12 мин.

Сборная «Ювентуса» за 25 лет: Бонуччи и Роналду – мимо

Сериал Спортса’’ с символическими сборными топ-клубов в первой четверти XXI века доехал до финиша. Закрывает цикл итальянское супертрио: монументальный «Милан», сменяющий периоды «Интер»...

И теперь наконец «Ювентус».

Вратарь

Здесь и вариантов нет. Существование выбора на этой позиции – само по себе что-то вроде благотворительности от Джиджи. Он 17 лет был основным вратарем «Юве». Пожалуй, мог и больше.

Правый защитник

На самом деле «галактикос» в 2000-х было три: одни в Мадриде и настоящие в «Ювентусе» и «Милане». В отличие от «Реала», там суперзвезды закрывали и те позиции, на которых не требовалось бежать вперед.

Лилиан Тюрам – символ этой разницы. «Он лучший правый защитник последнего 10-летия, – анализировал Хенрик Ларссон в 2004-м. – Он всегда осведомлен об игре вокруг, спокоен под прессингом и прекрасно выбирает позицию для связи с партнерами. Он не оставляет форвардам ни пяди пространства для маневра».

Тюрам держал эту планку до самого ухода. Конкурентов у него нет. Но есть более атакующая альтернатива (на случай, если где-то в параллельной вселенной фантазия воплотится и эта команда выйдет на поле) – Мауро Каморанези с его дриблингом и безупречной отдачей.

Центральный защитник

«Ювентус» купил его за 300 тысяч евро по наводке Дель Пьеро. Бардзальи стал одним из лучших защитников мира.

В трио ВВС именно он был тем, кто никогда не подводит. У него не бывало плохих дней, он не терял концентрацию, всегда был предельно собран умственно и готов физически. Он был и выдающимся интерпретатором превентивной опеки, внедренной Конте, и безошибочным винтиком пассивной защиты Аллегри. На него можно было положиться в любой ситуации.

Центральный защитник

Здесь вполне мог быть Бонуччи. Он наиграл за «Юве» больше 500 матчей, носил повязку, набрал трофеев. Его имя стало частью глобального оборонительного бренда. Ему противопоказано разлучаться с Кьеллини или Бардзальи: Лео вне ВВС – футбольный сирота.

Выбор зависит от ракурса. Лео занимает в истории клуба намного более важное место, чем Фабио. Но сборная лучших требует лучших. Я выбрал того, кто во время игры за «Юве» задал планку не только для одноклубников – для всех центральных защитников отныне и впредь. Каннаваро середины 2000-х – один из самых высоких оборонительных пиков в истории. Если кто-то скажет иное, не верьте.

ВВС были министерством обороны. Фабио один был целым оборонительным департаментом.

Центральный защитник

Джорджо единственный из ВВС вышел на проектную мощность до знакомства с Антонио Конте. Ассоциация футболистов Италии называла его защитником года трижды подряд – с 2008-го по 2010-й. Он опережал Несту, Мальдини и Тиаго Силву.

С нового десятилетия профсоюз заменил награду другой – командой года. Кьеллини попадал в нее 5 раз. Параллельно он трижды оказывался в Команде года в Европе по версии ESM (европейских спортивных медиа). В 2021-м он все еще оставался непревзойденным персональщиком и одним из самых надежных защитников в мире.

Его пик уступает нескольким современникам – Ван Дейку, Бардзальи. Но на дистанции 10-летия никто не держал настолько высокий уровень так же стабильно.

Левый защитник

Марчелло Липпи однажды сказал Дзамбротте, правому полузащитнику, что теперь он будет левым защитником.

– Хоть вратарем, если за «Юве», – ответил Джанлука.

И стал одним из лучших левых защитников своего времени: быстрым, техничным, одинаково опасным с мячом под любой ногой и при этом цепким в защите.

Дель Пьеро и Недвед отвечали за вязь, часто смещались в центр, и Липпи требовался очень вертикальный и самодостаточный атлет, способный заполнить фланг и в одиночку доминировать на нем. Дзамбротта обладал редкой для футболиста способностью – держать максимальный темп на 40-50 метрах. Те немногие, кто выдерживал скорости, уступали темпу. Остальные проигрывали выдающейся выносливости: итальянец спамил рывками с первой до последней минуты – ни передышки, ни пощады. Мало кто вывозил его спринты. В 31 год он все еще играючи съедал ускорения пикового Роналду.

Дель Пьеро был первой десяткой, которая нашла место в изменившейся тактике, и задал направление остальным. А Дзамбротта предвосхитил появление крайних защитников, которые занимают весь фланг в фазе владения и превращаются в вингеров в позиционной атаке. При нем левый фланг «Юве» мог развалить кого угодно.

Реджиста

В 2011-м футболист Андреа Пирло забился в темный угол, чтобы тихо умереть. По крайней мере, так думали в «Милане».

Вместо этого Пирло стал ключевой деталью туринского возрождения и еще четыре года (до 36 лет!) преподавал континенту искусство управления игрой. Его мастерство задало планку исполнительского совершенства. Он раздавал длинные передачи с точностью, недостижимой даже для Бекхэма. Его штрафных боялись почти как пенальти. Незадолго до перехода Андреа разгадал секрет Жуниньо Пернамбукано и на его основе создал собственную ударную технику. Ее прозвали «Проклятие»: опорник реализовал 15 стандартов всего с 98 попыток.

Пирло вышел на пик раньше, чем оказался в Турине. Но именно в «Юве» утвердил золотой стандарт для распасовщиков всех времен. 

Полузащитник

Природа отмерила Видалю столько здоровья, что хватало на тренировки Конте с похмельем после бессонной ночи. Наверное, вне Турина он таким и запомнится. Но для ювентини он больше чем сгусток неуправляемой энергии. Артуро был образцом игры от штрафной до штрафной и давал все – интенсивность, объем, качество – в обеих фазах. Кроме того, забивал. Конте до сих пор не нашел никого, кто бы атаковал вторым темпом так же умно и яростно. Чилиец был совершенным полузащитником-диверсантом его модели.

Это совершенство побудило тренера сменить схему и оказало решающее влияние на несколько судеб. Благодаря Видалю в карьере Конте появилась 3-5-2, а в истории «Юве» – ВВС.

Альтернатив две. Эдгар Давидс, питбуль с ногами фристайлера, и вечно недооцененный Клаудио Маркизио, ремесленник в лучшем значении слова: полузащитник, способный любую работу превратить в свое ремесло – атаковать вторым темпом так, чтобы его называли итальянским Лэмпардом, или раздавать мячи перед защитой на уровне, достойном сравнений с Пирло.

Полузащитник

Павел пришел на место Зидана. Тем, кто не застал то время и помнит обоих только по громкости имени, сказанное покажется странным, а следующее вовсе невероятным, но тем не менее: никто в Турине ни разу не пожалел о размене. Зизу был великолепен. Недвед – лучше.

У чеха не было такой техники и креатива. Но он был быстрее, нацеленнее, пробегал за матч больше, чем Зидан за сезон, и не зависел от настроения. Его феноменальный удар был брендом эпохи не меньше легендарной рулетки. Никто не знал наверняка, левша Недвед или правша. Даже он сам. Он просто лупил с обеих ног с любой дистанции – с разрушительностью артиллерийского залпа и точностью винтовки. Один из таких выстрелов однажды вывернул вратарские руки и влетел в сетку, когда казалось, что уже отражен.

И он всегда был готов. Недвед тренировался один, когда остальная команда разъезжалась, но этого было мало: он организовал спортзал дома и добавил еще одно занятие – ночное. А рано утром, едва проснувшись, бегал по холмистому лесу наперегонки с вепрями (это не шутка, есть свидетельства).

Когда его спрашивали об этом, отвечал: «Мне нехорошо, если к вечеру остались силы».

Зидан был послом элегантной игры, одним из последних представителей Эпохи Изящества. Недвед предъявил миру типаж атлетичного универсала. Со временем почти все стали такими, но Павел до сих пор один из лучших, если не самый. Только Гаттузо так же часто, как он, играл на пределе возможностей. Но возможностей ему отмерили меньше.

На пике он получил один из самых бесспорных «Золотых мячей» – в тот печальный год, когда пропустил финал ЛЧ из-за глупой желтой карточки. Без него «Ювентус» проиграл по пенальти, а Павел произнес фразу, из-за которой всегда будет особенным в памяти ювентини: «Если б я мог отказаться от «Золотого мяча», чтобы сыграть в финале – отказался б не думая».

Фантазиста

Лучший Дель Пьеро остался в прошлом столетии.

Ухудшенный Дель Пьеро – это несколько номинаций на «Золотой мяч» и место в топ-10, первый бомбардир и лучший игрок Италии в 34 года, регулярные попадания в пятерку лучших в Серии А по гол-пас и 198 мячей за «Ювентус» в новом веке. При том, что травмы украли не один месяц. Капелло – вовсе два года.

Ухудшенный Дель Пьеро – это 1,2 голевых действия за 90 минут в сезоне-2002/03, второй результат в топ-лигах с небольшим отставанием от пикового Анри.

Это 130 минут на гол в Лиге чемпионов-2008/2009, почти вдвое лучше Роналду, действующего обладателя «Золотого мяча».

Это скудетто, выигранное ассистом ножницами через себя.

Але не был лучшим игроком мира, как до травмы. Но остался лучшим вторым форвардом.

Нападающий

Давид был безупречно скоординирован и точно знал, в какой точке штрафной окажется мяч. Лилиан Тюрам говорил про него: «Кажется, у Трезеге есть магнит, который притягивает мяч».

Остальное он не умел, но ему и не нужно было – ни бежать, ни обводить, ни бороться или пасовать. Давиду нужен был только мяч поближе к штрафной. Все, что решалось одним касанием, он решал. Иногда казалось, что в одно касание он может решить вообще все: эпизод, матч, турнир, судьбу следующего президента во Франции и экономические проблемы в Аргентине.

В эти 25 лет туринцы удачно собирали лучших завершителей нового века – Игуаина, Роналду. Трезеге, самый забивной иностранец в клубной истории, сильнее всех.

Тренер

Самый успешный тренер «Ювентуса» в новом веке.

Липпи намного выше уровнем, но лучшее оставил прошлому столетию. Конте ограничился доминированием в чемпионате. Да, вернул «Юве» скудетто. Но Аллегри вернул величие.

Второй цикл многих отвернул от Макса. Но я за то, чтобы нас судили по нашим лучшим дням, а не по худшим.

🔝 Все сборные топ-клубов за 25 лет – здесь

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка