6 мин.

Рестарт

И вот прошло 25 дней. Уехал Жирков. В остальном чемпионат стартовал в том же виде. Ну, не стартовал; ну, возобновился. Без Жиркова.

А других перемен нет. Что еще? Развиваются ситуации финансового свойства. «Томь» на грани коллапса. Если, как писалось, спасти может только президент России – простите, я всей душой за Томск и футбол в этом городе, но я против того, чтобы спасение приходило от первого лица государства.

Это неправильно. Команда – городской брэнд, символ. Томская область – богатый в сравнении с другими регион. Там дело не в том, что денег нет. Дело в том, что команда никому, у кого они есть, не нужна. Вроде как она нужна людям. Люди вроде как собираются на митинг. Вот это мне по душе. А как еще узнать – насколько нужна? А как еще поставить вопрос перед власть и деньги имущими? Да никак. Вот и посмотрим.

А если народу придет мало и никто из шишек спортом не увлекается, или если народу придет много, но ни у кого совести нет, значит, и не быть команде в Томске. При чем тут президент-то.

Посмотрел в повторе игру «Химок» с «Рубином» до шестидесятой минуты. Надо вернуться к вопросу о том, что за тренер Константин Сарсания. Я всецело за то, чтобы относиться к специалисту исходя из специальности, а не из предубеждений и собственного воображения. Когда Сарсанию назначили тренером «Химок», я был (да и есть) категорически против спекуляций о том, что он не тренер, что он делец, что теперь-то уж «Химкам» конец и так далее, и тому подобное. Вот это чушь собачья: тренировать может любой. Не в том смысле, что любой дядя или тетя с улицы. Но – что тренерство не есть дело какой-то ограниченной касты. Не бином Ньютона, в конце концов – можно научиться (хотя я, к примеру, не возьмусь). Точно так же я против того, чтобы рассматривать игру «Химок» и, соответственно, дееспособность Сарсании исключительно через набранные командой очки. Это тоже неправильно: она слишком ограничена в средствах, да и травмы.

Но я смотрю игру с «Рубином» и вижу, как «Химки» раз за разом после массированных атак казанцев пробуют выходить от своих ворот через центральную зону и мелко-средний пас. А это самоубийство в матче с «Рубином». Это означает, что четыре из пяти закончатся перехватом (и заканчивались). Я смотрю и вижу, как диагональный перевод на фланг раз за разом заканчивается банальным недолетом и, что более важно, пасом на статичного, а не на движущегося игрока; в силуэт, а не на свободное место. И это потери, причем моментальные.

До конца я не досмотрел, и по счету видно, что была борьба; но мало ли почему она была – в последние, например, двадцать минут первого тайма «Рубин» мог забить раза четыре. При чем тут итоговый счет? Голы бывают и шальные в отдельно взятом матче. Я говорю о качестве игры и констатирую, что в этом матче (подготовка к которому продолжалась три недели) «Химки» вообще не были вооружены проработанной тактикой. Это факт.

Ну, да это не последняя игра.

В конце концов, не будь Сарсании, этой команды вполне могло бы и просто не быть. А сейчас? Ну, допустим, рухнет она в первый дивизион. Господи! Да что тут такого? И ЦСКА рухало. И «Спартак». При всех своих регалиях. И живы! А такая команда, как «Химки», обязательно через это пройдет. Рано или поздно. Это часть жизни, а не конец всего. И это не рестарт проекта со стадии ЛФЛ. Это нормально. Состав, кстати, вполне могут сохранить, а с опытом и с взрослением это для первого дивизиона – капитал... Впрочем, здесь и сейчас борьба еще далеко не окончена.

Все лучше, чем с «Томью». Ей-то грозит не первый дивизион (что нормально), а прекращение существования. В том числе и потому, что ее руководители не похожи на Сарсанию.

И пора уже о Жиркове. Вот уехал человек. Будь я болельщиком ЦСКА, я бы тоже кусал бы ногти. И не потому, что думал бы, что это неправильно – отъезд Жиркова; исключительно потому, что чувство потери, чувство утраты гораздо сильнее, чем любые резоны. Резоны потом сработают. Они сильные.  Игроки уезжали и будут уезжать. Это правильно. Игроки стали теми, кем они стали, потому, что они не просто чему-то научились в футболе, и не потому, что они где-то засветились, и не потому, что они готовы дерзать. Потому они уезжают, что они сочетают в себе и первое, и второе, и третье. А в нормальной жизни и первое само по себе дефицит, и второе редко встретишь, а третье встретишь часто, но чтобы по делу... Хм.

Так что уезжали и будут уезжать. Это часть их профессии. Им следует искать более амбициозных проектов, большего вызова в жизни. Иначе они играли бы в футбол на пиво.

Альтернативы Жиркову нет. Ему в сборной альтернативы нет, в принципе. На левом крае в нашей стране (смешно, потому что в ней почти любое дело так или иначе склоняется к левому) просто нет ни лучшего, ни сопоставимого игрока.

Замена Жиркову в ЦСКА будет асимметричной.

Это будет не игрок на его позиции. Это будет чуть обновленный ЦСКА. По-моему, никто не делает секрета из того, что место в стартовом составе достанется Дзагоеву.

Пока ЦСКА не заиграет и пока Дзагоев (дай ему Бог, чесслово!) не вернет себе место в основе, все эти сведения копейку стоят. Но когда это произойдет – а оно произойдет, я в Алане не сомневаюсь – это может нашу публику чему-то серьезному научить. Многообразная игра футбол. Как говорили в «Бригаде», правда, про теннис, – неисчерпаемая игра. Не нужна буквальная замена. Нужно, чтобы команда осталась живой, чтобы она использовала максимально свои ресурсы. Для этого есть все предпосылки. У команды достаточно ресурсов. И среди них не может быть игрока, способного заменить Жиркова на левой бровке в его собственном качестве. Потому что и сам Жирков, будучи игроком международного класса, в команде выполняет определенные функции, что-то умеет, что-то нет. Например, почти не играет правой ногой. То есть его игра ограничена бровкой. Кстати, в современной команде такую функцию выполняет в основном защитник.

В ЦСКА есть, кому сыграть по левой бровке. Это Щенников. Уход Жиркова даст ему больше свободы. В ЦСКА есть игрок, который может придумать примерно столько же, сколько раньше придумывал Жирков. И полсезона остававшийся вне состава. Это Дзагоев.

И, произнеся это, мы оказываемся перед простой констатацией факта: у ЦСКА есть все, чтобы играть без Жиркова. А лучше или хуже, покажут вещи, которые составляют футбольную профессию: задача тренера – перестроить, и задача игроков – сыграть. Вот и посмотрим. Вы хотели гарантию?

А вы, которые хотели гарантию, – вы можете себе представить (говоря, например, о «подготовленной замене»), чтобы футболист, способный Жиркова буквально заменить, – Жиркова, уходящего в лучшую лигу мира – сидел бы под ним на лавке и ждал своего часа?

В этом нет ни капли от спорта. А в том, что сложилось в ЦСКА с уходом Юрия, все – спорт.

В остальном интересных событий было мало. Много слухов о переходах. Забавляет вся дискуссия о переносе трансферного окна. Господи! Да дураку ясно, понимаете – кретину, камнедуму, последнему кривоголовому дуболому – что трансферный период в России должен начинаться, чтобы можно было дозаявить новичков на еврокубки.

Но нашлись люди, которые оказались менее сообразительными, чем подчиненные Урфина Джюса. Я их не назначал. И даже поименно не знаю. К чему мне об этом думать? Ни к чему.

Если умные возобладают, то сроки перенесут.

Что еще? Слухи о переходах? Им самое время. Они только начинаются. Не стоит заморачиваться; все успеем обсудить.

Что еще?

Так вот что главное. Футбол возвращается.

Айда смотреть.

Интересно.

P.S. Друзья, надеюсь, вы понимаете – в июле я буду писать несколько реже обычного. Пришло мое время отдохнуть. Скоро вернусь.