Не ходите в Африку играть
В карьерном пути Мамади Сидибе сложно обнаружить что-нибудь особенное его история вполне типична для африканских футболистов. Родился в Мали, в раннем возрасте переехал во Францию, где и начал играть в футбол в одном из периферийных клубов. В начале 2000-х мощный высокорослый форвард отправился на Британские острова и дебютировал в английской лиге в составе валлийского «Суонси». Провел там один сезон, потом перебрался в «Гиллингхэм» и примерно в это же время дебютировал в национальной сборной Мали.
Статистика выступлений Сидибе за клуб вряд ли кого-то впечатлит в 115-ти матчах ударный форвард забил 13 голов, такой результат еще надо поискать. Однако это не помешало ему летом 2005-го перейти в «Сток Сити» и остаться таким образом в чемпионшипе «Гиллингхэм» как раз вылетел. Главные достоинства Мамади работоспособность, выносливость, умение вести силовую борьбу (с ростом-то под 195) на этом уровне оказались вполне востребованы. Параллельно малиец продолжал время от времени играть за сборную. Там-то его и ждала засада. В прямом смысле.
12 октября 2007-го в отборочном матче Кубка Африки сборная Того на своем поле принимала Мали. Встреча закончилось победой гостей со счетом 2:0 (голы на счету Фредерика Кануте и как раз Сидибе), но запомнится она не этим. До игры все выглядело спокойно на стадионе в Ломе было полно полиции, которая контролировала болельщиков. Однако уже по ходу матча обстановка накалилась фанаты хозяев принялись бросать на поле бутылки, фрукты и то, что попадется под руку. Это было только начало.
После финального свистка полиция таинственным образом исчезла, а зрители прорвались на поле. «Мы увидели своих болельщиков, бросившихся к нам, вспоминает Сидибе в беседе с журналистом The Independent. Мы думали, что они хотят отпраздновать победу, однако когда они подбежали поближе, стало видно, что многие из них в крови и их преследуют фаны Того. Затем все смешалось и я получил сильный удар».
Дальнейшее напоминает среднестатистический боевик. Потерявшего сознание форварда кто-то оттащил от поля к туннелю, ведущему в подтрибунные помещения. Вход однако был заблокирован и Сидибе втолкнули в разбитое окно. Там Мамади воссоединился с партнерами по команде, многие из которых (в том числе и Кануте) тоже были избиты, пришел в себя и обнаружил две очень не понравившиеся ему раны. Одна располагалась под глазом, а другая на правой руке там ножом была порезана вена и кровь лилась рекой.
Мамади срочно нужна была медицинская помощь, однако понадобилось довольно много времени, чтобы найти карету «скорой». Облегчения это, впрочем, не принесло обезумевшие тоголезцы увидели в окно Сидибе и закидали машину камнями, тяжело ранив водителя и врача. Истекающего кровью форварда вновь вернули в раздевалку. Вскоре прибыла еще одна «скорая», на этот раз уже в сопровождении военных. Если бы она еще чуть-чуть задержалась, могло случиться непоправимое. Даже эта машина подверглась нападению, но малийца все же доставили в госпиталь. Врачи настаивали на операции, но Сидибе категорически отказался попросил только остановить кровотечение и вернулся к команде.
Рано утром самолет со сборной Мали приземлился на родине и кадры из аэропорта, запечатлевшие перевязанных и перепачканных кровью игроков, были показаны одним из французских телеканалов. Перепуганная жена Мамади, Бенита, следила за всем этим из Англии. Через некоторое время Сидибе была сделана операция и он вернулся домой, а спустя месяц уже вышел на поле в составе «Сток Сити».
Желания играть за сборную после этого у Мамади, как и у других малийцев, заметно поубавилось. «Футбол это очень важно, говорит нападающий, я люблю эту игру и за нее мне платят деньги, но жизнь еще важнее. Я горжусь тем, что представляю Мали, но буду ли я еще играть за сборную, не знаю». Семья была категорически против, но Сидибе в январе все же принял участие в финальном этапе Кубка Африки. Впрочем, и сама команда выступила на турнире неудачно, и форвард поссорился с главным тренером. Следующие матчи Мали Мамади пропустил, однако с приходом на пост тренера нигерийца Стефана Кеши (кстати, в прошлом возглавлявшего сборную Того) Сидибе снова погрузился в раздумья, в коих и пребывает до сих пор.
Неудивительно теперь малиец на собственном примере знает, что футбол в Африке дело небезопасное. В Стоке спокойнее команда борется за выживание всего лишь в переносном смысле. До чемпионата мира в ЮАР тем временем осталось меньше двух лет...
Применительно к Южной Америке вернее будет сказать: многие игроки, не востребованные своими национальными сборными. :)
ЮАР - не совсем обычная африканская страна. Есть районы, где живет только белое население и преступность, соответственно, тоже примерно на европейском уровне. К тому же, говорят, что готовятся беспрецедентные меры безопасности. Чуть ли не с комендантским часом... но, туристам, коих там будет как обычно очень много, скучно не будет в любом случае.
Да , наверное вы правы. Но в Южной Америке насилие, угрозы игрокам, остаются.
Кануте выбрал сборную Мали, точно так же, от невостребованости, он не раз заявлял, что ждет вызова в сборную Франции, еще когда в Вэст Хэме с Дефо играл, предупреждал, что в противном случае примит вызов в сборную Мали... Так и не дождался, пришлось играть за Мали.. Хоть за какую то сборную он все же играет.
похвастаюсь, что этот же заголовок я использовал на сайте еще год назад :))
http://www.sports.ru/conference/utkin/4099279.html