Видео
9 мин.

Цицероны на скамейке

Как часто общение тренеров с прессой сводится к традиционному скучноватому обмену стандартными вопросами и шаблонными ответами. В истории английского футбола однако ж есть люди, не вписывающиеся в общепринятые рамки. Разъяренные и веселые, ругающиеся и каламбурящие, хамоватые и остроумные – не похожие на других британские тренеры в расширенном варианте материала для еженедельника «Советский Спорт – Футбол».

Джо Киннэйр

Назначенный полтора месяца назад временным тренером «Ньюкасла» 61-летний ирландец весьма неординарно начал общение с прессой в новой должности. 13 минут, 52 ругательства, 2 оскорбленных журналиста и еще с десяток пораженных – Киннэйру быстро удалось наладить теплые отношения с пишущей братией. Джо не понравились давно напрашивавшиеся сравнения клуба с цирком и его роль в этом цирке, заголовки некоторых газет и прием в Ньюкасле вообще. Дела «сорок» при переходном тренере (клуб активно ищет нового владельца) однако пошли неожиданно неплохо и даже может так случиться, что пребывание экспансивного ирландца на этом посту затянется.

Кевин Киган

Киннэйр сменил в «Ньюкасле» Кевина Кигана. Второе пришествие Короля Кева в клуб оказалось скоротечным и неудачным, а вот первое – в середине 90-х – получилось куда более успешным. Однако многим тренер «сорок» запомнился не только достижениями на поле, но и знаменитой тирадой в прямом эфире. Дело было в 1996-м, чемпионская гонка стремительно уходила из-под контроля «Ньюкасла», Кигана взбесили высказывания Алекса Фергюсона и он заявил, что, мягко говоря, обрадуется, если его команде удастся опередить «МЮ».

Темпераментное «I’d love it» стало крылатым, а отдельные болельщики манкунианцев до сих пор используют это изречение в качестве рингтона для своего мобильного – как свидетельство бессильной злобы соперников.

Алекс Фергюсон

Сам сэр Алекс тоже частенько не стесняется в выражениях. За двадцать с лишним лет во главе «Юнайтед» Ферги наговорил уже на увесистый сборник цитат. Не раз доставалось и своим игрокам («Заштопай его уже», – врачу команды после броска бутсы в голову Дэвиду Бекхэму), и чужим («Этот парень, должно быть, родился в офсайде», – об итальянском форварде Филиппо Индзаги), и коллегам («Они говорят, что он умный человек, да? Говорит на пяти языках! Да у меня есть 15-летний паренек из Кот-д’Ивуара, который говорит на пяти языках!», – об извечном сопернике Арсене Венгере), и особенно журналистам. Последних шотландец как-то скопом обозвал полными идиотами за критику Хуана Себастьяна Верона, а репортер телеканала «Скай» Джефф Шривз узнал много нового персонально о себе, набравшись наглости спросить о нырках Криштиану Роналду. Попытки «Реала» выкупить португальца у «МЮ» недавно спровоцировали Фергюсона на новое нетривиальное изречение. «У нас достаточно оружия. Сейчас я использую только ружье, но к январю обязательно подготовлю пулемет», – у президента королевского клуба Рамона Кальдерона есть повод для опасений. Сэру Алексу скоро 67, но он по-прежнему в отличной форме.

Грэм Тейлор

Специалисту, в начале 90-х возглавлявшему сборную Англии, до заслуг Фергюсона далеко. Лишь ругаться он умеет, как минимум, не хуже – и не стесняется этого. Тейлор согласился сняться в документальном фильме «Невозможная работа» об отборочной кампании к чемпионату мира-1994. На одной из пресс-конференций тренер превратил в посмешище журналиста Роба Шеперда, который был настроен слишком пессимистически и сидел с угрюмым выражением лица.

Вскоре, впрочем, посмешищем стал сам Тейлор – Англия не сумела пробиться на мундиаль. Использование же ненормативной лексики в футболе Грэм всегда оправдывал: «Без этого нельзя. Если вы станете говорить «номер 10, не будете ли вы так любезны прикрыть игрока соперника?», то вряд ли чего-то добьетесь». Тейлор использовал, но все равно ничего особенного не добился и до явления Стива Макларена почитался в Британии как самый странный тренер сборной «трех львов».

Ян Холлоувей

Этот тренер не может похвастаться даже достижениями Грэма Тейлора. Примечателен он тем, что его послематчевые пресс-конференции значительно интереснее самих матчей. Холлоувей, возглавлявший «Бристоль Роверс», «Куинз Парк Рейнджерс», «Плимут» и «Лестер», в современном британском футболе считается непревзойденным острословом, любителем оригинальных метафор, каламбуров и шуток ниже пояса. Вот, например, одна из типичных. «Представьте, что вы ночью ищете девушку и цепляете какую-нибудь из них. Иногда вам попадаются красивые, иногда так себе. Наша игра сегодня, конечно, до красавицы недотягивает, но по крайней мере она у нас в такси. Это, быть может, не самая красивая девушка из тех, что мы затаскивали к себе домой, но она тоже вполне ничего», – это, как вы уже догадались, об одной из вымученных побед команды Яна. «Нам нужен огромный уродливый защитник. Если б у нас был такой, мы бы вынесли мяч, игрока соперника и три первых ряда на трибуне и не пропустили бы этот гол», – не находите сходства с Игорем Гамулой? А сейчас: «Я хотел подготовить Дэнни Шитту к матчу со «Стоком» и посоветовал ему отправиться в Исландию, чтобы попросить разрешения посидеть в одном из их холодильников»? «Это, безусловно, моя ошибка, что «Титаник» затонул», – ответил как-то Холлоувей на критику болельщиков. Может и нет, но его «Лестер» в прошлом сезоне затонул совершенно точно.

Брайан Клаф

Легендарный тренер «Ноттингем Форест» умел все – и добывать трофеи (только два подряд Кубка чемпионов чего стоят), и скандалить, и шутить, и ругаться с прессой. «Они говорят, что Рим был построен не за один день. Так это потому, что эту работу не поручили мне», – нескромность Клафа очень украшала. Скромность, впрочем, тоже: «Я так полагаю, что к рыцарскому званию меня представила моя соседка – потому что думала, что я съеду, получив этот титул». «С теми, кто со мной не согласен, мы беседуем минут 20 и решаем, что я прав», – умение найти контакт с игроками для тренера очень важно. Отойдя от больших дел, Клаф остроты языка не утратил. «Наконец-то Англия избрала тренером человека, который говорит по-английски лучше игроков», – прокомментировал Брайан назначение Свена-Йорана Эрикссона. «Этот Симэн – симпатичный молодой человек, но он слишком много времени проводит у зеркала. С такой прической нельзя нормально защищать ворота», – досталось голкиперу «Арсенала». «Не присылайте мне цветов, когда я умру. Если я вам нравлюсь, пришлите их сейчас», – Брайан Клаф ушел из жизни в сентябре 2004-го, оставив о себе вечную память.

Билл Шенкли

Наконец, еще один классик и тренер-легенда. В 60-е – 70-е Шенкли завоевал с «Ливерпулем» кучу самых разнообразных наград и однажды так просто и сказал: «Ливерпуль» был придуман для меня, а я для «Ливерпуля». Множество изречений тренера стали крылатыми и сейчас известны всем. Например, вот это: «Кто-то говорит, что футбол – это вопрос жизни и смерти. Я разочарован таким подходом. Уверяю вас – он намного важнее». Как и Клаф, Шенкли умел работать с игроками: «Сними с колена эту повязку, – сказал он как-то Томми Смиту. – И что значит твое колено?! Это колено «Ливерпуля»! «Сынок, ты способен устроить бунт на кладбище», – адресовалось все тому же Смиту. Много и едко тренер «красных» шутил о соседях из «Эвертона». «В мое время мы на «Энфилде» всегда говорили: две лучшие команды Мерсисайда – это «Ливерпуль» и дубль «Ливерпуля», – пожалуй, самая знаменитая цитата. «Не переживай, Алан. По крайней мере ты будешь играть рядом с великой командой», – утешал Шенкли перешедшего в стан «ирисок» Алана Болла. «Сынок, твоя проблема в том, что все твои мозги в голове», – великого тренера порой тянуло на философию.

P.S. И еще пара цитат для хорошего настроения.

«Проблема судей в том, что они знают правила, но не знают игры», – Билл Шенкли ставит диагноз арбитрам.

«Он хуже, чем дождь в Манчестере. Дождь в Манчестере бог хотя бы иногда останавливает», – Билл Шенкли ставит диагноз Брайану Клафу.

«Зачем ей 14 пар туфель в путешествии? У меня не было 14 пар за всю жизнь», – Брайан Клаф удивляется Виктории Бекхэм и, кажется, тоже ставит диагноз.

«Хорошо, когда есть талантливый пианист, но плохо, если некому вынести пианино на сцену. В таком случае пианист просто будет стоять там без этого чертова пианино», – Ян Холлоувей защищает полузащитников оборонительного плана.

«Я знаю, что будет за углом. Я только не знаю, где сам угол», – глубокомысленно замечает Кевин Киган.

«Мы заслужили победу, разгромив их 0:0 в первом тайме», – Кевин Киган снова хорош.

«Я никогда не комментирую судейство и я не буду менять своих привычек из-за этого идиота», – бывший тренер «МЮ» Рон Аткинсон верен себе.

«Игра с вингерами более эффективна против европейских команд, таких как Бразилия, чем английских, таких как Уэльс», – тренер сборной Англии рубежа 70-х – 80-х Рон Гринвуд определенно знал толк в географии.

«Отлично, скажите ему, что он Пеле, и возвращайте на поле», – не растерялся шотландский тренер Джон Лэмби, узнав, что его игрок после сотрясения не помнит кто он.

«Если ты в штрафной не знаешь что делать с мячом, отправь его в ворота и мы потом придумаем, что делать дальше», – ценный совет Боба Пейсли, знаменитого тренера «Ливерпуля».

И совсем напоследок – о том, как небезызвестный Нил Уорнок в перерыве общается со своими подопечными в раздевалке. Дело происходит в 1995, Уорнок в тот момент – тренер «Хаддерсфилд Таун». Кажется, первый тайм сложился не совсем по его сценарию.

Пикантное зрелище, но вряд ли (см. раздел «Грэм Тейлор») для разговоров в раздевалке это так необычно.