6 мин.

Посещаемость. Второй дивизион

Вторая лига - самый массовый, самый малоосвещаемый и самый непосещаемый российский футбольный профессиональный дивизион. Большинство названий клубов, уверен, ни о чем вам не скажут, потому что дай-то Бог Вы следите хотя бы за той зоной второго дивизиона, в которой сами живете, и в которой играют клубы, на которые Вы могли бы сходить, но, скорее всего, не ходите. И пока лично Вы не ходите, получаются следующие цифры.

Сегодня у нас будет много таблиц, и минимум слов, потому что цифры в них будут красноречивие, чем возможные к ним комментарии. Начнем со сводной таблицы средней посещаемости всех 5 зон второго дивизиона.

Сводная

140 матчей третьей по силе лиги в итоге собрали меньшую аудиторию, чем 24 встречи сильнейшего российского дивизиона(292 тысячи против 319), а средняя посещаемость по всем зонам в 6,5 раз хуже "элитной (2 100 против 13 300).

Тем не менее, расслоение, и заметное, есть и внутри второй лиги. Взять к примеру самую посещаемую зону - Центр, и худшую по этому показателю, а с уходом "Ротора" даже беспросветно худшую - Юг. По 32 матча сыграно, и в "Центре" на них зафиксировано 102 тысячи зретелей, тогда как а "Юге" - всего 37. Почти в 3 раза хуже. Поразительно неплохо смотрится зона "Восток", в которой собраны клубы Сибири и Дальнего Востока. По территориальному охвату она превосходит осталньые четыре вместе взятые, а объединяет в сибе всего 11 клубов. Такие дела.

Перейдем, пожалуй, к рассмотрению каждой зоны в отдельности. Если отметите что-то интересное, но не указанное в тексте, обязательно оставляйте свои "находки" в комментариях!

Небезынтересно будет сравнить зрительское "распределение" с положением по спортивным результатам. Таблицы всех зон также вашему вниманию! 

Начнем, с лучшего, зона "Центр".

Центр

Сразу 4 клуба, с посещаемостью, достойной ФНЛ! "Факел" в прошлом сезоне в ней и выступал, воссозданый тульский "арсенал" не может нарадоваться тома, что их тренирует Аленичев, а играет за них Филимонов, а еще в прошлом сезоне приезжали играть Титов и Парфенов, в Саратове недолгую Премьер-Лиговую вспышку еще помнят, а в Курске, возможно, приезд Александра Вишневского создал дополнительный ажиотаж.

Среди серьезно отстающих - Подольск, Выкса и Рязань, но даже это не помешало собрать в первом туре среднюю аудиторию большую, че в ином не слишком удачном туре ФНЛ!

В борьбе за выход в ФНЛ тем временем лидируют "Локомотив" Лиски(6 место по аудитории), ФК Калуга(11 место) и "Факел" (1 место).

Лучшая аудитория: 1 тур, Факел - Витязь, 11 000 зрителей.

Худшая аудитория: 2 тур, Металлург Выкса - Губкин, 200 зрителей.

Перемещаемся на "Восток":

Восток

Самая многочисленная, раньше всех стартовавшая, и больше всех туров проведшая из зон второго дивизиона. 

Хорошо дела идут в Благовещенске, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре и Чите, и эти же 4 клуба возглавляют таблицу по набранным очкам. А вот в Омске и новосибирске пока недотягивают даже до тысячи зрителей. Хотя для Новосибирска, конечно же, сделаем скидку на то, что дивизионом выше в городе есть команда, получающая куда больший интерес(в ФНЛ у "Сибири" 5 посещаемость, в среднем - 5 500 зрителей).

Лучшая аудитория: 5 тур, Амур-2010 - Иртыш, 6 200 зрителей.

Худшая аудитория: 6 тур, Сибирь-2 - ФК Сахалин, 300 зрителей.

Дальше по курсу у нас "Запад".

Запад

Сразу оговорюсь, что на "Западе" прошел уже четвертый тур, пошел уже пару дней как, но информации по его посещаемости еще нигде я не обнаружил, так что выкладываю то, что есть.

А есть, в общем-то довольно средние результаты, из которых заметно выделяется ивановский "Текстильщик", и не так заметно дзержинский "Химик" и тверская "Волга", два клуба еще не провоили домашних матчей, а 4, а то и 5 не дотягивают до среднего уровня в 1 000 зрителей. 

Отметим присутсиве в соревнованиях московского клуба - "Локомотив-2", и двух петербуржских - "Русь" и ФК "Питер". Впрочем, в лидерах они не значатся. 

В лидерах же по набранным очкам значатся "Текстильщик" (1 место по аудитории), "Карелия" (10 место), Псков-747 (5 место) и смоленский "Днепр" (домашних матчей не провел).

Лучшая аудитория: 1 тур, Текстильщик - Волга Тв, 4 500 зрителей.

Худшая аудитория: 1 тур, ФК Питер - Днепр См, 200 зрителей.

На 4 месте по средней посещаемости находится зона "Урал - Поволжье"

Урал - Поволжье

По этой зоне серьезнее всего ударило даже не повышение сразу двух клубов - "Нефтехимика" и ФК "Уфа", а перевод за последние годы в другие зоны "Сокола" и дзержинского "Химика", цифры которых были в числе ведущих, и заметно повышали среднее значение.

Не помогает и "подкрепление" из ФНЛ - "Газовик" и КАМАЗ своими цифрами не поражают воображение. Зато в число лидеров выдвинулся вновь сформированный "Спартак" из Йошкар-Олы, несколько лет в соревнованиях среди профессиональных клубов не участвовавший.

Вообще картина в зоне не очень радужная, 6-7 клубов из 15 не собирают тысячной аудитории, да и в Челябинске, где я живу, и периодически посещаю матчи ФК Челябинск, цифра 1 550 зрителей смехотворна. Для миллионного-то города. Но, так уж есть, и врятли что-то резко изменится, пока команда остается во втором дивизионе.

В лдиерях зоны по спортивным принципам - ФК "Тюмень" (4 место по аудитории), "Зенит-Ижевск" (8 место) и "Волга" из Ульяновска (3 место).

Лучшая аудитория: 1 тур, Спартак Йошкар-Ола - Зенит-Ижевск, 3 900 зрителей.

Худшая аудитория: 1 тур, Рубин-2 - Зенит-Ижевск; 2 тур, Рубин-2 - КАМАЗ, 300 зрителей.

Ну и напоследок, самая многочисленная, и самая плохоорганизованная и непосещаемая зона - зона "Юг".

Юг

Совершенно бепросветные на мой взгляд цифры, 11 клубов из 17 не собирают аудиторию большую, чем 1 000 человек, 3 клуба не могут и 500 болельщиков наскрести на старте сезона. В 3 туре даже среднюю посещаемость в 1 000 не удалось вывести (987,5 человек в среднем на матче).

Несмотря на то, что вроде как Юг, в большинстве городов не очень хорошие поля, естественно, естественные(простите за тавтологию), зачем на юге синтетика. В итоге получается весьма грустное зрелище.

В футбол здесь лучше других играют "Дагдизель" (15(!!!) место по аудитории), ФК Астрахань (3 место) и МИТОС (8 место).

Лучшая аудитория: 1 тур, Черноморец - Кавказтрансгаз-2005; 4 тур, Черноморец - Ангушт, 3 000 зрителей.

Худшая аудитория: 1 тур, Дагдизель - Машук-КМВ, 200 зрителей.

На этом все про вторую лигу, но наш цикл про посещаемость еще не закончен, да и про Олимпиаду еще чего-нибудь сообразим обязательно, так что подписывайтесь!

Посещаемость. РФПЛ

Посещаемость. ФНЛ