Комбаров: «За сборную готов играть и без премиальных»
В преддверии старта сезона полузащитник «Спартака» и сборной России Дмитрий Комбаров рассуждает о своем месте в схеме нового наставника клуба Унаи Эмери, рассказывает, чему испанский специалист уделяет особое внимание на тренировках, а также грустит, вспоминая Евро-2012.
«У ЭМЕРИ ИГРАЮ В ЗАЩИТЕ»
Впрочем, начали мы с темы здоровья – в товарищеском матче с «Олимпиакосом» Комбаров подвернул голеностоп.
– Если честно, в первые 5–10 секунд подумал: все, разрыв! – делится впечатлениями Комбаров. – Соперник подкатился, ударил по голеностопу… До этого подобных травм не было и я серьезно испугался. Но все обошлось. Нога чуть опухла, однако я уже в норме.
– Против «Алании» сыграете?
– Готовлюсь вместе со всеми. В среду тренировался без ограничений.
– Памятное поражение «Спартака» во Владикавказе 2:5 случилось еще до вашего перехода. А у вас какие воспоминания о Владикавказе?
– У меня – приятные. В моем предпоследнем матче за «Динамо» отдал там голевой пас. Между прочим, Кириллу, который дубль сделал. Он как раз этим матчем с «Динамо» и попрощался. Но сейчас вспоминать прошлое – наверное, не самый лучший способ подготовки к игре. И у нас, и у «Алании» произошла масса изменений.
– В частности, у «Спартака» появился новый главный тренер. За то время, когда командой руководил Валерий Карпин, вы выступали левым защитником, левым полузащитником, центральным полузащитником. Где видит вас Унаи Эмери?
– Конкретного разговора не было. Но и по тренировкам, и по контрольным матчам видно – левым защитником. Впрочем, игроки на флангах обороны активно выполняют не только защитные, но и атакующие функции. Так что «пахать» приходится по всей бровке.
– Кто на фланге играет с вами в связке?
– Когда Паша Яковлев выходил, когда Динияр Билялетдинов.
– Юрий Жирков, которого вы страховали в сборной во время Евро, утверждает, что не считает себя левым защитником. Вам не приходится себя «ломать», когда выходите в обороне или в центре поля, на позиции опорного полузащитника?
– Для меня подобные перестроения в целом безболезненны. Я и в «Динамо» на этих позициях нередко выходил, и в «Спартаке» при Карпине… Нет, в этом плане все нормально.
«ПОЧЕМУ МЫ С БРАТОМ В РАЗНЫХ ЛОДКАХ»
– Читал, что после товарищеских матчей на австрийском сборе Эмери интересовался на общих собраниях – спрашивал игроков, что, по их мнению, получилось, что нет. Вам такие «экзамены» не в тягость?
– Это все тренеры практикуют. По-моему, хороший способ узнать, чем «дышат» футболисты, насколько комфортно они чувствуют себя на поле. Пока непривычно лишь, что тренер на испанском говорит, а русский перевод до нас доносит спортивный директор клуба Дмитрий Попов.
– Рафтинг на сборах – тоже не самое привычное явление. Как себя чувствовали с веслом на горной реке?
– Как рыба в воде! В детстве мы с Кириллом практиковали подобные спуски, так что я даже учил кое-кого грести и лодку не переворачивать, – смеется Дмитрий. – Нас с братом, кстати, специально в разные лодки рассадили – чтобы мы далеко от всех не уехали. Но его команда все равно первой к финишу пришла. А моя, где были еще Сухи, Де Зеув, Кутепов, Махмудов, – второй.
– Вы с таким увлечением рассказываете – чувствуется, отдыха между Евро и сбором «Спартака» вам не хватило…
– Десять дней отдыхал. Хотелось, конечно, большего, но, как говорят, «есть такое слово – «надо». Четыре дня провел с семьей и родителями в Одессе, остальное время – в Подмосковье. Старался как можно больше с дочкой общаться.
– Ульяна дает папе высыпаться?
– Ульяна вообще проблем не доставляет. Спокойная, веселая. Не успеваю удивляться, как быстро она растет. Но это потому, что дома подолгу отсутствую. Хорошо, что она все равно меня узнает: беру на руки или просто подхожу к кроватке – сразу начинает улыбаться.
«У СБОРНОЙ БЫЛО ВСЕ»
– О хорошем поговорили, теперь, если позволите, немного о грустном. Имею в виду Евро, на котором наша команда не вышла из группы… Каким взглядом смотрели на сборную вы, новичок, который за всем наблюдал изнутри?
– Думаю, команда была способна на большее. Рассуждать, почему не получилось, можно долго. Но не мне этим заниматься. Я ведь даже не поле не выходил.
– Наблюдатели говорили, да и сами игроки – тот же Роман Широков – намекали, что можно было бы тренироваться почаще…
– Ну вот, видите. Могу ли я тут быть экспертом, если все силы тратил только на тренировки? Могу сказать так: в перерывах наблюдал за ребятами в раздевалке, и там сил у них было очень много! Это шутка. А если серьезно – то сам я чувствовал себя в порядке. Тренировки были пусть одноразовые и не самые долгие, но очень динамичные. В тонусе они держали. Однако я помнил, сколько писали о том, как перед прошлым Евро гонял сборников Хиддинк. Поэтому удивлялся, что тренировались всего один раз в день. Но Адвокат – тренер, который многого добился. И в этот раз, уверен, он знал, что делал.
– Вы рассказывали, что удивлялись еще и малому количеству теоретических занятий.
– Из тех тренеров, с кем я работал, Дик Адвокат уделял этому меньше всего внимания. Мы только нарезку игры соперников изучали. И на установках какие-то нюансы разбирали. На поле упражнений, по сути, не было. Как и работы над стандартами. Конечно, я удивлялся. Кстати, чемпионом по работе над стандартами является как раз Эмери. Посмотрим, что у «Спартака» получится в сезоне.
– Сергей Фурсенко сразу после Евро ушел в отставку и пропал. Каким он вам запомнился? Слышал, что у игроков сборной было все, о чем только можно пожелать…
– Да, Фурсенко жил с нами в отеле, ездил на тренировки, и я на самом деле удивлялся, как быстро и четко решались все вопросы. Взять то же питание – нас кормили, как королей! Блюда на любой вкус! Сергей Александрович делал все, что мог.
– Еще говорят, что футболисты были отнюдь не обделены премиальными. В частности, в групповом турнире даже заработали больше, чем немцы, которые выиграли все три встречи…
– Теме премиальных уделяется слишком много значения. Я, когда ехал на Евро, не думал, что там нам полагается, сколько… В «молодежке», помнится, нам суточные выдавали – и мы были счастливы. Просто потому, что играть за страну – это честь, которую доверяют лишь избранным. Так что за сборную я готов играть даже без премиальных. Деньгами не все в этой жизни можно измерить.
"К 2018 г. У НАС БУДЕТ ТРЕНЕР-РОССИЯНИН"
…Честно говоря, после таких слов Комбарова мне сразу захотелось поставить в интервью точку. Чтобы его последняя мысль так и осталась последней – и главной. Но все-таки я поинтересовался у спартаковца, как он относится к приглашению в сборную Фабио Капелло. И получил еще один небанальный ответ:
– Я Капелло видел только по телевизору и за карьерой его особо не следил. Очень надеюсь в сентябре познакомиться с ним поближе и чему-то научиться под его руководством. Хотя я все-таки думаю, что к чемпионату мира-2018 мы придем с главным тренером-россиянином. Кто это будет – не спрашивайте. Просто мне кажется, что патриотизм даже в наше космополитичное время – не пустой звук.
И в этой связи меня не очень обрадовало, что Исполком РФС расширил лимит на легионеров. Не потому, что я боюсь потерять место в составе, а потому что многим молодым россиянам это закроет дорогу в большой футбол. Нам с Кириллом повезло: тренеры – что Семин и Кобелев на начальном этапе, что потом Карпин – доверяли. Но кто знает – не будь лимита, может, и выходило бы у «Динамо» на поле по 11 легионеров, как в 2005‑м? В общем, мне по-прежнему хочется верить, что победа на ЧМ-2018 – не важно, буду ли на нем участвовать, – это не утопия. Однако идти к этому надо уже сейчас. А мы порой делаем шаги в обратном направлении…
По моему так сборникам и платить особо не надо, пусть в команде играют те кто реально хочет играть за Россию, даже и за небольшой гонорар. Эти люди хоть точно будут ИГРАТЬ, а не пешеходить, как маленькие грустные члены сборной зенита.