9 мин.

Олег Шукайлов: «В Грузии в нас летели бутылки»

Олег Шукайлов кажется в «Красном Яре» уже целую вечность. С командой он познал и радость больших побед во времена, когда красноярский клуб безоговорочно властвовал на российских регбийных просторах и переходный период, когда золото стало для 10-кратных чемпионов страны мечтой. Один из самых титулованных русских регбистов поведал о своей богатой на события карьере и о перспективах «Красного Яра» в этом сезоне.

 

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

 

Олег, ты являешься «Последним из могикан» золотого «Красного Яра». Какой из твоих многочисленных титулов тебе наиболее дорог?

 

– Честно говоря, не помню, сколько раз я становился чемпионом страны. Знаю что или девять или десять раз. Больше всего мне запомнилась победа в чемпионате России в конце девяностых, когда все наши ветераны уже завершали карьеру и лидерами становились молодые регбисты, такие как Азаренко и Гвоздовский. Та победа была очень ценной, ведь до этого все держалось на плечах стариков, а здесь мы сумели уже выстрелить самостоятельно. И плеяда уходящих игроков по достоинству оценила то золото, сказав, что в нем больше всего наша заслуга.

 

За твою карьеру было немало международных матчей. Что запомнилось больше всего?

 

– Самой запоминающейся для меня стала поездка со сборной в Грузию в 2002 году. Тот матч завершился вничью – 12:12. Тогда нашим тренером был специалист из ЮАР Джеймс Адольфович Штоффберг, у которого не было в роду немцев (улыбается). За день до нас в Тбилиси должна была играть сборная России по футболу. Они прилетели под охраной офицеров «Альфы», заселились в какую-то отдельную гостиницу. А мы прилетели на обычном самолете, остановились в обычной гостинице в центре Тбилиси. Нам дали двух  грузинских охранников с пистолетами. Всю ночь перед игрой недалеко от нашей гостиницы ездили какие-то машины, были страшные крики, выстрелы в воздух. Когда мы вышли на игру, то удивились тому, что тбилисский стадион «Динамо» расположен в низине. Складывалось ощущение, что мы играли в яме. На матче было около 70 тысяч зрителей. Если мы останавливались в зачетке, в нас тут же летели бутылки и камни. Этот матч очень врезался в память. Думаю, каждый из наших регбистов тогда почувствовал, что такое война.

 

Ты неоднократно играл в Новой Зеландии, действительно регби для них это культ?

 

– Для каждого регбиста Новая Зеландия это как Мекка для мусульманина или как Иерусалим для христианина. Для них регби не игра, это религия. Страна живет регби. Когда мы туда приехали с «Красным Яром» то сначала думали, что сейчас любая команда, против которой мы выйдем на поле, нас разорвет. Несмотря на то, что я до этого уже много лет отыграл, психологически играть против новозеландцев было очень тяжело. Но когда начался матч, мы поняли, что они тоже люди и с ними можно соперничать достойно. Все поездки в Новую Зеландию были очень интересными и тяжелыми. В игре с ними мы учились, это нам очень помогло в дальнейшем.

 

МЕДИЦИНСКОЕ ПРОШЛОЕ

 

Приходилось ли тебе драться на поле и за его пределами?

 

– (смеется). Бывало всякое. Наша игра контактная, и кого-то зацепить на поле очень легко. Но сейчас очень жестко наказывают за драки судьи. Кто захочет получать удаления? Я считаю, что если ты сделал на поле человеку больно, то должен помнить что все это вернется. Прежде чем что-то делать, важно это осознавать. Я человек довольно вспыльчивый, но все равно стараюсь держать себя в рамках. В детстве дрался часто, как и все. А сейчас по-мужски уже практически ничего не решают, все бегут в суд. Да и я прекрасно понимаю, что могу покалечить человека, стараюсь не доводить дело до конфликтов.

 

На твой взгляд, какова на сегодняшний день тройка лучших игроков российского чемпионата?

 

– Сложно сказать. Например, игрок первой линии оценивается по одним критериям, регбисты других амплуа по другим. Обычно на виду девятые, десятые номера. Те, кто много бьют, приносят много очков. А игроки, делающие черную работу, которые зарабатывают штрафные, редко считаются лучшими. Если бы мне предложили выбрать трех игроков из российского чемпионата, то я бы предпочел своих одноклубников. Наш левый столб Слава Титика играет очень полезно и в моей тройке он будет на первом месте. Джон Додд в прошлом году играл не очень хорошо, и казалось, что его приобретение было ошибкой, но в этом году он доказывает обратное, радуя своей игрой. И еще бы я хотел отметить девятого номера Василия Дорофеева. Достаточно хороший игрок, у которого я считаю большое будущее. Вот этих трех регбистов, я бы не задумываясь, взял в свою команду.

 

В свое время ты работал в травмпункте. Как удавалось совмещать эту работу с игрой в регби?

 

– Хирургом в травмпункте я работал пять или семь лет. При этом я уже был чемпионом России по регби. Мне очень нравится медицина и в тот момент я думал, что смогу добиться в этой области успехов. Я работал сутками, подгадывал время так, чтобы совмещать работу с регби. По деньгам там были копейки, а в регби я уже получал прилично. Просто хотел приносить пользу людям. За сутки ко мне обращались 60-70 человек. Было тяжело, но интересно.

 

Тебя узнавали болельщики?

 

– Да, было дело. Но в основном меня там принимали за охранника (смеется). Был случай, когда на прием приехали люди с уголовным прошлым и начали скандалить, ссориться с людьми в очереди. Я вышел и попросил их успокоиться. Сначала они продолжали вести себя неподобающим образом, но когда узнали, что я доктор извинились. Даже у таких людей есть уважение к медицинским работникам.

 

НАШ ФУТБОЛ ПЕРЕКОРМЛЕН

 

Самый странный регбист, которого приходилось видеть за карьеру?

 

– Есть один такой. Сильно мне запомнился Антон Бажутин, который сейчас играет в Казани. Это человек-конфликт. Просто неадекватный человек, с ним невозможно договориться. Любой разговор он доводил до того, что ему хотели сделать больно. Насколько я знаю сейчас в Казани у него тоже проблемы. Тренер говорит ему, доигрывай сезон и до свидания. Очень тяжелый человек.

 

Следил ли ты за выступлением сборной России по футболу на Евро-2012?

 

– К сожалению да. И был сильно разочарован. Ненавижу футбол. Возьмем того же Аршавина, который говорит, что наш проигрыш это ваши проблемы. Этот человек абсолютно не ассоциирует себя со страной, за которую он играет. Футболисты люди уже настолько зазнавшиеся, большинство из них не любят свой вид спорта. Регби это игра грузчиков, в которой на поле выходят джентльмены. А футбол это игра джентльменов в который играют одни грузчики. Там  играют долларовые миллионеры, причем делают это достаточно лениво. Взять сборную Россию по фехтованию, которая стала чемпионом мира. Если отдать им деньги футболистов, то я думаю, они лет десять приносили бы стране золотые медали.

 

Не обидно, что регбисты получают меньше футболистов?

 

– Если я скажу, что не хочу денег, то конечно совру. Все хотят за свою работу денег. Другое дело, что в некоторых видах спорта просто неадекватные зарплаты. В нашем футбольном «Енисее» люди сидят на лавке и получают совершенно сумасшедшие деньги. Футбол сильно разбалован и перекормлен. А играя в регби, можно позволить себе жить неплохо, но опять, же это ненадолго. Вот вы журналисты можете работать до 70 лет, а спортсмен заканчивает карьеру уже в 35 лет. Недавно наш игрок Олег Азаренко порвал ахиллово сухожилие. И все, здоровому мужику надо заново менять всю свою жизнь. Хорошо,  что клуб ему помогает. За последние годы никого из регбистов на улицу не выбросили. Единственная проблема, что у всех регбистов однотипное образование: детский тренер. И после завершения карьеры найти себя в жизни нелегко.

 

Есть ли у тебя любимая попытка в карьере?

 

– Попыток было немного и в основном они были продуктом работы всей схватки. Все мои заносы однотипны, такого чтобы пробежал полполя, обманул восемь человек, и положил попытку, не было. У меня другая работа на поле. В прошлом году в игре с Монино я вышел за 5-7 минут до финального свистка, выложился по максимуму, и в одной из атак удалось оттянуть игроков и ребята положили попытку, которая принесла «Красному Яру» второе место. Я был очень рад за команду.

 

Чего сегодня не хватает российскому регби?

 

– К сожалению очень многого. Сборную России сейчас возглавляет иностранный тренер Кингсли Джонс. Ему надо делать ставку на молодежь, а он все приглашает в сборную ветеранов. Считаю, что это неправильно. Пора омолаживать сборную. Есть проблемы с детскими тренерами. Тот, кто читает интересные книги, это совсем не тот, кто их пишет. Так и здесь, хороший регбист – не всегда хороший тренер. Детские тренеры получают  по 10-15 тысяч, это просто смешные деньги. Ведь им нужно кормить свои семьи. Поэтому работать с детьми остаются только энтузиасты своего дела. Нет смены поколений. Например, на мою позицию игроки хорошего уровня в «Красном Яре» стали появляться только год-два назад. Это нонсенс. Мало баз для тренировок, вторых-третьих полей в России практически ни у кого нет.

 

 

ГОРЖУСЬ, ЧТО ИГРАЛ ЗА РОССИЮ

 

Когда российская сборная сделает серьезный шаг вперед и сможет хотя бы обыграть Грузию, что ей не удается уже 15 матчей подряд?

 

– В чемпионате Грузии регбистов не устраивали зарплаты, и их федерация поступила разумно. Она заставила платить своим игрокам чужие федерации. Грузинских игроков стали отпускать за границу. Лет до 20-25 они играют в Грузии, затем едут во Францию и другие страны и годам к 27 уже играют на приличном уровне за хорошие деньги. А у нас максимальный уровень это игроки российского чемпионата. За последний год за границу уехало всего три человека. Федерация не отпускает игроков. Для того чтобы ты играл за рубежом нужно разрешение Союза регбистов России. Это рождает застой, мы не можем выпрыгнуть из той бочки, в которой варимся. Я вижу прекрасно, что сейчас появляются новые интересные команды, но чтобы уровень нашего регби рос необходимо играть за границей.

 

В этом году «Красный Яр» готов к тому чтобы завоевать золотые медали?

 

– Спорт это очень тяжелая работа и помимо нее многое зависит от Фортуны. Монино проиграло нам в Красноярске, но они не стали от этого плохой командой. «Красный Яр» прикладывает огромные усилия для того чтобы победить. Руководство отгораживает игроков от всевозможных проблем, создает нам все условия, чтобы мы думали только об игре. Не открою Америку, если скажу, что в чемпионате победит кто-то из трех клубов: «Красный Яр», «Енисей-СТМ» или «ВВА-Подмосковье». В прошлом году все ставили на Монино, а мы их обыграли. Так что прогнозы дело неблагодарное. Надо работать и результат придет.

 

Тебе уже 38 лет, не собираешься вешать бутсы на гвоздь?

 

– Пока не знаю. Возможно, закончу в этом году, а может и в следующем. Я до сих пор получаю удовольствие от регби. Ведь когда ты выглядываешь в окно и видишь прекрасный вид, ты этим не пресыщаешься. Так и здесь. Еще хочется поиграть. Даже когда я завершу карьеру я не вычеркну из своей жизни регби. Это часть моей жизни, с которой многое связано. Кто играл в регби, тот этим гордится.

 

Оглядываясь назад можешь сказать, что доволен тем, как прошла твоя карьера?

 

– Сейчас уже все равно ничего не изменишь. Я стал многократным чемпионом страны, обладателем кубков России. Когда я играл за сборную, то всегда пел гимн, для меня Родина - это не просто слово. Я отдал долг своей любимой стране, которая меня вырастила. Как говорил Джеймс Штоффберг: у вас есть уникальный шанс, который дается людям в мирное время. Если не умереть за свою Родину в буквальном смысле, то повоевать за нее на поле. Вернусь к матчу сборной России в Грузии. Когда мы вышли на поле, 22 русских человека и против нас было 70 тысяч грузинских болельщиков, мы были обязаны достойно представить Россию. Это то, ради чего стоит жить.

 

Последний из могикан

Александр Целинский. Спорт на Енисее.