Обострять и обыстрять!
Приятно, когда про такой важный матч с непростым, как ни крути, соперником можно сказать старую и банальную, но тем не менее абсолютно точную фразу: победа на классе. Действительно, сборная России была просто сильнее финнов.
Впрочем, в это словцо («на классе») вносит еще и другой важный смысл. Это означает – просто сильнее, как и должно быть. Или и того пуще – как обычно. Ведь класс – это постоянная величина. Так что результат разгрома финнов в Хельсинки – способность нашей команды показывать то, что она умеет, тогда, когда это требуется. А не по настроению, не по прихоти и не по вдохновению лидеров.
Вот смотрите: нападающего финнов Форселла легко ведь можно сравнить с Кержаковым. И вообще по органике, и по той роли, которую каждый из них выполняли в этом матче. Они оба – настоящие форварды, ориентированные на завершение, нацеленные на удар. Оба играли на позиции центрфорварда, при этом активно маневрируя. Схожи габариты, в общем, думаю, сопоставим класс (хотя в форме Керж лучшей значительно, и карьера его идет в данный момент вверх).
За матч Форселл угрожал воротам Акинфеева полраза, если по-настоящему. В основном, он бил или из позиции, откуда забить невозможно, или ему немного не хватало, чтобы зацепиться за мяч в штрафной, а самый зримо опасный его момент в первом тайме возник оттого, что он нарушил правила в борьбе с Колодиным. О чем это говорит? О том, что атаки сборной Финляндии могли стать опасными, только когда в них что-то удачно срасталось. Получится – не получится.
Приятно, когда про такой важный матч с непростым, как ни крути, соперником можно сказать старую и банальную, но тем не менее абсолютно точную фразу: победа на классе. Действительно, сборная России была просто сильнее финнов.
Кержаков только за первые десять минут пробил штрафной и – вот что интересно – бил в упор головой после подачи Аршавина. Видите, как иллюзорны все наши разговоры о росте! Он активно участвовал с создании комбинаций (Форселл не мог, потому что, отойди он назад, никого не осталось бы впереди), а два своих гола он забивал вообще в стопроцентных ситуациях – выход один на один и удар практически в пустые ворота. Причем и то, и другое было следствием грамотных атак, а не спонтанных ошибок линии обороны.
Кстати, тем не менее события в матче можно полностью описать и с финской стороны. Опять возвращаюсь к анализу, который сделал для программы «90 минут» мой коллега Олег Пирожков – человек совершенно энциклопедического подхода к такой авантюре, как футбол. По матчу с Лихтенштейном, работая который он привлек огромное количество предварительной информации, он сделал совершенно точно легшие в матч выводы. Ошибся разве что с прогнозом состава – он полагал, что Колкку, который с Лихтенштейном вышел только на замену, приберегали, а Литманен не сыграет. Но это и неважно. А итоги анализа были следующими: слабейшее звено в обороне – Каллио, который не играл весь сезон в «Фулхэме». Его даже лихтенштейнцы передергивали на манер затвора – взад-вперед, взад-вперед... А у нас там играл Быстров. Через зону Каллио, как мы видели, происходило большинство атак в первом тайме, а во втором его заменили. При этом Хююпя совсем уже не тот, что год назад, а Пасанен играет на уколах – оба гола пришли через центральную зону (привет Сами), и подстраховать было некому – теоретически, когда Керж забивал второй, на подстраховке должен был быть как раз Пасанен. Дальше; самая большая проблема финнов вообще – некому играть; Литманен может выдать несколько эпизодов за игру, Алексей Еременко, отлично сыграв против Лихтенштейна, без игровой практики не выдержит полный матч, Юханссон и Форселл нуждаются в том, чтобы их кормили мячами, а сами ничего не придумают. И вдобавок при этом – полное отсутствие глубины скамейки.
Предматчевый анализ попал в точку.
Но это ведь совсем не главное. Просто это в очередной раз приоткрывает нам глаза на то, в частности, что произошло полгода назад у финнов в матче с немцами. Тогда все ведущие игроки были в порядке, тогда было начало сезона, тогда огромные проблемы – в частности, в обороне – были у немцев. А у нас сейчас – все в полном порядке. Ну, немного нервничал Колодин. Ну, Жирков действовал не так ярко, как мы привыкли. Аршавин – очень полезно, но без того блеска, которого очень хочется. В остальном – сверхдинамичная средняя линия; засбоила только десять минут концовки первого тайма – и нас там немного пошатали. Коллега Андронов обращал внимание по ходу вдохновенного комментария, что наша полузащита сравнительно малоросла, и поэтому верховые мячи финны выигрывают в центре; но разве это фактор? Не понесешь же мяч вперед на голове. Никто на это не способен. Павлюченко вон попробовал в концовке разочек, но и у него не вышло... Ну, выиграл ты верховой мяч в центре. Надо же его как-то вниз опустить. А не опустишь. Все уже схвачено.
А потом и перехвачено. И отправлено вперед.
Ну и плюс сверхмотивация Кержакова и Быстрова. Быстров – это игрок-краска, он всегда стремится сделать примерно одно и то же. Обострять и обыстрять. Так важно это использовать. В этом матче Быстров сыграл блестяще; восторг вызвал у многих его пас на Зырянова, когда забивался третий гол, но он же сделал второй! Он протаранил двух защитников, пытавшихся взять его в коробочку, проскочил – и в упор пробил в Яаскелайнена, и на добивании был Кержаков. Этот мяч и сделал игру. После 0:2 финнам было уже не подняться.
Вот так и складывается одно к одному.
Знаете, что удивило в матче сильнее всего? Пас Игнашевича. Пас Игнашевича на Кержакова, после которого был открыт счет. Неудивительно, что Сергей так может; это как раз мы знаем. Но вы можете вспомнить, чтобы наши защитники в играх за сборную – имеется в виду именно хиддинк-период – вот так играли? Я могу. Это было ровно год назад в матче с Испанией, и та передача стоила Роману Широкову места в сборной, и до сих пор отчасти стоит. Потому, что это было нарушением тактической дисциплины. Это был неоправданный риск. Мы развивали атаки только через пас полузащитникам – или на край.
Навряд ли Сергей нарушил установку. Я думаю, что просто теперь уже это не является запретным. Сборная играет для такого риска достаточно компактно и слаженно.
Значит, это еще один шажок вперед. Не единственный. Просто заметный.
P.S. Ну, ладно! Я тут покину вас ненадолго. Завтра в Самаре – судя по всему, действительно грандиозный концерт. И даже фестиваль – «Рок над Волгой». Еду вести вместе с Настей Мыскиной и дружбанами из «Квартета И». Там даже футбольный матч будет, вообразите! Мне раньше казалось, что рок больше асоциируется... Ну, с неспортивным времяпрепровождением. Ну, вот и проверим.
Приеду – расскажу.)
Вася написал что у Кержа и Форселла они примерно схожие