобы получить доллары США, проводим нехитрую математическую операцию деления на два.

Данная цифра (миллиард долларов на 13 клубов) сама по себе отметает все разговоры про уровень бразильской лиги. И ещё ведь не в одних деньгах в футболе счастье, а, главным образом, в футбольной школе. Стоит ли лишний раз говорить, что она у бразильцев среди двух сильнейших в мире - нынче трудно найти клуб, за который не играет хотя бы один бразилец или аргентинец.

Разъезжают бразильцы по миру не от того, что дома плохо кормят, а от того, что перепроизводство игроков. На всех них ни места, ни денег никогда не хватит в местной лиге. Перепроизводство, естественно, плановое: продажа игроков - довольно важная, как вы видите в третьей с конца графе, статья доходов клубов, в среднем составляет 14,6% всех их доходов.

В целом же, клубы обладают хорошими финансами, позволяющими стабильно содержать сильные составы. Тем более что почти любой бразилец предпочтёт играть на родине, пока ему не предложат в несколько раз больше. Алекс Мескини, наример, из Интернасьонала в Спартак переместился в обмен на увеличение зарплаты с 600 тыс. до 3 млн. долларов в год. Тут, конечно, наценка за Россию, но в среднем коэффицент увеличения всё равно получится в три раза. Таким образом, бразильские клубы за свой миллиард содержат таких бразильцев, которым тем же европейцам пришлось бы платить все три миллиарда. Соответственно, не может быть и сомнений, что уровень лиги - высочайший.

Но это всё общие рассуждения, перейдём непосредственно к анализу таблицы. Лидирует, как и ожидалось, Коринтианс. В прежние времена (до последних лет прошлого десятилетия) лидером был Сан-Паулу, но пока они были пассивны, Коринтианс проводил активную маркетинговую кампанию, главным лицом которой был Роналдо-Феномено. С тех пор доходы клуба увеличились более чем в два раза, но, хотя его роль и правда была велика, не совсем верно связывать это исключительно с именем Роналдо, так как другие клубы в это время тоже финансово росли вместе со всей бразильской экономикой.

Внушительную часть доходов Коринтианса составляет графа первая - права на телетрансляции. Глобо балует их и Фламенго как две народные команды. Сведения существуют разные, но с высокой долей вероятности можно говорить, что у каждой из них численность болельщиков по всей Бразилии и правда превышает 30 млн. Соответственно, они дают телевидению наибольшее количество потребителей рекламы.

В маркетинге (графа два) в лидерах три клуба из Сан-Паулу (подотстал только Сантос), где жители богаче, чем в остальном по стране, плюс Фламенго, который просто берёт количеством болельщиков, плюс Интернасьонал, который проводит очень грамотную маркетинговую политику, чем заслуживает уважение.

Что любопытно, те, кому не так фартит с телевидением, как некоторым, стремятся компенсировать это доходами со стадиона (графа 3). Цифры Сан-Паулу, Интернасьонала и Гремио заслуживают уважения; всем остальным надо прибавлять, конечно. Низкие цифры Фламенго и Васко, позорные цифры Флуминенсе и Ботафого связаны с закрытием Мараканы на реконструкцию к Чемпионату Мира (точнее, она должна быть готова к Кубку Конфедераций). Энженьон хоть и меньше по вместимости, чем Маракана, но не намного. Дело в другом - он не только непривычен болельщикам, но и большинству из них до него очень далеко добираться. От центра Рио-де-Жанейро до него - порядка 1 часа и 30 минут. Удобен он только тем, кто живет в прилегающих к нему районах.

В четвёртой графе просуммированы доходы по первым трём статьям. На эту сумму клуб может более-менее твёрдо рассчитывать (как правило, почти у всех она растёт год от года). В пятой графе показаны доходы от продаж игроков (и продаж части прав на них инвестиционным компаниям, что тоже бывает). В шестой графе к предыдущей сумме добавляются продажи игроков. В седьмой приведены общие доходы клубов - не только от футбола, как в графе шестой. Ведь, как известно, в Бразилии футбольные клубы - больше чем клубы, многие из них занимаются различными другими видами спорта. Предоставление обывателям спортивных, а порой даже образовательных услуг, и приносит этот доход.

Ну и последнее. Наверняка у многих, кто следит за чемпионатом, возник вопрос, какого же чёрта делает Флуминенсе на первом месте с такой скромной суммой доходов. Ответ я уже однажды давал. Подобное сотрудничество существует во многих бразильских клубах, но особенно ярко проявлено у Триколора Кариока. В целом, несмотря на некоторые негативные моменты, такое сотрудничество всё же идёт на пользу клубам, усиливает их, но в данной таблице оно не учтено, так как прозрачность здесь невысока в интересах участвующих сторон.