8 мин.

Мы, единомышленники

Друзья мои! Ответьте на один вопрос. И не мне. Ответьте на него себе. Или, если хотите, не отвечайте; махните рукой и отойдите тогда, пока у меня есть, что сказать (потому что тогда вам просто не будет интересно, и вы потеряете время).

Договорились? Ответите? Ну, спасибо! Так вот я его задам.

Внимание!

Скажите, пожалуйста, кто вам обещал победу над сборной Испании?

Причем давайте не путать... Именно обещал. Не говорил, что «поборемся», не утверждал, что «есть шансы», не напоминал, что испанцы горшков не обжигают, то есть – что они не боги, а люди из мяса, жил и массы иных увлекательных субстанций, в том числе соплей...

То есть я могу ответить на этот вопрос. Обещали вам это рекламные щиты на дорогах. Обещали вам это бодрые ролики на телеканалах и радиостанциях. И еще обещал вам это, друзья мои, ваш удобный диван, на который к вам, сидящим в удобной позе, из телевизора сваливаются в последнее время одна победа за другой. И получается, что мы-то с вами все сделали для победы: взяли четыре пива, сели на то же самое место, соблюли какие-то важнеющие приметы, типа – встали с левой ноги, а войдя домой, сняли ботинки, не развязывая шнурков...

Стало быть, мы-то все сделали, а она (победа) не пришла. Обман... Сволочи... ПОЗОР!!

И утрирую я только самую малость.

Знаете, у нас на Плюсе есть передача «90 минут». Многие знают. Это такой дискуссионный клуб. В иные дни, когда особенно трудно обсудить вечную тему «отчего в «Спартаке» не играет Егор Титов», мы там говорим о сборной. Причем, поскольку это происходит более или менее интенсивно, опытный зритель всегда знает вектор мыслей – кто будет «за», а кто «против». Так вот одно заурядное происшествие в этой передаче произвело на меня сильнейшее впечатление; а именно – когда в предпоследней накануне Евро передаче все, как один (Юра пустил вопрос по кругу), и критики-истерики, и критики-конструктивисты, и ура-поддержщики, и ехиддинкомышленники (по-моему, блестящий я придумал неологизм), cовпали в ответе дословно: успехом для сборной России будет выход из группы.

Вот. А о том, где играть Жиркову, спорили до смертоубийства. А Хиддинка кто-то считает мессией, а кто-то – мошенником. Остальные между... А в ответе – сошлись. По-моему, это вышло красиво...

Так что вот, друзья мои. Я уж не знаю, кто вам обещал там победу над Испанией. Может быть, Роман Широков, известный свободой мысли – но опять же вы сами, друзья мои, виноваты в том, что принимаете Романа за Цицерона. БОльшую ошибку вы допустили бы только, если сочли бы Цицерона игроком сборной, скажем, Колумбии. А дело Романа Широкова – играть, а не говорить. Сыграл он вчера говенно. Для тех, кто не понял, или для тех, кто подумал, что вырвалось, повторю: сыграл Роман Широков вчера говенно. И не только он. Но может сыграть по-другому (и других это тоже касается). И мы это знаем, и он это знает. А потому все мы посмотрим на его следующий матч.

Так вот. Не знаю, кто и что, а мы, ехиддинкомышленники, отрицали, что со сборной произойдет чудо по мановению волшебной палочки – мы ждали работы. Мы, ехиддинкомышленники, обещали вам что-то, созвучное известной формуле – кровь, пот и слезы мы вам обещали. Наша команда, если оставить за скобками Австрию, слабейшая на турнире по всем объективным показателям, известным к началу соревнования. То, что я вижу сейчас, вполне соответствует моим ожиданиям. Я вижу, как обновленная сборная России рождается в муках, в крови и в поту.

Значит, роды проходят нормально. Мне неинтересно разговаривать с теми, кто ждал от сборной выигрыша Евро. Мы просто говорим на разных языках. Мне неинтересно разговаривать с теми, кто стенает по поводу разгрома – этим звучным словом описывается поражение в три мяча. Потому, что накануне, к примеру, разгрому была подвержена сборная – чемпион мира. И разгром в первом матче сам по себе ничего не означает, потому что осталось еще два. Да и если кому-то нравится акцентировать внимание на счете, то мне вот как раз нет, потому что счет мог быть любым, и Фабрегас забивал из офсайда, а важна картина игры и реальная причина поражения.

Реальная причина поражения заключается в том, что подавляющее большинство игроков нашей сборной не привыкло играть с соперниками уровня Евро. А именно – они не привыкли к тому (негде было), что любая ошибка может влечь за собой немедленное наказание. А это ровно то, что случилось с нами в матче с испанцами. Потому, что тот же Роман Широков (мой любимый игрок в нынешнем сезоне, к слову) должен понимать, что это у нас он может через два раза на третий пасовать вперед в молоко – потому что мало кто из соперников вообще думает о контратаках, не говоря уж об умении в секунды ее воплотить. И он должен понимать, что это по итогам матча чемпионата России, если он один раз привез гол себе, а потом поучаствовал в голе в ворота соперника, журналисты ежедневных газет поставят ему все равно высокую оценку, поскольку он «отмазался»; а здесь между моментом ошибки и моментом отмазки проходит вся игра, и в этот промежуток времени она безнадежно уходит. И отмазка не стоит вообще ничего – с точки зрения результата.

Потому, что наши игроки отлично умеют придумывать что-то хорошее. Комбинации там, пасик туда-сюда... Они не умеют другого: НЕ ошибаться. Их именно за это наказывают. Посмотрите послематчевые слова Арагонеса, он говорит ровно о том же.

За несобранность свою ответили. Как и говорилось перед матчем: сумеем сами сыграть, как надо – соперник нам не страшен. Так вот, друзья мои: не сумели.

Не надо думать при этом, что мы, ехиддинкомышленники, оставляем за скобками тренера. Я думаю, что и Хиддинку точно есть о чем подумать по итогам этого матча. Он тоже нервничал и тоже допустил ошибку, которую мне трудно оценить иначе как эмоциональную. Замена Быстрова была ошибкой. И не потому, что он не вошел в игру; этого заранее знать было нельзя. А вот почему. Быстров – игрок простора. Его дриблинг построен на наличии свободного места, он должен пробросить мяч и убежать. Испанцы во втором тайме перестрились на игру сугубо от контратак, уплотнив защитные построения. Ошибка Хиддинка заключается в том, что он выпустил Быстрова сразу после перерыва. Не случайно на высоком уровне замены в перерыве – уже реликт: в подавляющем большинстве случаев тренер берет минут несколько второго тайма, чтобы посмотреть, не поменял ли чего соперник. Вот матч наших с испанцами – яркая иллюстрация того, зачем это нужно. Быстров вышел не к месту и не вовремя.

Можно обсудить (однозначного вердикта у меня тут нет), почему заменен был Семшов, а не Билялетдинов, который с 65-й примерно минуты почти встал, а в концовке очевидно хромал – сводило ногу. Но здесь я допускаю, что Хиддинк хочет что-то Динияру показать. Дескать – вот, смотри, я на тебя рассчитываю, а ты готов не лучшим образом. Дело в тебе, исправить можешь только сам – вот что-то типа этого. К слову, пока Билл был в тонусе, играл он здорово, и, в частности, очень прибавил в самом тревожном (по контрольным матчам) компоненте: прекрасно взаимодействовал с Жирковым. Не закрывал ему фланг, помогал и средней линии, и Юрию.

Испанцы использовали наши ошибки. Мы их – нет. У них тоже была изначальная слабость: невооруженным глазом было видно, что приличный был там у них мандрыкин в коленках, что колотовкин беспокоил их. Не нас они боялись, это для ура-патриотов; ответственность, завышенные ожидания Испании-мамы... Вот забили бы мы первыми – и по-другому все б пошло. И ведь игра была под это заточена. Мы атаковали ничуть не хуже, да и лучше мы атаковали. В первом тайме... Просто теперь это уже неважно.

Кстати, еще кой о чем неважном. Вот играли мы тот первый тайм. Неплохо. У кого с воображением нет беды, представьте себе, что было бы, имейся у нас в этот момент на поле, а не на скамейке, Андрей Сергеич Аршавин. Ну, думаю, атак было б на парочку больше, да и гол, скорее всего, мы бы заковыряли. А почему нет у нас Аршавина? А вот все из-за той же мелочи. Точно так же мелочево и Широков пас отдавал в первом тайме вперед, и Колодин забыл первым касанием у Торреса мяч выбить, Зырянов так у нас угловой организовал в концовке первого тайма, когда все в штрафную пришли, а он мяч сопернику выкатил, Анюков так же у нас отвернулся от вбрасывавшего в аут партнера, и Адамов отдал выдающийся пас в аут, а, между прочим, с этой потери голевая атака пошла. Нет мелочей, нет. В этом класс – в понимании этого. Сегодня ты бьешь по ноге никчемному андоррцу, а завтра ты не играешь в важнейшем турнире – вот из-за этой мельчайшести.

Все нормально. Проиграли. Ничего не случилось; хохлы два года назад проиграли испанцам 0:4 – и потом играли в четвертьфинале. Мы видели игру шведов с греками; это совсем другие команды; не отличающиеся ни скоростью испанцев, ни их мастерством. С этими нам будет проще – при том же условии: мы должны не допустить ошибок и сыграть в свой футбол. Стартовый матч показал наглядно, что свой футбол у нас есть. Просто играть в него надо увереннее, забивать надо вовремя и сзади лицом не щелкать.

Хиддинк за вас, друзья игроки, этого не сделает. У него своя работа.

В общем, Шаррапов, не распускай сопли. Тут Евро, а не институт благородных девиц. Те, кто кричит, что им уже все ясно, могут идти домой. Мы, ехиддинкомышленники, подождем и посмотрим, как сборная поборется. Лоск стерт, земля снова под ногами. Мы добьемся своего только кровью, потом и соплями. Кто не готов – шаг в сторону. Кто с нами – играйте в футбол.

Ничего больше от вас не требуется, ни за что больше с вас не спросят.