3 мин.

Белоус ушел

Итак, Белоус уходит. Мне совершенно не верится в обнародованную версию. Это не версия, а смех один.

Юрий Белоус в последние дни своего руководства клубом говорил много и уверенно. О верности принятых решений, о временном характере трудностей, об удовольствии сотрудничества с Блохиным... О трансферах. О том, что достигнута договоренность с защитником Тураджи из «Фенербахче», он, по собственному признанию, «проговорился». Но нельзя проговориться одновременно трем изданиям. Наконец, следя за медиа-активностью Белоуса на протяжении всей его карьеры, будучи с ним знакомым больше десяти лет лично – я никогда не поверю, чтобы Юра, имея в виду хотя бы как вариант оставить должность по собственному почину, кому-то об этом не проболтался. Это невозможно просто.

В общем, тут ничто ни с чем не стыкуется.

Нет сомнений, что там что-то произошло. Имело место некое событие, которое стало причиной немедленного разрыва Прохорова с Белоусом. Причем вы имейте в виду, что Прохоров никак не самодур. У него большой и гибкий опыт спортивного мецената – баскетбольный ЦСКА же его проект. А там приходилось и терпеть, и тратить – много чего приходилось. Нет. Что-то произошло. Может быть, ссора, может быть, Белоус в чем-то нарушил правила внутренней игры. Потому что слабый старт «Москвы» – не причина для отставки менеджера. Его и сменить-то сразу некем, да и не поможет команде выйти из кризиса смена руководителя. Вероятнее даже, что помешает.

Но я хочу сказать о другом.

Очень легко перечислить ошибки Белоуса. А если иметь задачей позлословить, то это вообще непаханая целина – хватит на пяток колонок самым язвительным обозревателям. Одна идея сыграть матч чемпионата России в Лондоне чего стоит! Просто не знаю футбольного человека, который бы не ржал над этой идеей в голос; разве что Фурсенко всерьез принял, ну, да он уже одной ногой был в медиабизнесе. А там и не такие идеи прокатывают.

Но сейчас, когда Белоус уходит, явно шокированный своей неожиданной отставкой (он же не знал, что сказать, когда информация вышла на свет незапланированным образом; просто не знал!), стоит посмотреть на сделанное им. Взбалмошным, непоследовательным, иногда злобным. Он сделал клуб. Это вообще не каждому на долю выпадает, между прочим. С нуля. Я уважаю торпедозиловское прошлое «Москвы», но невозможно же отрицать, что с покупкой команды «Норникелем» у нее началась совершенно новая история.

Он придумал клубу имя и легенду, которые прижились. Дело, кстати, беспримерное, единственное в своем роде у нас. Собирал по крохам состав, осваивал отнюдь не в числе последних новые рынки – по Аргентине, во всяком случае, «Москва» поработала отменно, а кто и что оттуда появлялось до... Чем только ни занимавшийся в жизни человек, Белоус всегда тянулся к футболу – и одним из первых научился в нем зарабатывать. А выставка ежегодная его – «Футбол-маркет»? Когда все это начиналось, это же было единственное место, где российских футбольных людей серьезные люди учили самым актуальным премудростям. И сам он тоже учился. Никто ему ничего не подарил; сколько было таких вот, играющих в футбол с Тукмановым, знакомых с Колосковым, среднего достатка бизнесменов в середине девяностых; только он не стал веселым пьянчугой, он дорвался до серьезной работы и вложил в нее самое главное свое качество – гигантскую энергию. Каким бы он ни был – но он же и вправду двигал горы.

Он, на всякий случай, открыл нам тренера Слуцкого. Теперь он про него, правда, по им же самим придуманным причинам слышать не может... Но теперь, когда Белоус уже не босс, а просто человек с футбольным прошлым – к чему искать этому иные объяснения, кроме черты характера? А Белоус – человек неуемный. Он поверил Слуцкому, дал ему делать команду, а потом приревновал к успеху. Это все очень про него.

Его заносило. Звездило. Но кто из нас миновал эти крайности настолько, чтобы бросать другому упрек? Упреки были и есть, но это при встрече. Сейчас его эпоха закончена; учитывая неизвестную, но драматическую подоплеку стремительной отставки – не исключено, что и надолго. Тем не менее он кое-что сделал в жизни.

Только тот, кто ничего не делает – не ошибается.