13 мин.

Символическая сборная «Баварии» за 25 лет: Нойер, Мюллер, Роббери. Тренер – Хайнкес

Этот текст – часть сериала Спортса’’ об итогах первой четверти XXI века. Ранее мы составляли символическую сборную мира за 25 лет, а вот лучшие за это же время в «Реале» и «Барсе».

XXI век для «Баварии» — пожалуй, лучшее воплощение слогана Mia san Mia (Мы — это мы). Доминирование в Бундеслиге, три Лиги чемпионов. Принципы не менялись: владение, прессинг и инвертированные фланги. А когда отдельные тренеры отказывались от философии, Рекордмайстер терпел неудачи.

Мы выбрали схему 4-2-3-1, потому что с ней связаны ключевые моменты «Баварии» в новой эпохе. Луи ван Гал впервые использовал ее в 2009-м — тогда заложил основы будущих успехов и придумал, как сочетать Роббена и Рибери. Юпп Хайнкес и Ханси Флик с той же схемой оформили исторические треблы (сезоны 2012/13 и 2019/20). Наконец, сейчас она получает новую жизнь — уже при Венсане Компани.

Вратарь

«Ты можешь поймать сколько угодно мячей, но мы никогда тебя не примем», — такими плакатами фанаты «Баварии» встречали Нойера в 2011-м. Он пришел из ненавистного «Шальке», а в первом туре допустил ошибку, которая привела к голу и победе «Гладбаха». Ван Гал настаивал, что в рамке должен оставаться Томас Крафт, но боссы не слушали.

А потом Ману «засушил» восемь матчей подряд, превзойдя легендарного Оливера Кана, и все вокруг оттаяли. Этот рекорд стал первым из многих. Среди будущих: единственный вратарь в XXI веке, отыгравший на ноль и в финале ЧМ, и в финале ЛЧ.

Для мира Ману запомнится как смельчак и революционер. Для «Баварии» его игра ногами и рискованные спринты к центру поля всегда имели практический смысл. Они — пожалуй, главные винтики в мюнхенской машине доминации. Защитники признавались, что могут без страха задирать линию и штурмовать штрафную, когда знают, что сзади Нойер.

Это, конечно, не только про мастерское чтение эпизодов и техническое исполнение. В немалой степени — про поразительную ауру спокойствия.

В финале ЛЧ-2012 с «Челси», когда пришло время серии и штатные пенальтисты вроде Арьена Роббена отказались бить, Ману уверенно взял мяч: «Я не хотел в этом участвовать, но согласился, чтобы другие последовали моему примеру». И забил.

Правый защитник

Как думаете, кто самый умный игрок, которого когда-либо тренировал Гвардиола? Хави, Иньеста, Бускетс, Месси? Сам Пеп после работы в «Баварии» утверждал, что это Лам. А Карло Анчелотти говорил, что «не прочь иметь в распоряжении 20 лямов Ламов».

Филипп — плоть от плоти «Бавария». Он провел здесь всю жизнь и всякий раз был готов подстраиваться под требования. Провести два года в аренде в «Штутгарте», будучи «самым талантливым» воспитанником Херманна Герланда? Пожалуйста. Перемещаться с левого фланга обороны на правый и менять рабочие ноги? Легко. Стать первым в истории ложным фулбэком, то есть крайним защитником, подключающимся в полузащиту? Вперед. Что, теперь нужно переместиться в опорную зону и диктовать темп атак? Вы еще спрашиваете!

К набору бесконечных фокусов Лам также добавлял блестящие дальние удары и чистейшие подкаты. Факт: за всю карьеру Лам не получил ни одной красной карточки, а с сентября 2014-го по октябрь 2015-го вообще ни разу не нарушил правила в Бундеслиге! Сейчас таких не делают.

Жаль, что ушел рановато, даже не доработав свой контракт, всего в 33. Хотя вполне в духе немецких легенд.

Центральный защитник

Для многих первая ассоциация с Боатенгом — мемная. Тот самый момент, когда Месси уложил чемпиона мира на пятую точку в полуфинале ЛЧ-2015. Что ж, эта недооценка тоже символична для отношения к защитникам «Баварии» в XXI веке.

На деле Боатенг — один из лучших центрбеков поколения и единственный из них, ставший игроком года в Германии (2016). Может быть, он не всегда верно выбирал позицию и порой недостаточно плотно играл с нападающими. Но главная его сила была в другом — это блестящий длинный пас.

«Как только я отбираю мяч или получаю его от партнера, я сразу же пытаюсь отдать передачу на нападающего», — рассказывал Джером. При Хайнкесе Боатенг отрабатывал прием по 30-40 раз после тренировок, а Гвардиола вывел мышление Джерома на новый уровень и сделал дальние переводы ключевым элементом системы.

Гол, который принес «Баварии» победу в ЛЧ-2013, забит как раз после фирменного паса Боатенга на Рибери, который скатил на Роббена. Мы должны помнить Джерома именно по этому моменту, а не по мему с Месси.

Центральный защитник

Самая спорная позиция в нашей сборной.

Ближайшие конкуренты Демичелиса — Матс Хуммельс и Лусио. Оба, пожалуй, лучше как игроки, но провели меньше времени в «Баварии» и запомнились фанатам по выступлениям за другие клубы («Дортмунд» и «Интер»).

Вклад Мартина важнее. Аргентинец семь с половиной лет оставался в Мюнхене и был одним из игроков, олицетворяющих «Баварию» нулевых. На пике в 2008-м боссы Румменигге и Хенесс называли его игроком мирового класса и лучшим защитником лиги.

Последний штрих — грязная игра Демичелиса. За карьеру он заработал 110 желтых карточек и шесть раз удалялся с поля. Уже покинув «Баварию», Мартин принес немцам много радости, ведь именно с его ошибки Марио Гетце забил решающий гол в финале ЧМ-2014.

Левый защитник

Алаба — гений универсализма.

Лучше всего об этом говорит дебют Давида в 2010-м. Тогда номинальный центральный защитник вышел со скамейки на кризисную позицию левого латераля и вторым касанием сделал ассист на Франка Рибери.

За 12 лет в «Баварии» Алаба сыграл почти на всех позициях — кроме разве что правого защитника и нападающего. Пожалуй, главная роль — все-таки слева в защите, откуда Давид делал перекрывающие рывки под Рибери или смещался в центр ложным фулбэком. Блестящая левая нога и умение двигать мяч.

Именно с уходом Алабы в «Реал» в 2021-м многие связывают окончание золотой эпохи «Баварии». «Давид был важнейшим связующим звеном. Я такого раньше не встречал. Он посвящал команде всего себя, тем самым удерживая ее вместе», — рассказывал Леон Горетцка.

Центральный полузащитник

«Его менталитет всегда был особенным, – говорил о Киммихе тренер «Баварии» Ханси Флик в 2020-м. — Он на пути к тому, чтобы определять будущее этого клуба».

Прошло пять лет, и Йозуа играет больше матчей за сезон, чем Ману Нойер. Отдает за матч больше передач, чем целые команды-соперники. И, без преувеличения, является лучшим опорником с мячом в ногах в мире. Никто не двигает мяч лучше Киммиха.

Йозуа выбивается из шаблона хладнокровного «баварского» лидера вроде Нойера, Лама или Швайни. «Раньше он был очень эмоциональным, хотел побеждать и не мог принимать поражения. И от этого часто плакал», — рассказывал давний партнер Серж Гнабри. Даже сейчас Йозуа порой крайне эмоционален.

Но это и есть олицетворение современной «Баварии». Страстной, динамичной, постоянно рискующей.

Центральный полузащитник

В этой сборной Басти — почти ровно по центру (седьмой по счету). Ведь он, как известно, — сердце команды.

«У каждого из нас в воспоминаниях хранятся моменты карьеры Швайнштайгера, финал на «Маракане» в 2014 году. Он весь в крови, но сражается до самого конца. Воля к победе прослеживалась в каждом его движении», — восхищался экс-тренер немецкой сборной Йоахим Лев.

А победы долго не приходили. ЧМ-2006 — бронза, Евро-2008 — серебро, ЧМ-2010 — бронза, ЛЧ-2010 — серебро. Кульминацией стал промах в пятом пенальти в домашнем финале с «Челси»… Казалось, Басти повторит неудачливую судьбу великого Михаэля Баллака. Но Швайнштайгер вопреки всему стал одним из самых титулованных игроков в истории Германии.

Поворотный момент для Бастиана — когда ван Гал переквалифицировал его из вингера в центрхава, отдав на обучение цепному псу Марку ван Боммелю. Швайни сохранил тонкий пас, но добавил к нему навыки разрушения и тактику мелкого фола. И главное — от ван Боммеля он унаследовал чисто баварскую харизму лидера.

Правый вингер

Роббен перевернул новейшую историю клуба. До его прихода «Бавария» была одной из лучших в Германии. После — главный клуб страны. Три финала ЛЧ за четыре года, статус первого немецкого клуба с треблом и десятилетняя доминация на домашней арене.

Уникальность Роббена в том, что он обрел непредсказуемость в предсказуемом. Защитники хорошо знали, что он будет смещаться в центр и бить с левой в дальний угол — но каждый раз оставались в дураках. Арьен стал классиком роли инвертированного вингера, предвосхитив ее уличной игрой и обучившись у ван Гала.

Голландец забил, возможно, важнейший гол «Баварии» в XXI веке — тот самый победный в финале ЛЧ-2013 против «Дортмунда». Роббен пробил гениально, хотя и едва задел мяч. Тот катился в ворота очень медленно, словно нарочно, чтобы успеть все припомнить…

«Через боль, через «не могу», вопреки всему. Это часть игры. Эти эмоции, проработка, обучение, настойчивость, борьба. И в результате — победа», — озвучивал Роббен мысли в тот момент.

Атакующий полузащитник

«В моей команде Мюллер будет играть всегда», — изрек Луи ван Гал. Голландца из «Баварии» вскоре уволили, а вот Томас стал абсолютным рекордсменом по числу матчей за клуб.

Говорить о недооценке, кажется, уже не актуально, потому что все давно поняли: Мюллер покорил футбол интеллектом. «Его движения иногда кажутся грубоватыми, но они всегда верные и почти гениальные. У него свободный дух, он перемещается на поле как хочет», — подытоживал экс-тренер «Ливерпуля» Юрген Клопп. Мюллер будто научился опережать игру на пару секунд, чтобы сбалансировать технические огрехи.

Томас — главный весельчак от мира футбола. Правда, у этого есть и другая сторона. Бывший партнер Никлас Зюле отмечает: «У него нет кнопки выключения». А Швайни дополняет: «Я не видел игрока, которому удается так раздражать других на тренировках и на поле». Суть не так очевидна, но Мюллер объясняет все ментальными играми: «Чтобы снова и снова быть на вершине, приходится быть неприятным».

Левый вингер

«Мы словно выиграли в лотерею, когда его подписали», — объяснял ажиотаж вокруг фигуры Рибери великий Франц Беккенбауэр.

Франк выдал, пожалуй, два лучших сезона — 2011/12 и 2012/13. В год исторического требла Рибери был великолепен, Хайнкес нашел к нему подход и заставил отрабатывать по всему флангу. Француз до сих пор считает величайшей несправедливостью, что «Золотой мяч» тогда вручили Криштиану.

Рибери — очень похожий на Роббена игрок, во всех смыслах. Их дуэт, прозванный фанатами «Роббери», стал одним из главных факторов доминирования «Баварии» 2010-х.

Форвард

«Он использует обе ноги и хорош в воздухе. Невероятно тяжело опекать футболиста, который способен завершать любым образом», — говорил Жерар Пике, который считает Левандовского самым сложным оппонентом.

Левандовски давно стал королем штрафной площади. Работа со сверхатакующей парой Роббери прокачала его еще и как ложную девятку. Роберт выгодно отличается от остальных конкурентов за место в сборной, поскольку мастерски ведет мяч. В этом ему помогли тренировки еще в детстве с собакой: Лева бегал с ней наперегонки и отрабатывал дриблинг.

Роберт — лучшее воплощение «баварского» форварда, штампующего голы. Он второй лучший бомбардир в истории команды и первый — в Бундеслиге. А пента-трик за девять минут в матче с «Вольфсбургом» надолго останется уникальным достижением.

Тренер

«Честно говоря, работа Хайнкеса, то, как они давили физически… Они были очень агрессивны, это была лучшая «Бавария», которую я видел за многие годы», — рефлексировал Хави, проигравший мюнхенцам полуфинал ЛЧ-2013 в составе «Барсы».

Все игроки и эксперты описывают «Баварию» образца того года как сметающую все на своем пути. Хайнкес, в детстве мечтавший строить города, в высшей степени проявил архитекторский гений именно тогда. Юпп грамотно использовал фундамент Хитцфельда и ван Гала, нашел ключики к строптивому Рибери и мастерски ввел новых игроков.

«Вот что его отличает: он ожидает пунктуальности, дисциплины и концентрации. Вы видите его опыт и возраст, и вам не хочется его подвести. Просто делаете, что должны», — объяснял харизму Нойер.

Фигура Хайнкеса для Мюнхена — сродни доброму волшебнику-покровителю. Только в XXI веке он трижды приходил в «Баварию», всякий раз выручая при смене тренеров. Флик, выигравший второй требл, также отмечал влияние Юппа на свои идеи.