Теория футбола. Анализ тактики атакующих действий.
В сегодняшнем материале я хотел бы коротко написать о тактике атакующих действий. О базовых принципах ведения атаки, ее развития и завершения. Этот материал лишь маленькая часть от общей теоретической информации развития атакующих действий, но возможно, именно этот материал подтолкнет кого-либо к более детальному изучению теории футбола.
Игра в нападении значительно отличается от ведения оборонительных действий (о теории игры в обороне зонным методом можно прочитать здесь: 1, 2, 3, 4). Эффективная игра в нападении это, прежде всего:
непредсказуемость (тренируемый навык командной игры)
эффективность. Использование сильных качеств игроков своей команды.
адаптивность. Умение приспосабливаться к сильным и слабым игрокам соперника.
При развитии атакующих действий необходимо ставить соперника в сложные игровые условия путем:
использования всей ширины поля
использование «глубины» атаки (игра по последнему защитнику соперника)
непредсказуемость. Иметь несколько вариантов развития атаки, в зависимости от ситуации.
Виды атак
Постепенное нападение (позиционное).
Соперник сопротивляется большими силами. В такой атаке преобладают поперечные подготовительные и конструктивные передачи. Преодоление сопротивления происходит в основном по схеме: передача вперед – скидка – передача вперед, и далее серия поперечных передач, для удержание завоеванных позиций. Т.е. продвижение вперед идет через смежные зоны.
Маневренная контратака.
Половина поля соперника разряжена. Преобладает вертикальная игра при минимальном количестве времени на проведение атаки.
Быстрая атака.
Может зародиться на любом участке поля (главное отличие от контратаки). Ставка делается на то, что соперник не успевает перестроиться в правильные оборонительные построения. Так же, как и в контратаке преобладают вертикальные передачи.
Стандартные положения.
Фазы нападения
Гол невозможно забить без удара по воротам, а чтобы нанести удар по воротам необходимо проделать ряд подготовительных действий:
Игровые действия непосредственно после овладения мячом (переход от обороны к атаке).
Построение (развитие атаки)
Игровые действия непосредственно после овладения мячом (переход от обороны к атаке).
После завладения мячом, команда не должна позволить сопернику изменить ситуацию, и дать своим игрокам наилучшим образом распределиться по позициям для начала развития атаки. Боле эффективно выполняет эти условия команды, которые:
- организованы тактически. Игрок, завладевший мячом, но не находящийся на позиции для начала НЕМЕДЛЕННЫХ контратакующих действий, имеет поддержку со стороны партнеров, сделав передачу которым (подготовительную, конструктивную) ситуация менялась в двух аспектах.
1. Разбивается прессинг соперника.
2. Имеется возможность провести контратаку.
- умеют удерживать мяч.
Кроме того, важно понимать в какой ситуации, игрок команды завладел мячом (имеются ввиду ситуации «с игры»). Если игрок завладел мячом, находясь спиной или боком к воротам соперника, приоритетом должна быть передача на партнера. Если игрок завладел мячом, находясь лицом к воротам соперника, и у игрока есть свободное пространство перед собой, то имеет смысл двинуться с мячом вперед, вытягивая на себя игрока-соперника, нарушая, таким образом, стройность оборонительных порядков. Однако, игрок, владеющий мячом, который находится лицом к воротам соперника, должен всегда помнить, что главное средство развития атаки в футболе – это пас.
Построение (развитие) атаки.
Команда, владеющая мячом, пытается приблизиться к воротам противника различными способами:
- Постепенная организация атаки. Целесообразно использовать данный вид развития атаки командам, с высокой технической подготовкой. При такой организации атаки преобладают короткие и средние передачи. В ходе атакующих действий используется максимальное количество игроков, за счет активных взаимодействий в рамках ромбов и треугольников.
- Быстрая организация атаки. Акцент на длинные передачи в разряженные зоны на чужой половине поля. В ходе атакующих действий используются коалиции из 3-4 человек.
- Организация атаки с использованием элементов быстрой и постепенной атаки. Например, после длинной передачи в зону атаки, идет серия подготовительных и конструктивных передач, во время которых к изначально небольшой по численности атакующей коалиции, подтягиваются партнеры, поджимающие атаку.
Упражнения для обучения атакующим действиям должны стимулировать:
Развитие индивидуальных способностей каждого игрока.
Умение каждой отдельной линии игроков или команды в целом решать тактические задачи, связанные с различными этапами фазы нападения.
Понимание и решения стратегических задач, а так же выполнение тактических комбинаций, подготовленных тренером основанных на особенностях используемой системы игры своей команды и соперников.
А что касаемо этого текста и трактовок ситуаций данного автора: опубликовал без изменений. Не могу же я изменить прямую речь :-)
В данном конкретном источнике принципиальное различие: разряженность на половине поля соперника (теоретически это возможно, когда соперник проводит позиционное наступление) - с одной стороны и неправильные построения с точки зрения обороны с другой. Во втором случае, необязательно иметь разряженное пространство на половине поля соперника, важно использовать нарушения строя на конкретном участке поля.
«Длинная передача вперед это контратака, а в какой момент она стаёт быстрой атакой?в момент передачи на подключившегося из глубины?
я тоже многого не понял из написанного...вот и интересуюсь Вашим мнением.»
Вы смешиваете тут виды атак - их названия, и варианты развития атак...
Длинная передача вперед от ворот - это контратака по вашему?
При записи данной статьи были использованы источники, в которых понятия быстрой атаки и контратаки трактуется вот так.
«ну, раз источник говорит...
Я не источникам верю, а практике».
Что раньше курица или яйцо? Что важнее и первичнее практика или теория? Вопросы риторические. Но без изучения теории не будешь на сознательном уровне знать основу. И напротив, без практики никогда узнаешь, насколько и КАК осуществимо та или иная методическая рекомендация.
Диалог нужно строить постепенно, а не выкладывая все непонятное разом, в итоге запутывая себя самого, а потом деликатно называя собеседника «философом от футбола» и между строк говоря, что Вы играющий, или поигравший человек.
впрочем, играть и тренировать - это два разных кино.
по второй части:
«Организация атаки с использованием элементов быстрой и постепенной атаки» - в одной атаке ,Вы считаете это возможно?
Элементарно. Длинная передача вперед, с последующей игрой накоротке в группе атаки и выводом на ударную позицию игрока. подключившегося из глубины.
Либо, подготовительные действия на свой половине, через серию коротких и средних передач, с последующим переводом мяча в зону, из которой атака завершается ударом.