3 мин.

Кошмар и пятка Арбелоа

Я болел за Италию. Когда я вышел на улицу, чтобы хоть немного оклематься и продышаться, было уже совсем светло. Вьетнамец Хый (Хый – это имя такое) вышел во двор и, увидев меня, такого выпотрошенного, сказал только, положив руку мне на плечо: «Я тоже болел за Италию».

А до моего рабочего дня, который овладеет мной, затрет происшедшее какими-то своими рутинными печалями и радостями, оставалось около трех часов.

Просыпался я долго и мучительно, как с похмелья, и все никак не мог понять, что же со мной.

А, ну да. 0:4.

Есть сны триумфальные, где становишься летающим суперменом, который ловко разрушает все козни хитроумных злодеев, расправляется с окружившими со всех сторон убийцами, уворачивается от пуль, как Нео и, банально, но спасает мир, черт возьми. Но есть и настоящие трагедии. Тогда все идет по сценарию врагов, с каждым шагом, с каждым словом и действием которых ты съеживаешься от отчаяния, мельчаешь, мельчаешь, пока совсем не исчезнешь. И тогда ты умираешь. И просыпаешься одновременно.

Это был как раз такой дурной сон. Невероятно дурной, ошеломительно ужасный, но – восхитительный в своем совершенстве убийства, неповторимый по гениальности сценария. Где это видано, чтобы все (!) прогнозы Уткина сбылись разом, да еще и сбылись тогда, когда этого совсем не ждало подавляющее большинство нейтральных зрителей? «Победа Испании в основное время» - пф, это после того, как испанцы со своей тики-такой не без скрипа прошли хорватов и португальцев? «Гол раньше желтой карточки» - пф, будет много борьбы, а значит, и карточек, голы скучные испанцы и немолодые итальянцы оставят на сладкое, а, может, за 120 минут их вообще не будет, очевидно же. И самый смак: «Испания забьет по голу в каждом тайме». Пффф, они это с французами еле-еле сделали…

…и лишь Арбелоа не забил. Для полного провала.

События в таких трагических снах разворачиваются постепенно, сначала медленно, неуверенно, затем, дойдя до какого-то предела, стремительно и неумолимо. После этого предела уже нет сомнений, что смерть будет мучительна. Ты даже не успеешь уследить за всеми бедами, которые раздавят твою несчастную голову.

Но с самого начала ты чувствуешь, что что-то не так.

Да, с самого начала было чувство, что что-то не так. «Не так» - это была ярость напора на итальянские ворота, неожиданная для испанцев на этом турнире. Ярость, мощь, желание и безупречное исполнение. В предыдущих матчах было неочевидно, что испанцы знают, где находятся вражеские ворота. Сейчас же будто невидимый пророк (или капитан очевидность) шепнул этим блистательным игрокам – ворота там. Убивайте.

На этом турнире испанцы показали, что они умеют пасоваться и выигрывать. В финале они пасовались и убивали.

15 минута стала той самой точкой отчета, когда матч превратился в высококвалифицированное убийство. Потом был первый мяч защитника в финалах Евро (спасибо, что не Арбелоа), отчаяние быстрых трех замен, Тиагу Мотта… Да  вы сами все это видели. Торрес вышел на 15 минут и наиграл на Золотую бутсу (о, страшный, нелепый сон…), Мата сыграл 5 минут на турнире и сделал контрольный в голову. Я обхватывал лицо руками, зажмуривал глаза, отгоняя от себя это жгучее совершенство испанцев, это бессилие мужественных итальянских парней, этот нелепый счет. Такого не может быть, все это снится, снится…

Но, знаете что, болевшие за Италию? Мы с вами видели великий матч. Матч, о котором дети спросят нас: ты что, на самом деле это видел? Это было действительно грандиозно, хоть выиграла не та команда, за которую мы болели. Ведь и иные дурные сны становятся со временем драгоценными жемчужинами. Как сны Раскольникова. Как ужасы Ивана Карамазова. Такая вот футбольная достоевщина.

Впервые в жизни после разгрома не хочется говорить ни одного плохого слова в адрес проигравших. Впервые. Это турнир Фурии Рохи на 146%. Но и Италии – тоже. Потому что она выигрывала и умирала одинаково драматично.

Невыспавшийся, я сидел в столовой, протирая глаза, вяло ковыряясь в тарелке. Повернул голову - по корейскому телевидению крутили обзор матча. Я смотрел, как завороженный, бесчисленные повторы голов.