3 мин.

Трудовой кодекс. Баскетбольная сборная как национальная идея

Иван Калашников увидел, как мужская сборная проигрывает испанцам в полуфинале, но задает стандарт всем остальным российским командам.

alt

Фото: Fotobank/Getty Images/Christian Petersen

У баскетбольной арены полно людей с табличками «Меняю билет Россия – Испания на Аргентина – США». Один даже предлагает два наших билета за возможность увидеть «Дрим-тим». С точки зрения человека, мечтающего увидеть Кобе и ЛеБрона, курс обмена вполне логичный, но я все равно задерживаюсь, чтобы объяснить ему, что лучший матч олимпийского баскетбольного турнира будет сыгран именно первым – это же все равно что финал чемпионата Европы. Или финал чемпионата «остального мира».

Испанские болельщики в этом тоже уверены. Они уже забыли поражение в группе, потому что впечатление от победы над французами в четвертьфинале намного ярче, и готовы с удовольствием поспорить, что Пау Газоль первым наберет очки в матче. Я ставлю, что Кириленко раньше сделает подбор – и выигрываю.

Обстановка на трибунах куда дружелюбнее, чем в игре с Литвой – там бело-зеленые трибуны начинали свистеть, как только мяч попадал к российскому игроку; сегодня еще более внушительное красно-желтое большинство выражает свое недовольство только на последних секундах наших атак. По испанскому свисту можно с закрытыми глазами определить, есть ли на площадке Антон Понкрашов.

Кстати, среди испанских и российских флагов хорошо видны три израильских – один из них с надписью «King David». Дэвид Блатт – особенно после кровавого послематчевого интервью – стал тут главной звездой за пределами паркета. Не думаю, что свои персональные болельщики найдутся у Майка Кшишевски.

alt

***

Матч начинается просто феноменально. Если бы судьи в баскетболе оценивали отдельные игровые элементы по ходу турнира, то сборная России однозначно уделала бы США в защите. В первой четверти против испанцев мы пропустили девять очков! Во второй, чуть более сложной, – всего одиннадцать. Когда Серж Ибака вышел, споткнулся, а потом все-таки забил какую-то невероятно корявую двушку с фолом, оператор взял план сверху сквозь кольцо – и лицо Сергея Мони на этом плане было настолько злым, что стало понятно: нашу команду сегодня не устраивает буквальное каждое набранное соперником очко.

Становится тревожно, когда Мозгов характерной вертикальной трусцой центрового убегает в раздевалку, но буквально тут же Кириленко ставит блокшот, Каун разрывает испанское кольцо данком, а на табло загорается «+7». В середине второй четверти у России получается вообще все – особенно крутым выходит момент, когда Понкрашов показывает на свое плечо, все на секунду замирают, Антон идет в проход и аккуратно пасует под трехочковый Моне. А в следующей атаке Моня делает это снова.

***

В третьей четверти испанцы взвинчивают темп до безумия и напоминают, что на самом деле расстановка сил в этой паре примерно такая же, что и в соответствующей футбольной паре. Испанцы начинают собирать все подборы, попадать со средней дистанции, а Пау Газоль в самый нужный момент забрасывает трехочковый. Счет сравнивается, зал взрывается, но даже сквозь волнение и страх за то, что сейчас будет еще хуже (и хуже становится), приходит одно, может быть, не самое сейчас уместное, но важное ощущение. Хочется, чтобы все сборные России были как эта, баскетбольная.

Нет, в самом деле, если вы непременно хотите отыскать в российских спортсменах воплощение национальной идеи, посмотрите на баскетболистов. В этой команде – полторы звезды мирового масштаба; на уровне чемпионатов мира и Олимпиад им по-прежнему приходиться побеждать не коллективным классом, а непрерывным, порой монотонным и не самым зрелищным трудом. При этом, строя игру от обороны, сборная России на Олимпиаде побеждает сильнейшую команды Европы в невероятном камбэке, выводит Фридзона на бросок, который мы никогда не забудем, и пополняет зал славы российского баскетбола практически каждой игрой – и все это без звезд НБА, сильной домашней лиги и почти без денег какого-нибудь олигарха.

За такие достижения, конечно, не дают олимпийские медали. Но эти парни так просто их и не возьмут – они выйдут и выиграют.