Много разных классико
Жду. Чувства распирают. Очень хочется поскорей. Но все удовольствие ожидания, конечно же, в том, что все случится в свое собственное время. В десять вечера. Вы только не путайтесь: десять – это у меня, а в Москве будет полночь.
«Барса» – «Реал». Я почти все свои такие матчи помню.
В первом «Реал» победил достаточно легко. Нынешний спортдиректор Миятович как раз играл... Это было осенью 96-го года, новый «Реал» создавался тогда молодым Капелло, казалось, на десятилетия. А получилось на пару лет: Капелло ушел, на следующий год его команда в разгон досталась Юппу Хайнкесу, и он с ней выиграл Кубок чемпионов. И как раз Миятович забил тогда победный гол, нынешний...
Ах, да.
А на следующий год я уже приехал на «Бернабеу». Вообще первая командировка моя была комментаторская, по-моему. Отлично помню, как удивился месту стадиона. Не на карте города, а в окружении соседних домов: он просто стоит в общем ряду, как одно из зданий, просто вот такое... Титаническое. Приехал в день игры загодя, но едва не опоздал, вообразите: очень долго искал место, где мне предстояло сыскать аккредитацию. Ходил вокруг и спрашивал по-английски, мне по-испански показывали в разные стороны, мобильного телефона у меня тогда не было, а знал я всего лишь, что это место располагалось где-то у башни, как се час помню, «С». Попал на позицию минут за двадцать в итоге.
Но матч был роскошный. «Барса» выиграла 3:2, и самый запомнившийся момент – противозаконный: Джованни, который забил там третий, кажется, барсин гол, бежал вдоль трибун и бил себя ладонью по локтевому сгибу. Посылал, в общем, всех. Его потом наказали. А запомнилось вот именно это.
Так в «Барсе» начиналась эпоха ван Гала.
В другой раз я видел игру своими глазами в конце зимы 2000 года. Я вообще тогда думал, что «классико» станет моим последним репортажем на Плюсе... Заканчивался год, как меня тогда выкинули из эфира, «Футбольный Клуб» закрылся, и я как раз решил послать все к черту и круто поменять жизнь. Добродеев начинал строить ВГТРК, тогда это казалось красивым и дерзким вызовом, мой ближайший друг, можно сказать, возглавил (чтобы не вдаваться в подробности) службу информации и позвал меня работать в «Вести». Спортканала тогда никакого не было еще. Но о том, что когда-то он может быть, говорили, как и еще о тысяче разных возможностей. И я решил уйти. Поехал в гости к Радиму в Испанию, начал успешно худеть, в общем, начиналась новая жизнь, а старая красиво заканчивалась комментарием «классико» вживую.
Ну, что я тогда никуда не ушел – это понятно. Но я и матч не работал. Почему? Да обычная для тех лет испанская история: они подводили баланс дважды в год – в канун матчей «Реала» и «Барсы», и если находился какой-то должок – немедленно грозились не дать матч. Вот и тут вышло, что пока с долгом разбирались, комментаторскую позицию уже нельзя было заказать. И мы с Димой Федоровым приехали на радимовской машине в Мадрид без особенных надежд попасть на субботнюю игру, а приехали в основном потому, что должны были встретить еще одного нашего друга. Он летел из Москвы на выходные и не знал, что пропуска на матч у нас нет и не будет.
Утром мы с Федоровым встретили Диму в Барахасе (это аэропорт), а Дима отступать не привык, и как-то тут же решили: ну и что, что нет билетов, щас пойдем и найдем спекулянтов. Нашли. Купили три билета за страшные для нас по тем временам (да, чувствую, что уже и по этим тоже) тысячу долларов. И весь день запрещали себе думать, что – а вдруг они поддельные.
Попали мы по ним на самые дешевые места – наверху за воротами. Но видно было поразительно. Как во главе стола сидишь. Волшебный матч; «Реал» вроде бы был не в великих силах, но разорвал «Барсу» 3:0. Я заодно пари выиграл, отбив примерно треть стоимости билета.
Волшебный был денек! Мы и не спали почти. А наутро ехали втроем в «Опель-Тигре», возвращаясь к Радиму в Сарагосу. Тесно, как анчоусам в банке. Федоров за рулем, а другой Дима – на заднем сиденье, скукоженно лежа. Его фамилия, кстати, Иванов. Он сейчас гендиректор «Динамо». Вот ведь как жизнь-то распорядилась.
Эх,много было разных матчей. Один из самых для меня долгожданных я не провел. Был наказан за что-то начальством. Отстранили меня тогда от всех комментариев на месяц, а от Лиги до конца сезона. И игру я пропустил – первую игру Фигу против «Барсы» на «Камп Ноу». Тогда было до матча решено, что Фигу не будет подавать угловые – слишком близко к публике пришлось бы подходить, а публика была в бешенстве. Комментировал Дяденька, а я смотрел у товарища в гостях. В тот день совпали классико и миланское дерби; вот мы подряд и смотрели.
Не забыть, как после того матча, матча ненависти к Фигу, все игроки «Барсы» подошли к нему в центре поля и обнимали. Так вместе они и ушли с поля... Игроки на многие вещи смотрят не так, как болельщики. И, по-моему, в большинстве случаев именно они бывают правы.
Что свист трибун? То же, что и овация. Суета сует.
Потом однажды классико совпал по времени с днем рождения моего очень близкого друга Степы. А день рождения Степы – это культовое мероприятие, и пропускать его нельзя, там собирается всегда вся компания наша, поголовно. Как быть? Я тогда провернул настоящую аферу, задолго сообщив плюсовской публике, что не буду работать классико. Потому что нельзя же, чтоб все время! Есть и у моих коллег, что сказать, и так будет по-честному... Это был матч в Барселоне, тот, который на время останавливался из-за беспорядков. Это там, кажется, свиную бошку на поле выбросили.
Кстати, матч выдался чуть ли не самый скучный за все время. А самая красивая игра, по-моему, получилась полтора года назад – 3:3 в Барселоне, с хет-триком Месси и блистательной работой Капелло на скамейке по ходу игры. Гути тогда здорово у Мадрида сыграл. И интересно было отчаянно с первой до последней минуты, и было все в той игре. За те годы, что я смотрю – лучшая игра. Для меня – однозначно.
Или вот когда «Реал» с «Барсой» в Лиге Чемпионов встречались, ответная игра была в Мадриде, я за девушкой одной ухаживал. Отбивал ее, ну, просто отбивал. И я знал, что она будет смотреть хотя бы начало игры. Сказал ей, что начну репортаж со слов только для нее. И начал так: «Я тебя люблю!» Потом какую-то историю придумал в эфире, вывернулся... Захватывающее было время в моей жизни. Очень счастливое. И с ней я тоже как-то побывал потом в Барселоне, показал ей любимый город. А потом мы расстались.
Много всякого было, в общем. Вот, пока писал, скоротал час в ожидании сегодняшнего матча. И вы скоротали, почитав да свои «классики» вспомнив.
Первый для меня матч будет, который своими глазами увижу на «Камп Ноу». До этого два раза был на «Бернабеу».
А вообще ведь каждый такой матч, как первый.
Скоро уж.
Ну почему же?
Умные люди говорят - лучше жалеть о том, что было, чем жалеть о том, чего не было.
Я - не жалею. Это было прекрасное время.
Прошу считать это моим пожеланием.
И я хочу чтобы вы прочитали это сейчас , в любимом городе,Барселоне, а не под новый год под ворохом запыленных открыток.
Жизнь продолжается.
Говорят, что природа на детях отдыхает. Пусть говорят.