Япония хочет выиграть ЧМ-2050 и захватить футбольную Европу. Как?
Как страна, в которой профессиональный футбол появился чуть больше 30 лет назад, первой отобралась на ЧМ-2026? Почему японские футболисты все чаще уезжают в топ-клубы Европы, а местные команды регулярно выигрывают азиатскую ЛЧ? И как сборная Японии стала одной из самых сильных на континенте?
Александр Журавлев провел две недели в Японии, чтобы во всем этом разобраться. С этим ему помогли комментатор японской J-лиги Виталий Ошовский и Кен, парень с русскими корнями, выросший в Японии и три года поигравший в Испании.

Как и когда появился футбол в Японии?
Футбол в стране развивается невероятными темпами. К началу 90-х в стране не было практически ничего – любительские команды и ужасные результаты сборной (ни одного выхода на ЧМ и 66-е место в рейтинге FIFA). Профессиональный футбол в стране появился только после создания J-лиги в 1993-м. Тогда для первого сезона с трудом набрали 10 клубов.
Несмотря на это, запускали J-лигу громко. Сразу пригласили нескольких звездных ветеранов: Гари Линекера, Дунгу и Зико. Последний особенно восхищался Японией и заявил, что «в прошлой жизни, возможно, был самураем». В нулевых Зико даже тренировал сборную и выиграл с ней Кубок Азии.
Сейчас даже самые проходные матчи японских команд в азиатской ЛЧ собирают полные стадионы. И связано это не только с успехами сборной, но и с грамотным менеджментом и искренней любовью к делу. Сегодня в Японии уже три профессиональных дивизиона и больше 60 клубов, которые охватывают почти все префектуры.
Футбол – самый популярный вид спорта в стране?
Пока нет. Но уверенно занимает на вторую строчку – уступают только бейсболу. Футбольных полей в Японии не так много. Бейсбольных площадок все еще заметно больше, да и битами по мячам бьют люди абсолютно разных возрастов. На третьем месте национальная борьба тяжеловесов – сумо.

Мощный импульс популярности футбола в стране дал ЧМ-2002, проведенный Японией совместно с Южной Кореей. Тот мундиаль с точки зрения географии был революционным – впервые турнир прошел не в Европе и не в Америке. Азиатских игроков за пределами родного континента тогда практически не знали.
Единственное исключение – Хидетоси Наката, настоящая суперзвезда японского футбола рубежа веков. Он достиг успехов в Европе – выиграл с «Ромой» скудетто в 2001-м, поиграл в АПЛ, а потом внезапно завершил карьеру в 29 лет. Наката ушел в модельный бизнес: участвовал в модных показах и снимался в различных промо-роликах.
К 2017 году японский чемпионат дорос до такого уровня, что права на показ «азиатской АПЛ» (так часто называют J-лигу) приобрел международный стриминг-сервис DAZN. Заплатили больше двух миллиардов долларов за 12 лет (порядка 175 млн долларов за сезон). В Европе, например, от бродкастеров больше получают только топ-5 лиги.

Японские игроки в Европе
Японцами в лучших лигах мира сегодня уже никого не удивить. Вот лишь некоторые из них: Такефуса Кубо из «Сосьедада», Ватару Эндо из «Ливерпуля», Хироки Ито из «Баварии», Такуми Минамино из «Монако», Каору Митома из «Брайтона», Рицу Доан из «Айнтрахта».
Если на ЧМ-2002 в составе хозяев было лишь четверо игроков из европейских клубов, то через 20 лет в Катаре – уже 19, абсолютное большинство. Некоторые команды из Старого света теперь сознательно делают ставку на японский костяк.
Например, у «Селтика» в составе сразу четыре японских игрока – Дайдзен Маэда, Хаято Инамура, Рео Хатате и Син Ямада. Это считается наследием Энджа Постекоглу – до прихода в клуб из Глазго австралиец удачно поработал в J-лиге и обратил внимание шотландцев на японских талантов.
Почему в топ-лигах ставят на японцев? Вот три причины
Японцы одержимы новыми знаниями. Когда в J-лигу начали приезжать иностранные звезды, за ними буквально ходили с блокнотами. То же самое происходило и на международных турнирах.
Каждый раз, когда Япония играет с большой сборной, тренеры и футболисты делают упор на то, чему они научились в конкретном матче. А стажировки в Европу и приглашение иностранцев на руководящие должности в местном футболе приветствуются.
Таким образом, европейские клубы помогают японским и на практике. Например, в создании новых академий.
Партнерство с клубами из Европы. В последнее время с азиатскими командами активно сотрудничает «Боруссия» Д. Есть партнерство с тем же «Селтиком», «Фейеноордом», «Сент-Трюйденом». Все они видят перспективу в японском рынке и вкладывают туда средства.
Да, клубы пока не самые большие, но гранды помогают строить кампусы и тренировочные поля, вывозят наиболее талантливых к себе в академии. В общем, Европа обменивается с Японией опытом, знаниями и деньгами.

Новая программа ДНК и низкая стоимость игроков. Смысл программы в том, чтобы каждый клуб лиги имел дубль и три команды юниоров: U-18, U-15 и U-12. В чемпионате действует довольно жесткий лимит на легионеров – не больше пяти иностранцев в заявке и максимум трое (+ один из Азии) на поле.
То есть, в каждом матче должны играть минимум семеро японцев. В J-лиге нет раздутых бюджетов и госденег, поэтому лимит считается благом. Клубы теперь гораздо больше доверяют молодежи.
Долгосрочная цель программы – наводнить японскими футболистами не просто околотоповые чемпионаты, а именно Англию, Испанию, Италию, Германию и Францию. С немцами пока получается лучше всего.

Этому помогает и то, что японцы из J-лиги недорогие. Лимит в Японии не привел к завышенным ценам «за паспорт». Даже наоборот: здесь решили, что чем раньше японские игроки будут уезжать в передовые футбольные страны, тем большему они научатся, а многие из них потом вернутся в страну с огромным опытом.
Отъезд молодежи всячески поощряется, а финансовой гонки за паспортистами, как в России, внутри чемпионата нет (вероятно, потому что нет госкорпораций, соревнующихся в футболе друг с другом). И если раньше европейцы в основном брали японцев 25-26 лет, то сейчас фокус переместился на игроков до 20 лет.
Европейские скауты могут найти в Японии бриллианты за смешные деньги – того же Митому брали в «Брайтон» за три миллиона евро, а недавно саудовцы предлагали за него 113. Такехиро Томиясу уезжал в Бельгию за 800 тысяч евро, а «Арсенал» заплатил за него 18,6 млн. Ито приобрел «Штутгарт» за 400 тысяч, а «Баварии» продал почти за 23,5 млн евро. И таких примеров много.
У японцев правильный менталитет. И вера в своих игроков
Японцы – фанатичные трудоголики в любой сфере, но среди футболистов это тоже проявляется. И к этому добавляется то, что все хотят успеха от местных игроков.
Даже в богатых клубах J-лиги приглашение именитых футболистов из Европы и Америки не стало самоцелью – как это случилось в 2010-х в Китае или сейчас в Саудовской Аравии. Микаэль Лаудруп, Христо Стоичков, Диего Форлан, Жо, Давид Вилья, Фернандо Торрес, Лукас Подольски и Андрес Иньеста – вот все большие звезды, которые когда-то заглядывали в местный чемпионат.
Сейчас в командах J-лиги нет селебрити-легионеров. В основном играют японцы и неизвестные иностранцы, которым платят весьма скромные деньги. Да, Иньеста зарабатывал в «Виссел Кобе» 30 млн долларов в год, но это имиджевая история и редкое исключение из правил. Большинство сейчас получает меньше миллиона в год.
У Японии есть программа развития. Цель – победа сборной на ЧМ-2050
Что важно знать об этой стратегии? Вот основные пункты.
Акцент – на обучение детей. По всей стране работает система учебных центров для юных футболистов разных возрастов. Самые талантливые попадают в главную Академию японской федерации.
Упор в обучении сначала на технику, тактика – только с 15 лет. Важно, чтобы тренировки были интересными, а ребята не бросали занятия. Похожим принципам следует, например, Испания.
Поддержка школьного и студенческого футбола. Чемпионаты среди учебных заведений очень популярны. Это уже некий аналог североамериканской модели. Путь «Школа – Университет – J-лига» в Японии даже более распространен, чем попадание в профессионалы через академии клубов.

Японцы берут лучшее со всего мира и адаптируют под свои национальные особенности. И, учитывая их трудолюбие и скромность, относиться к такой вроде бы фантастической цели, как золото мундиаля, стоит вполне серьезно.
Ну а 13 главных выводов, почему футбол в Японии становится все более популярным, вы можете посмотреть в полноценном фильме «Нефутбольная Япония» на МЯЧ Production.
Фото: Gettyimages.ru/Laurence Griffiths


















А школы и академии у них государственные или частные?
"Почти все перечисленные игроки в возрасте 24-27 лет"
Именно так и есть.
У них хорошие поколения СЕЙЧАС.
В ближайшее десятилетие, возможно, будут на вершине. ЧМ-2026, ЧМ-2030, ЧМ-2034.
А далее они покатятся под откос. Потому что хорошие поколения завершат карьеру, и мы увидим "германский сценарий", когда Клозе, Ламов и Подольских заменили клоуны в виде горецок, гнабрей и нмечей.
И это уже предопределено исторически. Вот ниже покажу эффективное сравнение:
Россия, 1995 год — 1364 тыс. рождённых детей.
Россия, 2025 год — 1175 тыс. Минус 13,85%. Заметно, но не критично, легко исправить при желании.
Япония, 1995 год — 1187 тыс. рождённых детей.
Япония, 2025 год — прогнозируемо 664 тыс. рождённых детей. Минус 44%. Катастрофа.
У России будут новые поколения футболистов. Кисляка и Батракова через 10 лет заменят другие.
А у Японии новых поколений не будет. Ибо обвал рождаемости вдвое. Просто будет некого набирать в футбольные секции.
История пишется медленно, но невозможно вернуться на 50 лет назад и всё переделать. Если 50 лет назад не родили детей, то это уже не исправить.
Видать на верном пути Страна восходящего солнца.