Попробуй, Дзага!
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Случай с Аланом Дзагоевым произошел в матче, который я комментировал, и, видя его воочию, я планировал что-то написать обо всем этом по горячим следам. Но комментарии сразу встали такой стеной, что решил повременить. Мне кажется нормальным, когда через общественное мнение публичные фигуры стараются смягчить будущий приговор – разумеется, если не считать случаев массовой истерии, но это явно не о данном казусе.
У меня другая точка зрения. Она не кровожадная, но я решил тем не менее дождаться решения КДК.
В основном кампания общественной защиты Алана развивалась по двум направлениям. Одно – кому из нас не случалось срываться? И действительно, кому... Рассуждение верное, но вот точное ли? Во-первых, речь вовсе не о том, чтобы понять и простить. С пониманием резкости в ответ на грубость вообще редко возникают проблемы. С прощением бывает сложнее, ну да и Бог с ним. А во-вторых, хочу напомнить вам еще один расхожий оборот; матча не проходит, чтобы в разных местах трибун это не звучало на выдохе – «Да тут бы и я попал в ворота!» Ну, сознайтесь, выдыхали же. Мне кажется, нет болельщика, во всяком случае, мужского пола (пол тут важен, чтобы можно было поставить себя на место мазилы), который хоть раз не произносил этих слов. Да какой там раз!
Но есть небольшая занудная разница. Мы с вами не окажемся на этом месте. Потому, что для этого надо было начинать готовиться лет в десять – самое позднее, и посвятить этому более или менее добросовестно весь промежуток жизни с тех пор и до... До момента выдоха. Так что милый сердцу штамп – не суть, а междометие. Эмоция...
Вот так же мы не окажемся на месте Дзагоева. И со своим пониманием, как каждый из нас сорвется, мы всем скопом не имеем никакого отношения к ситуации. В конце концов, в летчики тоже не всех берут. Или в секретные физики. Во многом потому, что у естественного срыва разный порог и разная цена.
Второй поток интеллектуального сочувствия в случае с Аланом я бы напомнил так: «нет, но вы посмотрите на Уилкшира, на этого грязного провокатора!» Что ж, мы посмотрели на Уилкшира. Если бы не инцидент в последнем туре и последовавшее вытье, Уилкшир наверняка бы претендовал на место в тройке «самый славный легионер в чемпионате России» по любому опросу. Сейчас мы можем вылепить из него распоследнюю сволочь. Можем даже сумчатую, это никто не проверит. Но дело в том, что совершенно неважно, каков Уилкшир, и вообще – кто был на его месте. Мне вообще безразлично, что с ним случится сейчас и впредь, дай ему Бог здоровья. Спасибо за все, но – приехал и уехал. Давай, привет; давай, до свиданья.
В общем, своей частной жизни Алан тоже сам кузнец, и нас с вами она тоже не касается, но не вся его жизнь принадлежит ему одному. Он ведь футболист, и в том числе сборной России. С одним фокусом мы уже разобрались – нам никогда не оказаться на его месте, но есть и другое. Мы с вами за свой срыв получим в диапазоне от удара по морде до обиды близкого человека и как-то это расхлебаем. Ответственность Дзагоева куда больше.
Думать нужно не о том, что он хороший парень, это бесспорно. И не о том, что все мы люди. Ключевой вопрос здесь, вторично прошу простить за занудство – ответственность. В начале сезона, в который Алан вступил после великолепной игры на чемпионате Европы с тремя забитыми мячами, все мы на разные лады отмечали, как он возмужал. И, кажется, готов стать из талантливого мальчика настоящим лидером. Теперь в этом сезоне Алан пропустит уже восемь игр. Учитывая, что по мелочи еще наверняка набежит, не станем мелочиться – в сезоне своей инициации Алан не сыграет треть. По причинам, которые от начала до конца в нем самом.
Вот разве это не достойно наказания? Я нарочно отстраняюсь от юридического аспекта. Во-первых, он уже реализован. А во-вторых, вся дискуссия поисходила в рамках бытовой этики... Парень на взлете по собственной глупости в меру сил гробит свою карьеру. Уж европейскую-то точно – не насовсем и не безвозвратно, но удар за ударом, в одну точку. Вторая дисквалификация даже не за сезон – за 10 туров; считая уже пропущенные – две агрессии в семи матчах! Семь матчей – это целый чемпионат мира для финалиста и чемпиона, между прочим; на этой дистанции мы умозрительно уже дважды потеряли лидера сборной. Что делать-то? Обязать пройти курсы по обузданию гнева? Не обязывать? Закон есть закон, а проблему в состоянии решить только сам игрок.
Строгость наказания – боюсь, единственный способ указать, возможно, в последний раз, на серьезность проблемы, на ее масштаб. Самый талантливый игрок поколения в нашей небогатой на таланты стране (хоть и звучит диковато) – это в первую очередь ноша, только потом радость. И думать надо не о том, что перед нами хороший парень, а о том, к примеру, что это бомба в огороде. И в матче на уровне сборных это тоже может повториться. В плей-офф чемпионата мира. Почему нет? Если Алан сыграет, как умеет, а с ним и другие – мы там будем...
Давайте успокоимся на том, что – горячая кровь, кавказский темперамент. А через шесть лет (вы помните, что будет через шесть лет) наша сборная выйдет на решающий матч, имея в составе полузащиту Дзагоев – Оздоев – Шариф Мухаммад. Почему нет, собственно; вот будет забавно посмотреть на ВОБ, кстати... Ну да это бонус.
Будем и тогда обсуждать горячую кровь? Или упущенный шанс поставить горячих ребят на место?.. Ну, Шариф Мухаммад пока что просто подает надежды, а вот Оздоев уже и в сборной, и на условной дисквалификации.
Признаюсь вам честно – я верю, что Алан справится. И вообще думаю, что сейчас всплески его все еще необузданной натуры не случайны: он недавно женился, жизнь поменялась, наверняка голова занята не одним футболом. Это пройдет, жизнь снова устоится и обретет баланс. Но тем более важно обходиться в дисциплинарных вопросах без сюсюканья. Просто руководствоваться законом. В конце концов, это освобождает время для работы над собой. Как каждый из нас знает о возможном срыве, точно так же ведома нам и польза свободного времени для самосовершенствования.
они в принципе «не работают над собой». По преимуществу они , даже публично покаявшись, останутся считать себя правыми. У них презумпция невиновности в генах. Я неоднократно это наблюдал в жизни. ( не гены, конечно). Подозреваю, что и Вы - тоже.
О таланте Дзагоева я уже 3 года думаю . что он явно преувеличен, в том числе и ввиду отсутствия настоящих, бесспорных. Да, его щадили с юных лет. Другому досталось бы на орехи за ту же вспыльчивость, нестабильность, неумение учиться на ошибках, а ему прощалось, поскольку «молодой еще, обстучится о жизнь». Вот он и «стучиться», и каждый раз в один косяк. Все-таки верно (и, кстати, точно) сказано: «характер - это судьба»... А тут не только характер, но и, уж извините, интеллект, воспитание.
Помните Пеле в 1966 в Англии, передвигающегося по полю только что не на костылях? А как били всю его сознательную жизнь Зидана, и на чем он сорвался,
в противоположность Дзагоеву? А у нас Месхи, Метревели ( кавказцев, между прочим). Ну этого-то Вы, положим, не видели, но наверняка знаете, как били, бьют и будут бить талантов. Уж, будь любезен, или соответствуй, или смени род занятий.
Талант это совокупность качеств, в том числе и человеческих. А тут я не уверен, что этих, человеческих, хватит, чтобы нейтрализовать природу.
Таково мое мнение, и я его разделяю.
Алану надо за ум браться. Когда игра не идет, он частенько срывается.
Габулов - Гаджибеков, Тагирбеков, Царикаев, Уциев - Дзагоев, Оздоев, Шариф Мухаммад, Агаларов - Асильдаров, Лахиялов.
Тренер: Черчесов
Помощник: Газаев
Президент сборной: Рамзан Кадыров.
При поддержке Керимова
Спонсор: Гроздненский оружейный завод.
Кубок мира НАШ!!!