13 мин.

Канононирское лето: Опорнозвезда, part II

Раньше жизнь была проста, как ясный день. Школа была была скучной, родители раздражали, the Prodigy были невероятно круты (типа что-то изменилось), банка колы в KwikSave стоила 18 пенсов, Келли, живущая через дорогу, была в хорошей форме, а футбольные команды играли по схеме 4-4-2.

Если у вас было что-то отдаленно напоминающие рабочую левую ногу, то вы играли на левом крыле. Если в детстве вы были упитанным ребенком, значит играть вам фуллбэка. А если у вас было то, что называют техникой (абсолютно не обязательное качество для футболиста кстати), тогда вы, скорее всего, были бы центральным полузащитником.

И различий между игрой за клуб и игрой на детской площадке было не так уж много. Так Джулиан Дикс был толстым ребенком и уже тогда играл фуллбэка. И только среди центральных полузащитников можно было выделить несколько ролей на профессиональном уровне. Вот они:

  • Опорник (DM);

  • Бокс-ту-бокс;

  • Атакующий полузащитник (AM, как они назывались в Футбольном Менеджере);

  • Полузащитник обыкновенный.

Таким образом, вы использовали Джона Йенсена (DM) вместе с Полом Дэвисом (AM). Или Роя Кина (DM) с Полом Скоулзом (AM). Всё просто. Позиция была закреплена на поле согласно вашим способностям в защите или в атаке. Ну, или вы были одним из этих придурков, которые хотят быть и там и там, чтобы носиться по полю как эти ненормальные домашние животные в погоне за прыгающим мячиком.

Но потом всё изменилось. Пол Скоулз теперь «дистрибьютор» (распределитель), ну, по крайней мере, когда не занят нанесением увечий сопернику.

Что блять такое ««дистрибьютор»»? Типа поставщик бутилированной воды? Он защищается или атакует? Или он бегает туда-сюда? Если нет, то почему нет? Что послужило причиной финансового кризиса? Что такое фиксированный доход от приходных операций? Что блять такое ЛИБОР? Келли действительно так хороша, или просто Я вчера был достаточно пьян? И кто или что такое Тулиса?

Жизнь сейчас сложна, впрочем, не более сложна, чем центр полузащиты.

И есть человек, которого Я полностью обвиняю в этом – Рафаэль Бенитес. Когда он прибыл на Альбион, то полузащита (по крайней мере, в Англии) была всё ещё проста. В Арсенале балом правили опорники (Пети, Эду и Жилберто Силва) вместе с Виейра, который был сразу всем, и, откровенно говоря, Я до сих пор не знаю второго такого игрока. В МанЮ всё ещё были Кин и Скоулз, или провальные попытки заменить Кина Аланом Смитом или Эриком Джемба-Джемба (но и они играли или в защите, или в атаке).

Но в Ливерпуле сразу стало понятно, что Бенитес хочет, что бы его полузащитники выполняли более конкретные цели. Он хотел эксперта по отбору (которым стал Маскерано, и в определенный момент им должен был стать Моммо Сиссоко). Использовать с ним он предпочел спеца по передачам (как правило, Хаби Алонсо).

Его отказ выпускать Джеррарда как одного из двух центральных полузащитников вызвал бурю негодования среди британских комментаторов. Они возмущались, что их герой полузащиты не был допущен в эту самую полузащиту. Однако, со временем стало очевидным, что у Стиви с Нандо образовалась отличная атакующая связка, и они вынуждены были признать правоту Рафы. При этом Джеррард располагался сразу за спиной у форварда, а иногда даже на одном уровне.

Я ни на секунду не допускаю мысль, что Бенитес таким образом стал личностью, опередившей своё время. Нет. Уже тогда Моуриньо и другие тренеры в Европе и остальном мире использовали схемы с тремя центральными полузащитниками, имеющими более конкретные и подробно описанные цели на поле. В определенных кругах это уже практиковалось на протяжении десятилетий.

Но этот пост не является увлекательной историей тактических преобразований в футболе. Скорее это очень пространный способ оценить сложившуюся ситуацию в центре полузащиты Арсенала, ситуацию после ухода Алекса Сонга в «путалону, будь проклят этот клуп» (с). Так что вернемся к теме – к Арсеналу.

Последние два классических полузащитника в Арсенале были Фабрегас и Фламини. И, черт побери, эта комбинация была весьма эффективна в сезоне 2007-08. Однако мы не будем искать виновного в том, что схему начали менять. Факт в том, что изменения были. Венгер перешел на модную схему с тремя центральными полузащитниками. И теперь мы играем или с одним игроком, расположенным глубоко, и двумя с большей свободой действий при 4-3-3, или с двумя глубоко расположенными полузащитниками и одним, выдвинутым вперед, практически на позицию Бергкампа в стиле треквартиста, с целью получения пространства между игроками обороны и атаки в схеме 4-2-3-1.

Изначально Венгер добился успехов в Англии с классической парой центральных полузащитников, как, например, Пети-Виейра, но в какой-то момент он решил перейти к полузащитникам с определенными атрибутами. Таким образом, в составе должен был появиться «дистрибьютор» или «хранитель мяча».

Роль этих «хранителей» – играть глубоко, открываться для фуллбэков, центрбэков, быть готовыми принять передачу назад от игроков центра поля, а также обеспечить движение мяча. Они открываются для мяча, находят пространство и отдают туда мяч, и при том делают это быстро. В своё время, кстати, этим занимался Денилсон.

Но Англия остается Англией. Быть всегда в одной зоне, передвигаясь в сторону мяча и отдавать короткие передачи – этого недостаточно. Часто за этот мяч необходимо бороться, как например в ставшие легендарными дождливые среды в Стоуке. И Арсенал остается Арсеналом. Соперник слишком часто пользуется пространством между линиями для быстрого ответа, а значит, этот полузащитник должен быть в состоянии прервать такую контратаку. Увы, у Денилсона не получилось справиться с этой работой, и памятный гол от МанЮ в Лиге Чемпионов является воплощением неспособности парня справляться с грязной стороной своей работы.

Примечательно то, что на данный момент Венгер уже полностью убедился в неспособности и Алекса Сонга справится с этой задачей. Вообще его карьера резко пошла в гору после перехода на схему с тремя центральными полузащитниками. При достаточном количестве качественных игроков более атакующего плана, он был практически единственным экспертом по грязной работе, способным отобрать мяч у соперника или выполнить подкат. С его телосложением ему гораздо лучше удавалось оттеснять соперника от мяча, чем у Денилсона, а техника и хладнокровие помогали сохранить мяч у себя.

Но проблемой было то, что у него не было сознания «хранителя». Он мыслит более креативно и с большей радостью пытается вскрыть оборону соперника одной тонкой передачей, чем быстро отдать мяч ближайшему партнеру. Исправьте меня, если Я ошибаюсь, но он редко показывал лучший процент успешных передач в команде, как обычно это делают «хранители».

С уходом Денилсона Арсен обратил свой взгляд на Микеля Артету для исполнения роли «дистрибьютора», с которой он справился с общепризнанным успехом. А то, с какими трудностями столкнулся Арсенал, потеряв Микеля, только доказывает, что он являлся единственным «дистрибьютором» в команде.

Для большей ясности, Я повторю основные моменты:

  • У Арсенала ярко выражена зависимость от одного игрока – Микеля Артеты, как единственного «хранителя мяча»;

  • «Хранитель» большую часть времени проводит непосредственно перед оборонцами и должен быть готовым к борьбе и обороне при контратаках противника.

Для меня эти две вещи обусловливают наш продолжительный интерес к Янну М‘Виле. Сразу оговорюсь, Я никогда не видел полный матч Янна, но по хайлайтам, которые Я просматривал, могу предположить, что он отлично справится с ролью «хранителя». К тому же, он обладает мощным телосложением и цепкими ногами. Безусловно, есть некоторые сомнения по этому игроку, но смысл в том, что Венгер заинтересован в игроке в стиле Артеты/Денилсона, но которого также можно назвать опорным полузащитником.

Сразу следует отметить, что в чистом опорнике мы не нуждаемся. Ведь если посмотреть на лучшие на данный момент команды мира, то увидим, что они не играют глубоко и под постоянным давлением со стороны соперника. Традиционный набор из игрока, играющего глубоко, и треквартисты, кажется ненужным, если команде редко приходится обороняться.

Как пример, возьмем субботний матч с Сандерлендом. Как часто Арсенал защищался всей командой? Сколько вы можете вспомнить атак соперника, когда Артета или Диаби играли прямо перед нашими защитниками? Хоть одну? Такие случаи возникают тогда, когда мы играем вторым номером, а линии соперника располагаются очень высоко. В других случаях нам следует опасаться только классических контратак. Игра между Эвертоном и МанЮ предоставляет нам другой пример. Где был опорный полузащитник манков? Был ли он вообще?

Значит ли это, что полузащитники в топклубах совсем не должны оборонятся? Конечно же нет. Но меняется сам способ обороны. Способности атаковать любого игрока с мячом в твоей зоне уже недостаточно. Полузащитники вынуждены быть хорошо организованными и позиционно грамотными. Они всё ещё должны быть готовы надавить на соперника когда это уместно, но они не должны теряться и при контратаках и при ставке соперника на длинные передачи. Это то, с чем классический опорник не в состоянии справится в одиночку, а, значит, это задача не только всех полузащитников, но и всей команды.

Но вернемся к Сонгу. Как уже было оговорено, Алекс не был самым глубоко расположенным полузащитником уже достаточно давно. Периодически, Я считаю, что Сонг и Артета по очереди выполняли эту роль, как будто бы они делали это в равной степени. Но ведь это не так. Хоть Артета иногда и продвигается вперед, в свободные зоны, но в целом он находился глубже остальных. И когда Диаби заменил Сонга в последнем матче, ничего не изменилось.

Отмечают, что Сонг совершал большое количество отборов, однако у вас нет необходимости находиться слишком глубоко, что бы совершить отбор. На самом деле весьма спорно утверждение, что количество отборов вообще является показателем ориентированности на защиту.

Позвольте мне обосновать эту мысль. В субботу Санти Касорла сделал столько же успешных отборов, сколько и Ли Кэттермоул – три. Кроме того, игроки Арсенала совершили столько же перехватов, сколько и игроки Сандерленда – по 22. И отборы, и перехваты воспринимаются как защитные действия, но на самом деле они, как минимум, являются нейтральными, а возможно даже следствием единоборств в атаках. Тика-така показывает, чего можно добиться высоким прессингом, и как агрессивный отбор может быть частью атаки.

Способность Сонга, конкурировать в центре поля таким способом была полезна для Арсенала. И когда Артета начал руководить игрой, Сонг получил желанную свободу для креативных действий и фактически стал «творцом из глубины» (ещё один термин в словарь). И в этом он преуспел. У него лучший показатель точности проникающих передач среди игроков АПЛ, и очень впечатляющий итоговый показатель ассистов – 14 штук.

Его выступления в качестве «творца из глубины» были на столько хороши, что Я , как и большинство гунеров, хотел бы и дальше видеть его в футболке Арсенала. Но если не вникать в подробности, то становится ясным то, что что-то пошло не так между ним и клубом. И как следствие он ушел. Но ушел он уже не как олдскульный опорник, а именно как «творец».

Нури Шахин является игроком такого же плана. И хотя мы мало что можем почерпнуть из просмотров его игры за Реал (Я лично видел, наверное, всего одну), но мы хорошо помним его по предыдущему сезону в Дортмунде. Он является большим мастером того, что можно назвать ключевой передачей. Как и Сонг инстинктивно искал на поле ван Перси, так и Шахин видит форвардов своего клуба и пытается найти их проникающей передачей. Его передачи зачастую перспективны, и, конечно же, он не водонос. И его задумки так же редко оказываются провальными.

И если предположить что он всё же присоединится к Арсеналу, и окажется не менее креативным игроком, чем Сонг, то можно будет смело заявить, что в этом плане Арсенал не потерял после ухода камерунца. Остается вопрос, будет ли он лучше оборонятся, чем Сонг при контратаках (у Алекса это получалось достаточно плохо). Будет ли он так же часто пропускать игрока, сумевшего прокинуть мяч или фолить, получая желтую при первом же нарушении? И будем ли мы так часто, как это было в прошлом сезоне, видеть Арсенал, не сумевшим быстро перестроится, когда соперник ловит нас на контратаке.

Дополнение: Шахин на самом деле совершил больше подкатов и больше перехватов на протяжении своего последнего полноценного сезона, чем Сонг в предыдущем. Он также реже нарушал правила. Всё это можно увидеть в таблице ниже. Также обратите внимание на крайне низкое количество заблокированных Сонгом ударов в прошлом сезоне, что подтверждает мою теорию.

Ещё одно дополнение: Сонг получил 13 карточек в прошлом сезоне, как правило, это случалось в течение первого часа игры (в среднем на 58-й минуте), а трижды он был наказан в первые полчаса игры.

И ещё. Вот перечень необходимых умений для полузащитника, на мой взгляд: они должны уметь быстро расстаться с мячом; создавать перевес во владении мячом; уметь прессинговать соперника, чтобы заставить его расстаться с мячом или отобрать его; должен уметь мыслить тактически, чтобы поддержать оборону своей команды и уменьшить возможность гола в свои ворота до минимума; должен иметь креативные способности, чтобы быть в состоянии передать мяч форвардам.

В то время как роль «хранителя мяча» зачастую выполняется одним игроком (Артета), то остальные игроки, расположенные выше, могут выполнять совсем другие функции. Какие конкретно роли они смогут исполнять, зависит от конкретных игроков в этой тройке. Джэк Уилшер может выполнять функции «курьера» (ещё одно пополнение словаря). Он из тех игроков, кто в состоянии доставить мяч вперед и вести команду за собой. К тому же ему не занимать упорности, а его дальние передачи и креативность в порядке. Он является очередным аргументом против деления игроков на опорников и креативных полузащитников.

При оценке перспективных полузащитников, пробившихся в первую команду, таких как Коклен, мы уже должны спрашивать, не «опорник ли он?», а скорее «каким количеством из перечисленных выше навыков он обладает?»  Те же вопросы следует задать и Диаби, который всегда позиционировался, как полная противоположность «хранителю», и, конечно же, не «творец» (как много убийственных передач вы помните в его исполнении? Ну, хоть одну?). Если он в форме, то выступает скорее «курьером»-переростком, умеющим ударить, перехватить или выполнить подкат. Будет ли это работать в паре с Артетой, и, если да, то в каких случаях? Опять же, это всё только предстоит выяснить. В Арсенале после Сонга возникло огромное количество вопросов, но, надеюсь, что в скором времени мы получим на них много интересных ответов.

Как Я и предупредил в начале поста, жизнь уже не так проста, как раньше. Теперь, идя на званый обед, нужно быть готовым к вопросам о Джулиане Ассанже, после чего атмосфера становится очень натянутой из-за того, что кто-то злится по поводу того, что «не может быть неопределенности в вопросах насилия». Вы пытаетесь найти успокоение в своей выпивке, но чиновник по имени Зои начинает рассказывать вам, что она ненавидит шабли.

Когда блять всё изменилось? И как там вообще Келли?

Футбол, который мы видим в исполнении Арсенала, уже не так прост, как в Чемп Менеджере (или как это сейчас там называется). Но это необязательно должно быть плохо. Что бы вы предпочли смотреть – простоту, с которой Джон Йенсен и Дэвид Хиллер торчат в центральном круге, или наблюдать все хитросплетения  Артеты, Уилшера и Касорлы, впервые вышедших одновременно в старте?  Лично Я точно знаю, что бы Я выбрал.

Источник: http://gingers4limpar.com/?p=2017

Материалы по теме:

Канонирское лето: Опорнозвезда. Part I

Креативно-реактивно

Оставайтесь с нами и не забывайте подписываться