«Море волнуется раз», или футбольная фигура - замри
Новый обзорный материал по 22 туру РПЛ будет иметь акцент на тактико-статистические моменты, поскольку по судейству особых вопросов не было. Эпиграф же - аллюзия к фильму-лауреату от Н.Хомерики (https://video-preview.s3.yandex.net/9uFWQgIAAAA.mp4), в котором карма/судьба все время напоминает о себе, и намек на зафиксированное результатами тура расслоение команд по турнирным задачам.
Но в вначале - обзор Решений ЭСК и Судейскому разбору по предыдущему 21 туру к моментам, не вошедшим в наш обзор по нему. Сначала - претензия Краснодара на пенальти здесь

Решение судьи, что тут никакого фола нет, ЭСК поддерживает, но вот объяснение ниже всякой критики. Потому что с таким же основанием и болельщики Спартака могут сказать, что в их игре с Акроном Дмитриев сделал то же самое, что Макарчук, а Беншимол - то же, что и Батчи

но тот пенальти ЭСК оправдала. Если же обратиться к Правилам игры, то там для таких контактов есть точное определение - challenge (в русском переводе-борьба за мяч), когда ни один из игроков не владеет мячом (а значит и не имеет преимущества в борьбе), и их целью (в отличие от takeless - отбора) должно являться именно получения мяча себе. Но ни Батчи, ни Беншимол не стремятся получить мяч, они хотят получить касание по своей ноге. Именно это и называется «пенальти имени Комличенко», но почему-то в РПЛ судьи применяют такие Правила в основном к нынешнему железнодорожнику, и в рассматриваемом моменте - краснодарцу, а для игрока Акрона действуют уже другие правила.И что характерно, в Судейском обзоре есть еще один такой момент - с отменой пенальти на Джаваде в Махачкале

Неужели ЭСК теперь всегда будет так решать такие падения, или все - таки по «дилемме Раскольникова»: «Тварь я дрожащая или право имею»? Кстати, по логике Правил в таких контактах нарушения нет и со стороны атакующего и стремящегося заработать пенальти - это надо расценивать как игровой контакт без фола.
Первой же игрой тура стал матч Ахмат - Ростов. В котором карма/судьба повернулась спиной к Ахмату и Богосавцу после попытки убийства соперника от игрока Ахмата в прошлом туре.

Там Буланов простил Килиану, а тут, после удара коленом в голову от Ланговича (но в отличии от прошлой игры - не умышленного), Кукуляк и оснований наказывать ростовчанина не имел

серб потерял сознание и на реанимации убыл в госпиталь

Здесь сейчас будет просьба к читающим извинить автора, весь последующий разбор игр субботы, сделанный в воскресенье, был "потерян при сохранении поста» на сайте Спортса. Поэтому повторное рассмотрение будет коротким и поверхностным, заранее прошу прощения.
Сама же игра сложилась вполне ожидаемо для двух команд, ориентированных на высокий прессинг при потере мяча (PPDA обеих - чуть больше 6), и «автобус» при надежном контроле мяча соперником в блоках 5-4-1 у гостей и 6-3-1 у хозяев. Опасные моменты при таких схемах возникают только при стандартах, или кроссах в штрафную под удар головой. Хозяева в этом больше преуспели, забив после углового, а гости - нет, Голенков загубил супер момент при ударе с линии вратарской. Продвинутая статистика поэтому и не соответствует результату: xG 0,42-1,11, BigChance 2-4, xPTS 0,68-2,02, что совсем не удивительно для Ростова - у них уже «-8» очков от ожидаемых. И этот матч - единственный такой в туре.
ЦСКА и Динамо Мхч в следующей игре решали противоположные задачи, хотя подошли к игре в похожем настроении - после поражений в играх Кубка. ЦСКА должен был реабилитироваться за разгром в Краснодаре, а гости показать нерушимость своей игры от судейского произвола в СПб. Хозяева предстали без «бразильской защиты», сыгравшей прошлую игру «по бразильской системе», зато с Козловым - заменителем Глебова в определяющей развитие и завершение атак четверке полузащитников ЦСКА. И уже к 20 минуте подвигами нового героя Кармо повели в 2 гола. Правда почти тут же Лукин «привез» выход один на один к своим воротам, а Акинфеев запоздал с выходом на заброс за спину ЦЗ. Этот гол Агаларова сразу сбил атакующую игру хозяевам и до истечения часа игры ничего серьезного на поле не было - Гонду так же бесцельно бегал вокруг да около штрафной (за всю игру - один удар после углового с xG 0,06), а Баринов - тормозил развитие атак как своих, так и чужих. Замена этих двух «гениальных трансферов» на Мусаева и Поповича сразу игру ЦСКА ускорила, и Мусаев забил спустя всего 5 минут. По инерции еще пару быстрых атак армейцы провели, но результат 3:1 не изменился. По итогам этой игры Обляков повторил рекорд РПЛ по числу передач под удар за 2 игры подряд - 14 (6 с Балтикой+8 с Махачкалой). Поэтому разместим здесь коллаж с 3 из них: голевой при 1-ым, предголевой при 2-ом, и просто ключевой перед 3-им голом

К Фролову, судившему в поле, гости таких претензий, как к Кукуяну, предъявлять не будут.А продвинутая статистика по игре: xG 2,08-0,51, BigChance 4-1, xPTS 2,58-0,27,- просто идеально совпадает с результатом.
Краснодар - Пари НН оказался легко прогнозируемым по исходу матчем лидера РПЛ и одного из аутсайдеров.Уже на 3 минуте Са имел шанс забить с 3 метров (xG - 0,88), но удар заблокировал опорник НН. Где были защитники гостей при этом? Там же, где через 1,5 минуты и и через 5 - валялись на земле или упускали в зону между ними никем не опекаемого Кордобу, наконец прервавшего голевую засуху (в этом году - первые голы). Хотя иного от центра защиты Пари НН из Каккоева и Кирша, списанных за ненадобностью из дружественных гегемону клубов, ожидать было трудно. Хотя конечно самый эпичный фэйл допустил Кирш на 3 минуте второго тайма - упустил Кордобу дважды по ходу одной игровой фазы, выпустив под завершающий удар с xG - 0,54. И только после этого Шпилевский наконец заменил Кирша на основного ЦЗ Фаринью, что впрочем уже роли не играло никакой, результат был предрешен. Хотя шанс забить гол престижа гости получили - Сухой назначил пенальти за откровенный толчок в спину от Аугусто

но Лесовой переиграть Агкацева не смог - уже 7 отбитый пенальти у него из 11. Ну а завершил праздник для хозяев четвертый гол Кордобы на 84 минуте - и опять без какого-либо заметного противодействия от гостей. Итого колумбиец в этой игре забил 1/3 всех своих голов в сезоне - главное, чтобы не посчитал свою норму на сезон выполненной, никогда больше 14 он не забивал. Продвинутая статистика по игре: xG 3,42-1,11, BigChance 7-1, xPTS 2,72-0,18,- совпадает с результатом 5:0 почти идеально - не хватает только одного гола НН.
Очень похожей по сценарию на матч в Краснодаре оказалась игра Балтика - Сочи, хотя еще меньше года назад они почти на равных играли в ФНЛ, а перед сезоном в июле Сочи 2 раза обыгрывали команду Талалаева. На той же 5 минуте, что в Краснодаре, хозяева открыли счет после автогола Волкова, на той же 11 удвоили - после аута Бевеева и пары рикошетов Филин расстрелял ворота с 5 метров. Так результат игры был определен, хотя один момент спорный для судьи Матвеева был - Чивич грубо сфолил в конце 1 тайма и мог удалиться

но ВАР Абросимов не вмешался, а главный - ограничился ЖК. Зато вмешаться пришлось в конце игры - Солдатенков привез очередной (вроде 6 по счету) пенальти, рукой попав в лицо сопернику в абсолютно безобидной ситуации.

и сам пострадавший М. Петров оформил разгром гостей. Но этого оказалось мало - через 3-4 минуты Зиньковский остановил мяч под удар сопернику в своей штрафной, и получилось 4:0 в пользу хозяев. Ну а в добавленное время судья конечно «накосячил» - удалил за DOGSO Заику вот при таком нарушении

Наплевав на несоответствие момента минимум 2, а скорее всего и 3 из 4 условий для предъявления КК: расстояние до ворот (больше 50 м); расположение защитников (последний ближе к воротам чем атакующий; и скорее всего - вратарь завладел бы мячом раньше, чем до него добрался форвард. Но на итог эта ошибка никак не повлияла, жалко только, что для Матвеева эта дебютная игра оказалась такой неудачной в самом конце. Что же касается Сочи - похоже мы наблюдаем бесславный конец «проекта Чертаново» - их первый набор с Зиньковским, Ежовым, Солдатенковым и представителем последнего набора - Коваленко, под руководством их же ГТ Осинькина готовится к бесславному вылету в ФНЛ. Кроме многих миллионов для П. Андреева и тюремного срока для Н. Ларина он ничего росфутболу не принес. Хотя есть еще Глушенков и Умяров, но это - «второй призыв», и они не из отсеянных из молодежки U-21 Бушманова, а вполне себе из основы U-21 Галактионова и не слишком ли много потрачено денег на всего 2 игроков сборной РФ, причем далеко не всегда соответствующих ее уровню? И Пиняева с Салтыковым не надо вспоминать - пока они «на лавке» Локомотива.Продвинутая статистика по игре: xG 2,06-0,08, BigChance 6-0, xPTS 2,84-0,09,- совпадает с результатом, учитывая, что один из голов забит соперником.
Воскресный матч Оренбург - Спартак тоже оказался сложным для Шафеева и ВАР Москалева, хотя поначалу все выглядело легко и просто, особенно для гостей. Уже на 16 минуте фланговый проход Маркиньоса с переводом в полуфланг на Барко и завершающим ударом Гарсии принес лидерство в счете. А еще спустя минут 5-7 подоспел и второй гол - после похожей атаки, только с другого фланга и с завершением после скидки ЦФ назад. Литвинов положил красиво в верхний угол, но Гарсия чуть было все не испортил - вскинул вверх руки, обращаясь к судье после первого удара Литвинова, пришедшегося куда-то в район руки защитника, а мяч чуть было в руку Ливаю и не попал. Очень забавно выглядело на повторе, как он отдергивал руку, но касания мяча вроде не было.

Зато все впечатление от судейства было испорчено на 68 минуте, когда непонятно почему судьи проигнорировали игру рукой Маркиньоса. Вот два последовательных скрина, где в овале - мяч, а положение руки указано стрелками.

Движение руки в сторону мяча очевидно, а согласно Правилу 12, игрок должен быть наказан, если он - deliberately touches the ball with their hand/arm, for example moving the hand/arm towards the ball, что в русском переводе звучит как - осознанно касается мяча своей рукой, например перемещая руку навстречу мячу. И это - абсолютное условие, как и от кого летел мяч, значения не имеет,разве что силовое воздействие от соперника в виде толчка, задержки и т.п. может послужить причиной не назначения пенальти, но тогда это касание уже будет неосознанным. Да в Правилах важно каждое слово и определение, о чем обычный болельщик забывает, а судья - не должен. Шафеев похоже момента толком не увидел, а Москалев на ВАРе вполне может Правил и не знает. А сама игра после этого еще минуты до 70 сохраняла интригу, когда стало ясно, что 0:2 счет окончательный. Продвинутая статистика по игре: xG 0,69-1,42, BigChance 3-4, xPTS 0,75-1,98,- соответствует результату, хотя вроде на 1 гол хозяева наиграли.
Московская игра Динамо - Зенит ожидалась как центральная в туре, но надежд не оправдала. Хозяева играли совсем не активно - так за всю игру и не создали ни одного голевого момента, и забили из совсем не опасного положения - только один из 12 таких ударов по статистике достигает цели в РПЛ. Хотя и первый гол Зенита был совсем не обязательным - Расулов пропустил пусть и после хорошего удара Джона Джона, но головой и в ближний угол, так что xG удара был всего 0,06. Зато Соболев бил уже из самого опасного положения у обеих команд за всю игру. Но все равно, даже после счета 0:2 Зенит имел «на счету» всего 0,56 ожидаемого гола до 43 минуты. Но запредельная реализация - следствие самого дорогого состава атаки СБГ, и является делом обычным. Только в Оренбурге 2 недели назад это не сработало. Во втором тайме сначала гости создали 2 более-менее опасных момента с ударами Дивеева и Джона Джона, но забили только под самый конец игры - Глушенков пробил руки динамовского вратаря и установил окончательный итог 1:3. Продвинутая статистика по игре: xG 0,30-1,22, BigChance 0-3, xPTS 0,63-2,03,- соответствует победе гостей, но более скромной. К Иванову вопросов по такой игре со стороны проигравших быть не должно, а Зенит и так доволен.
Проходивший почти одновременно матч Крылья Советов - Рубин должен быть принести очки хозяевам по-любому: Рубин был должен очки за игру 1 круга между друзьями Рахимовым и Адиевым. Но Рахимова уволили уже, поэтому КС больше, чем на унылое очечко претендовать не могли. Артига с внутри российским раскладами знаком, поэтому атаковать не собирался, а Адиев в атаку никогда и не играл. Поэтому унылейшая игра всего с 3 ударами из штрафной на каждую команду и всего 1 ударом в створ на 2 команды логично завершилась 0:0. просто посмотрите на продвинутую статистику по игре: xG 0,24-0,21, BigChance 0-0, xPTS 1,20-1,14,- позорнейшие цифры, свидетельствующие о стопроцентном договорняке - сравните с цифрами Рубина в 2 предыдущих победных играх с Краснодаром и Локомотивом.
Последний матч тура Акрон - Локомотив анализировать не будем, т.к. болельщики Локо в нем не нуждаются априори, т.к. у них любое решение судьи «за» - правильное, «против» - не правильное. А болельщиков Акрона пока на Спортсе не встречал. Отметим только удаление Эшковала на 70 минуте, как идеальное применение Правила DOGSO Цыганком, в отличие от Матвеева с Сочи

И отмененный гол после назначенного здесь штрафного

- спорный судейский момент, стрелкой показан "наступ» Морозова на ногу Хосонова. Мы такие контакты считаем игровыми и не заслуживающими наказания. На школьных дискотеках девушки - подростки такие легче переносят при «медляках», чем футболисты РПЛ. Но по рекомендациям ДСИ (смотри например игру Ростов - Акрон и пенальти на Беншимоле), за такое даже пенальти ставят, а не то что голы при 5:1 отменяют. Продвинутую статистику по игре: xG 1,66-0,94, BigChance 5-1, xPTS 1,91-0,84, - интерпретировать можно только в одном ключе - победа закономерная, но разгромный счет - следствие провального дебюта вратаря Акрона Тереховского, пропускавшего все, что можно и нельзя.
В заключение перед паузой на сборные надо отметить - наконец в 4 туре после рестарта получилось более-менее нормальное судейство, но зато прочно сформировались «фигуры» противостояния в турнире: уже видно. что кроме Краснодара и Зенита за титул никто не борется; печальная фигура Сочи готова к возврату в ФНЛ; все остальное - фигуры с интригами местного значения из которых интересно разве что кто окажется выше в соревновании «заклятых» ЦСКА и Спартака.
Вся статистика с портала UnderStat.com, видео - с ЮТуб каналов РФС ТВ, Q sport, ТГ Матч.















