4 мин.

Отборочный ТРУЪнир

Обыграли Израиль в гостях, четко, по делу, на классе. И Бог с ним – главные матчи у наших впереди. Я вот о чем поговорить хотел.

Иногда нет-нет, да и закрадывается мысль, что нужно что-то делать с системой отбора на Чемпионат мира и Европы. Кадры многих трансляций ни разу меня, потребителя футбольного товара, не завлекают: дрожащая камера, находящаяся на удалении от поля; картинка, напоминающая трансляцию из Нальчика; качество газона; стадион, не ремонтирующийся с тех времен, когда его построили бойцы советского стройбата; газон, растущий и засеивающийся самостоятельно; качество футбола, которое зачастую неизбежно страдает…

Да, смотреть репортажи из развитых экономических и футбольных регионов куда приятнее, но отборочные матчи проходят далеко не только на «Камп Ноу» и «Уэмбли». А живут, играют и ведут футбольное хозяйство даже в отдельно взятой крошечной Европе по-разному.

Я специально сгустил краски и широкими мазками набросал их на холст, чтобы пробудить искру зажигания, который запустит двигатель анализа ситуации. Давайте посмотрим на отборочный турнир с другой стороны.

Это едва ли не единственная соломинка, благодаря которой карлики и слабаки могут подтянуть свой уровень. Раз в пару циклов бушует Кипр, Северная Ирландия считанные годы назад боролась с Испанией за выход из группы с первого места, а Босния давно уже стучится в финальную часть мирового и европейского первенства. Да, команда не слабак и не карлик, но ведь и не машина по шинкованию соперника в салат. Так, середнячок, не более. Зато крепкий и с претензиями. Про то, как жжот Люксембург в последние годы вообще молчу: и Португалию едва не обыграли, и белорусы им покорялись, и Северная Ирландия победить их не смогла намедни.

Представляете, что будет, если слабаков-середняков отсечь в свой условный дивизион А? Ничего не произойдет. Не будут они бороться, а народ сходить с ума несколько раз в два года, в дни зарубочных матчей или во время визита супер-гранда.

Вон как Грузия мужественно играла с Испанией. Даже ничья не гарантировала бы кавказцам ровным счетом ничего, а нам было интересно. И людям, которые болели за своих, и откормленным победами испанским комментаторам тоже.

Думаете, я только о слабых беспокоюсь? С одной стороны, для федераций, клубов и тренеров было бы удобнее, если бы национальные команды проводили минимум матчей в отборе, а играли только с сильными соперниками. Но ведь это со временем подкосит институт сборных команд, который и без того в кризисе ввиду давления больших клубов.

Когда просматривать новичков и ближайший запас? Когда сыгрывать команду? Когда проверять ее характер, если не при счете 0:1 в пользу Люксембурга? Ни одна серия из товарищеских матчей так не закаляет, как турнирная мотивация. Вы же не играете в покер на интерес?

И главное. Посмотрим на отборочный турнир не с позиции людей, которые просто потребляют картинку под пиво и рекламу средств от импотенции. Как правило, мы видим футбол с одного бока, просматривая матчи топовых сборных, имея возможность следить пристально за лишь частью сильнейших первенств Европы. Но футбол как игра, как социальное явление – это мир, в котором есть место всем стилям, направлениям и уровню подготовки, разной ментальности, разным взглядам на эту игру.

На заре футбола британская пресса предавала жесткой обструкции любого тренера, пытающегося отличить свою команду от регбийного коллектива. Когда как в Латинской Америке уже комбинировали и танцевали с мячом, предпочитая простой борьбе крепких юношей элегантность, легкость, артистизм и работу на зрителя.

Это я привел два полюса подхода к игре номер один. И сейчас, несмотря на глобализацию, стили игры разнятся. Приготовленная в Москве карбонара будет отличаться от миланской, а в Украине ее и вовсе назовут «макароны со шкварками и сметаной».

Когда мы смотрим не самые важные или зрелищные поединки отборочного цикла, мы видим футбол таким, какой он есть: без шелухи отретушированной картинки, с игроками, которые порой ковыряют мяч хуже тебя самого, с борьбой в мясо, в фарш, в кость, мужик в мужика. Привыкли к фильтрованному светлому пиву? Получайте красный крепкий эль с горчинкой! Любите приятное розовое французское? Вот вам виньяк со вкусом дубовой бочки.

Самое классное и объективное, что может быть, например, в Южной Америке – это отборочный турнир. У них он вообще являет собой настоящий чемпионат. Не краткосрочный турнир, в котором выстрелить может любая средняя сборная с хорошим тренером по физподготовке и парой бомбардиров, которым фартит.

Чемпионат. Долгая дистанция. Она выявит лучший коллектив с лучшей скамейкой, тренером и микроклиматом.

Отбор в зоне КОМНЕБОЛ – это круче, чем Копа Америка. Отбор на Евро труднее и длительнее самого Евро. Эмоции от попадания на Чемпионат мира нередко сильнее тех, что обуревают вас во время мундиаля.

Надеюсь, в недалеком будущем люди будут тратить считанные минуты на перемещение по земному шару, и мы сможем лицезреть глобальный отбор на ЧМ, который станет ярче и красочнее самого ЧМ. Представляете: мы попадаем в одну отборочную группу с Уругваем, Белоруссией, Анголой, Иорданией, Фиджи и Ямайкой? Как минимум, это просто интересно!

Что делают команды в финальных стадиях мировых первенств? Стараются не ошибиться. Что будут делать они же, когда цена ошибки меньше в разы? Играть в свой футбол. Показывать нам, болельщикам, какие футболы бывают у них, в краях дальних и не очень.

Истинное лицо полностью, а не только щеку или глаз. Его Величества Футбола.