Зрелище не для всех
Мне в первый раз в жизни довелось побывать на матче команды наподобие сборной Испании. Барселону я никогда в живую не видел, да и сборную Испании тоже. Так уж сложилось по жизни, но я не могу болеть за и поддерживать команды, которые с легкостью выигрывают практически всех соперников подряд, не оставляя им при этом не единого шанса. И в этот раз я не симпатизировал сборной Испании, но и к французам я достаточно хладнокровен. Поэтому ожидания от матча были связаны с сугубо эстетическим удовольствием от красивой игры. Ну и конечно же хотелось посмотреть на этот очаровывающий испанский стиль. Любопытно было.
Стоит сразу сказать о поддержке испанцев. В городе до матча испанцев было много, в то время как французов за пределами стадиона за 8 часов прогулок по городу и фан зоне я встретил максимум десяток. У французов был один сектор. Небольшой. Остальные были разбросаны по огромному стадиону. Наверное их не было и тысячи. За матч их я ни разу не услышал. Испанцев было значительно больше и практически все русскоязычное население было за них. С испанским флагом на лице, в футболке сборной Испании, с испанским флагом в качестве плаща. Поголовно.
И так уж получилось, что испанцы, которые были фаворитами встречи и считались более сильной командой, получили еще и мощную зрительскую поддержку. Люди слетались со всей России, Украины и даже из Китая, чтобы поддержать действующих чемпионов Европы и мира. Мне было в каком-то роде жаль французов, но болеть за них я не собирался.
Начало матча мне понравилось. Добротная церемония открытия, песни испанцев, которые подхватывали как могли местные. Сборная Испании, разумеется, взяла мяч под свой контроль, не давая французам владеть им. Места у меня были достаточно удачными – прекрасно было видно расположение игроков, их движение и геометрию игры. У испанцев она была великолепной. И я даже порадовался вместе с испанцами голу, забитому Хаби Алонсо, уж больно вытекал он из логики игры. Казалось тогда, что это лишь начало зрелища, праздника.
Первый тайм закончился. Эмоций в традиционном их понятии у меня было достаточно мало. Первый тайм заставил меня думать, ввел в какой-то ступор, не тайм, вернее, а игра испанцев. Это было восхитительно по мысли. Они соображали ни чуть не с меньшей, а порой даже с большой скоростью нежели я, при том, что я сидел сверху и видел все попытки забеганий, открываний игроков и т.д. Варианты развития атаки были как на ладони. Великолепно они читают поле, держат мяч и исполняют передачи. Тут стоить отметить Давида Сильву, который показался мне просто воплощением всего этого. Он отдавал великолепные пасы, постоянно избавлялся от опеки, обострял игру. Его игра меня вдохновляла. Он был своеобразным лидером атак испанцев. Он действительно произвел самое положительное впечатление.
Я был восхищен футбольным умом игроков сборной Испании. Но внутри меня сидела зараза. Это была неудовлетворенность в эмоциональном плане. Французы были вялыми, практически не огрызались, матч получался односторонним. В первом тайме я был чрезмерно увлечен игрой испанцев, чтобы обратить внимание на это. Но во втором тайме все всплыло.
Испанцам было главное не пропустить, французам надо было обязательно забивать, а значит больше атаковать, а значит раскрываться, а значит рисковать. Должно было стать интересней. Но вот тут и сработал фактор особенности этого футбола. После ухода главного креативщика в атаке, а именно Сильвы, ход игры приобрел абсолютно однозначный характер. Сборная Испании съела мяч. Более точного описания я подобрать не могу. Игра в короткий пас между центральными полузащитниками с нечастым подключением оборонцев к этому действию дали свой результат – Испания еще больше укрепила контроль мяча, обострений и продвижений вперед стало меньше, а, следовательно, и игра стала значительно более унылой. Все дошло до того, что люди, лица которых были разукрашены в испанскую символику, и которые сидели рядом со мной, начали свистеть после очередного короткого паса назад одного из опорников. Иногда испанцы ошибались (не роботы же они), и это приводило к подобию атаки французов, но ни к чему опасному это не приводило. Кстати, люди стали симпатизировать французам во втором тайме значительно больше, чем в первом. Игра так и закончилась, если не считать назначенного в ворота проигрывающих пенальти, который все равно ничего не решал. Игра уже была сделана. Причем довольно давно.
Да-да, я остался несколько разочарованным от игры испанцев, мне не хватило ни эмоций, ни зрелища, ни, как следствие, эстетического удовольствия. Я пришел к выводу, что игра испанцев предназначена для определенного круга лиц. В первую очередь это сами испанцы. Я имею в виду болельщиков сборной Испании из Испании. Это особенность их менталитета. Им не нужен повод для того, чтобы утроить себе праздник. Им не нужно, чтобы команда показывала яркий, захватывающий, атакующий футбол, для того, чтобы получать эмоции и праздновать. Они все делают сами. Они поют на протяжении всего матча, вне зависимости от происходящего на поле. Они могут начать играть во что-нибудь для того, чтобы развлечь себя прямо во время матча. На матче с французами они достали игрушечного лягушонка и стали перебрасываться им между ярусами и друг с другом, при этом не забывая потрепать его. И им было весело от этого. Они сами себя развлекут. Лягушонка этого отобрали стюарды, видимо увидев в этом нетолерантность по отношению к сопернику. А испанцам было все равно. Они продолжили петь. Они радовались голу товарища в картонную дырку в фан зоне, возможно, ни чуть не менее эмоционально, чем голу Хаби Алонсо. Такой футбол предназначен еще и для охотников за результатом. Это те, кому важны лишь победы команды, и те, кому совершенно не важно, каким образом достигнут результат, главное, что он достигнут. Можно предположить существование людей, которым нравится постоянный контроль мяча, даже если нет развития атаки. И им такой футбол, несомненно, понравится.
Конечно же, каждый простой простой любитель футбола, кто заявился болельщиком сборной Испании не будучи испанцем, скажет, что он доволен игрой и результатом, но в глубине души, мне кажется, он будет чувствовать разочарование от увиденного, даже если понять и осознать он это не сумеет. Разумеется, я говорю здесь о любителях футбола, а не о тех, кто вдруг резко начинает смотреть эту игру в разгар большого турнира. Таких людей мне понять не дано.