5 мин.

Почему я покупаю билеты у спекулянтов

Взгляд на километровую очередь в «Лужниках», которой мы, оказывается, можем теперь гордиться.

Я редко покупаю билеты – как правило, на больших ажиотажных матчах я так или иначе работаю и попадаю на игру по аккредитации. Но есть две истории, когда билет мне нужен. Это когда иду на матч в компании друзей или близкие люди просят. Не объяснишь же, что никакой специальной возможности разжиться билетами у меня нет; обидятся люди. И всегда, абсолютно всегда, вот уже больше десяти лет, несколько раз в год я покупаю билеты у спекулянтов.

Зачем подставили Виталия Мутко?

И в этот раз будет то же самое. Стабильность – то, чем наше государство действительно может гордиться.

Поэтому в качестве потребителя я не очень озабочен проблемой распространения билетов. Я просто не надеюсь ни на какие официально объявленные источники. Отправишься этой дорогой – дело закончится либо совершенно аналогичной потерей денег, либо потерей времени. Либо и то, и другое. Так какой смысл?

Накануне матча с англичанами система распространения билетов была снова изменена. Мне кажется, что поиск оптимального способа продаж — вещь сама по себе хорошая. Непонятно мне одно: почему, меняя варианты, РФС в лице я уж точно не знаю кого – не хочется все валить на доброе публичное лицо Виталия Леонтьевича Мутко – не попробует разобраться в элементарном приоритете.

Вот скажите, други: вам все равно, как называется организация, которая распространяет билеты? Мне – все равно. А не все равно мне другое: ясность механизма распространения. Прозрачность. Отчетность. То есть именно то, что сегодня отсутствует напрочь.

Туман полнейший. Через кассы прошло, как мы знаем, шесть с половиной тысяч билетов или около того. Кто сумеет мне объяснить: что здесь достойно отдельной гордости и кто надоумил бедного Мутко отправиться к телекамерам с рассказами о победе над спекулянтами?

Честные билеты были распроданы людям, отстоявшим на улице полночи, за один день. А после этого десять дней до матча все остальные, чертыхаясь, переплачивают более или менее официальным посредникам. В Интернете полно предложений – купи билет. Купи! Стоит 400, заплати 2000. Примерно такие пропорции. Спекуляцией в чистом виде это назвать нельзя, потому что не исключено: именно с итоговой цены платятся налоги. Может быть, государство свое от сделки и получает. А вот РФС – навряд ли. РФС, производитель зрелища, получит с номинала. Остальное заберет себе посредник.

ВОБ, открой личико!

Вам понятно, почему так получается? Мне непонятно. И сдается мне, что это неправильно. Может быть, я и ошибаюсь. Но где разъяснения официальных лиц? Каким образом это произошло, почему такая система считается нормальной? Нет ответа.

22 тысячи билетов для распространения получила организация под названием ВОБ. Всероссийское объединение болельщиков. Хорошо; болельщик – это у нас, может быть, каста какая-то? Есть болельщики, а есть неболельщики? Или появились какие-то болельщики-профессионалы?

ВОБ – организация, до сих пор не зарегистрированная, между прочим. Во всяком случае, ни у кого не удалось выяснить номер регистрации в Минюсте. Но это ладно; в конце концов, порядок регистрации у нас не для людей сделан. Мне интересно: почему организация, которая берется распространять 25 процентов билетов (она что, тендер выиграла?), не имеет ничего для этого распространения. Так кому билеты-то продаются? Как болельщику воспользоваться данной услугой? На сайте РФС нет информации на этот счет. Собственного сайта у ВОБа нет, эта организация, к слову, пока никаким образом не сообщила людям, что она, кто она и чем занимается. Как-то кто-то контролирует процесс? Кто-то позаботился о том, чтобы рассказать, как он идет?

В руководстве ВОБа есть представитель РФС Андрей Малосолов. Но любому мало-мальски знакомому с темой человеку ясно, что Андрей, человек с огромным фанатским стажем, де-факто является, скорее, представителем фанатского движения в РФС. В качестве контролера хотелось бы видеть человека независимого, способного оценить работу организации со стороны.

Это ВОБ вообще штука туманная. Организации де-юре еще нет, называется красиво, но пока, значительно раньше реальных дел, она уже получила самое сладкое – распространение билетов. Что было бы реальным делом? Ну например, создание юридической службы, которая занималась бы защитой болельщиков от всяческого произвола милиции. Мне ничего неизвестно о такой службе, я бы с удовольствием поучаствовал в рассказе о ее деятельности. Что еще? Мне кажется, что очень важен диалог с правоохранителями, открытый диалог, – потому что на 90 процентов проблема безопасности на трибунах заключается в непонимании правоохранителями происходящего. Вдогонку: я везде искал официальной реакции ВОБ на известный самарский баннер. Я не услышал внятного осуждения проявлений расизма на трибунах от ВОБ. Зато получил в свой адрес совершенно незавуалированную угрозу от одного из руководителей этой славной организации. Открыто, через прессу. Наверное, это тоже нормально.

Выброс прямой руки

Я прекрасно слышал, как была организована поддержка сборной на матче с македонцами. Одна из дебютных акций ВОБ. Может быть, я чего-то недопонимаю, но, по-моему, возглас «Слава России!», сопровождаемый выбросом прямой руки вверх и вперед, способен привести в ужас любого нормального человека. И не нужно говорить, что сходство с нацистским приветствием здесь сугубо внешне и поверхностно.

Мне случалось бывать на многих стадионах мира, но я не слыхивал, чтобы англичане поддерживали своих, к примеру, скандированием «Англиканцы!», а итальянские тиффози – криком «Католики!» Наша же сборная теперь играет под скандирование «Православные!» Кстати, единственным неправославным на поле в игре с Македонией был игрок сборной России Динияр Билялетдинов. Может быть, поэтому он настолько неудачно провел ту игру?

Девяносто процентов скандирований – на узконациональные или конфессиональные темы, и ни одного – ни одного! – которое объединяло бы действительно всех болельщиков, всю страну. Да это просто возмутительно! Наша страна многонациональна, в ней декларирована свобода религии. И наша сборная – это не сборная русских. Это сборная россиян. В ней играют и татары, и украинцы, и белорусы, и евреи, и вообще все. Даже один камерунец чудом не заиграл. Это просто стыдно, не говоря о том, что совершенно антигосударственно.

Но если мы уже решили, что можем гордиться системой распространения билетов, при которой сравнительно понятным образом расходится менее 10 процентов, то, видимо, и новой системой боления обязаны теперь гордиться. Слышали, татары? Это не ваша сборная! Так решил ВОБ. Болейте за кого-нибудь другого.

Колонка из газеты «Советский спорт»