Краткосрочное сотрудничество БАТЭ и Александра Глеба пошло бы на пользу обеим сторонам
В последние пару лет job description Анатолия Капского дополнился необходимостью демонстрировать способности умелого МЧСника. В прошлом году к селекционному пожаротушению принудила травма Виталия Родионова. В нынешнем — «нежданчик» от Ренана Брессана. Рен решил использовать опции, которые дает синий паспорт с белорусским гербом на обложке. Имеет право, если на то пошло…
И все было бы не так плохо, кабы прицепом с Брессаном в Лондон не полетел Дмитрий Бага — единственный из наличных в команде Брессанозаменителей. По итогу в распоряжении Виктора Гончаренко остались семь (и даже восемь с учетом номинального защитника Егора Филипенко) хавов. Лихтарович, Володько, Олехнович, Павлов, Рудик, Курлович и Бадоян. Шестерка/семерка центральных полузащитников и один фланговый. Правда, нужность крайков в Борисове практически нулевая. Потому есть чувство, Завен Бадоян проследует за Александром Зубковским, который межсезонной порой, еще будучи спортивным директором БАТЭ, обильно восторгался своей армянской креатурой. Но это оффтоп — тысячу извинений.
Так вот, в команде не осталось ярко выраженных креативщиков — полнейший ад. В их отсутствии успех лигочемпионской квалификации попадает в зону риска. А вместе с ним не только осенний досуг болельщиков в компании топовых клубов Европы, но и увесистый сундук уефовских денег. Потому теперь борисовский клуб напряженно ищет атакующего хава, как гайдаевский Шурик нужный конспект. И это никого не удивляет.
За несколько недель новостные ленты исторгли из себя сообщения о возможных переходах в БАТЭ Александра Глеба, Романа Василюка, Михаила Сивакова и Сергея Кривца. Последний, казалось, мог бы идеально заполнить опустевший верхний угол в ромбе борисовской полузащиты. Во-первых, сам игрок не противился переходу. Во-вторых, возвращение «своих» в БАТЭ практикуется традиционно успешно. Примеры Родионова, Радькова, Концевого и Филипенко показательны. Но Кривец уехал в Китай. Да и без этого удивительного трансфера белорус не стал бы БАТЭ еврокубковым помощником — «Лех» нашкодил, засветив белоруса в международном матче.
А вообще список четырех, теперь уже трех, потенциальных новичков Борисова можно сколь угодно расширять в зависимости от размеров воображалки. Вот, например, «бело-голубая» мечта Анатолия Капского — Станислав Драгун. Есть, конечно, не самое необоснованное мнение, что в предыдущих сезонах Стас был пободрее. Но если даже и так, то, скорее всего, потому что засиделся на одном месте. Хотя почти все отмечают активизацию динамовской атаки в моменты, когда Драгун выбирается из опорной глубины повыше к линии огня. А в Борисове минчанину наверняка дали бы сыграть под нападающими. Но в нужные БАТЭ сроки полузащитник будет капитанить на Олимпиаде. Это раз. А еще есть пресловутое джентльменское соглашение, заключенное самыми влиятельными оппозиционерами белорусского футбола, по которому трафик из Борисова в Кунцевщину и обратно просто невозможен. Это два.
Еще один гипотетический трансфер из разряда «Как достать соседа». Дмитрий Осипенко. Да — солигорский полунападающий отважно засыпает борисовский огород булыжниками при любом удобном случае. Но ведь примерно тем же самым в свое время занимался и Филипп Рудик. И ничего — теперь Филипп Сергеевич никому не показывает филей, ведет себя прилично и счастливо играет в Борисове. Но это слишком дерзкий проект. Услышав что-нибудь о возможном уходе лидера команды за несколько дней до первого матча с «Ридом», Юрий Вергейчик гневно издаст глухое рычание. Да и нужно помнить, что белорусские клубы свято верят в бездонность борисовского кармана, потому пытаются запустить свою руку поглубже. Если пару лет назад Юрий Васильевич запросил за Дениса Полякова легендарный миллион евро, то в нынешней ситуации порядок цифр будет просто крышесносящим.
По сути, в лиге расширять, мягко сказать, скудный ассортимент атакующих полузащитников БАТЭ больше некем. Наши «эмигранты»? В порядке бреда можно вспомнить Антона Путило. Но «бред» в предыдущем предложении — ключевое слово. Вот и остаются три вышеупомянутых фамилии — Сиваков, Василюк, Глеб. Варианты не столь фантазерские, сколь предыдущие.
Для Сивакова возвращение в БАТЭ станет своего рода гуманитарной помощью. Никто не говорит, что официальные матчи, в которых участвовал Михаил за последние сезоны, можно пересчитать по пальцам. Не можно — придется звать кого-то на подмогу. Но игровой практики все равно было лишь чуть-чуть. Развитие карьеры явно потеряло динамизм и нуждается во фреше. Борисовский вызов вполне сгодится.
Допустим, БАТЭ поможет Сивакову выбраться из карьерного пике. Это хорошо. Но ведь Сиваков БАТЭ не поможет ничем. В том смысле, что никак не повлияет на степень тревоги по поводу отъезда Брессана и Баги. Это плохо. Капитан «бронзовой» «молодежки» — умелый box-to-box midfielder. И Сиваков не единожды признавался, что итальянская наука игры в три опорника, при котором полузащитникам приходится отрабатывать на краях, страхуя нападающих, ему давалась тяжко. Да, перед отъездом Михаила в «Кальяри» Гончаренко временами использовал его на позиции десятого номера. Но было это аж в 2008-м. Субъективно, конечно, но сейчас Сиваков видится правым углом полузащитного ромба или левым, или даже нижним, но никак не верхним.
А вообще интересна вот такая штуковина. Случись подписание Михаила, и в борисовском составе станет семь (с учетом Филипенко — восемь) центральных хавов. Конечно, Виктор Гончаренко понимает в футболе лучше всех нас вместе взятых и даже помноженных на сто. Конечно, Виктор Гончаренко найдет, куда примостить возвращенца. Но со стороны все равно непонятно, зачем тренеру столько игроков примерно одинакового толка…
Остаются Василюк с Глебом. Вариант с привлечением бывалого голеадора, безусловно, подминает под себя авторитетом и масштабом личности. Роман смелый, ловкий, умелый, всячески заслуженный и почти святой. Да и Вадим Скрипченко, пусть похвальных амбиций у него целое Комсомольское озеро, наверняка понимает, что нынешний сезон для «Минска» получится безмедальным. Потому не откажет в помощи своим борисовским товарищам. Но Беларусь не Италия. У нас подписание ветерана, пусть даже столь заслуженного, как Василюк, — это риск, просчитать который невозможно. Да и вообще, Роман — нападающий, пусть и могущий играть в оттяжке. Допустимы, конечно, тактические перестановки, но ведь изначально БАТЭ вроде как озаботилось поиском атакующего хава. К тому же память почему-то оживляет борисовскую историю давнего соратника Василюка — Валерия Стрипейкиса, чей трансферный лист в 2002-м тоже выкупали под еврокубки.
Итого: все сводится к Александру Глебу, при обсуждении кандидатуры которого тоже могут звучать некоторые «но». Правда, в много меньшем количестве, чем ранее. Пусть подобные фразы люто попсовые, но Александр — давно уже не тот невероятно бодрый парень, который свирепо жег на лучших стадионах Европы. Правда, Николай Шпилевский рассказывал, как его клиент интенсивно занимался самокопанием и, вероятно, усвоив все мучительные уроки, избавился от мотивационного авитаминоза. В случае если Глеб все же подпишет контракт с БАТЭ, то вряд ли долгосрочный. Во время борисовской побывки Александру будет гарантирована игровая практика. А при успешной лигочемпионской квалификации — еще и шесть телевозможностей напомнить о себе континенту. Кажется, после такого PR заскочить в трансферное окно одной из стран футбольного премиум-класса станет в разы легче. В общем, весь Борисов должен молиться, чтобы у более богатых клубов атрофировался интерес к Глебу. Все же слова самого футболиста «В БАТЭ играть я точно не буду» перевешивают борисовское желание его подписать.
До кучи стоит обозначить возможность изменения борисовской тактики. По большому счету в таком случае нужно последовательно нажать Ctrl+A и Del да удалить все предыдущие абзацы. Но вся штука в том, что нынешний состав полузащиты БАТЭ очень заточен под ромб. Возвращение к каноническим 4-4-2 теоретически возможно. Правда, тогда на флангах придется разместиться или Бадояну (единственный профильщик), или Концевому (номинальный форвард), или Бордачеву (Бернд Штанге любил использовать защитника в этой позиции), или Алексияну (с прошлого года наигрывается в обороне), или Павлову (провел несколько матчей на краю, но изначально является представителем центральной оси). 4-3-3... Теоретически возможен любой цифровой вариант борисовской расстановки. Теоретически возможно даже уговорить вернуться в большой футбол Гути ради Борисова. Вот только, кажется, что ни переиначивание тактики, ни приглашение увядающих легионеров делу не помогут.
Все помнят историю Матеи Кежмана. Это был нереально крутой имиджевый ход, но что бы там ни говорили представители БАТЭ, очень неудачный трансфер… Может, в Европе и есть три тысячи свободных агентов, но, наверное, все они до сих пор ждут звонка Валерия Стрельцова.