Обладатель вечного рекорда Англии, кумир Бобби Робсона и герой рисунка Джона Леннона. Забытая легенда «Ньюкасла»
Вопрос, который можно услушать в английском паб-квизе, и на который почти никто не может ответить.
Кто из легионеров, рожденных за пределами Англии, является рекордсменом по количеству голов в высшем дивизионе английского футбола за один сезон?
Эрлинга Холланда отметаем сразу – он родился в Лидсе. Анри? Роналду? Салах? Нет, нет и нет, хотя египтянин со своими 32 голами в сезоне 2017-18 подошел близко.
Правильный ответ – чилиец Хорхе (известный в Англии как Джордж – так и буду его дальше называть) Робледо, забивший 33 года в сезоне 1951-52.
Из самого засушливого места в самое дождливое
Робледо родился в 1926 году в Икике, рядом с чилийской пустыней Атакама — одного из самых сухих мест на планете – там выпадает всего 15 мм осадков в год. В возрасте шести лет он переехал в Англию, графство Йоркшир, где такое количество осадков может выпасть за пару часов.
В день отъезда, когда вся семья была уже на пассажирском лайнере «Рейна дель Пасифико», отец Робледо вышел на берег, якобы за сигаретами – больше они его никогда не видели. Семья, уже без отца, осела в Йоркшире, и Джорджу пришлось быстро повзрослеть, заботясь о своих двух младших братьях, Теде и Уолтере. В конце Второй мировой войны он начал работать на угольной шахте.

В редкое свободное время, когда он не работал на шахте и не присматривал за братьями, его можно было увидеть с футбольным мячом. Во взрослую команду «Хаддерсфилда» ему пробиться не удалось, и в 1946-м, когда ему было 20, он подписал контракт с другим йоркширским клубом – «Барнсли» – и только после этого он смог позволить себе оставить работу шахтера. С «дворнягами» он наколотил 45 голов в 105 играх и стал местным героем. Там же, в «Барнсли», играл в защите его младший брат Тед.
Кумир Бобби Робсона
Вскоре другие клубы начали проявлять интерес к старшему Робледо – им интересовались «Тоттенхэм», «Шеффилд Юнайтед» и «Шеффилд Уэнсдей». «Ньюкасл» выиграл борьбу за его подписание в 1949 году, заполучив как Джорджа, так и его младшего брата Теда. Вообще, «сорокам» нужен был только Джордж, но тот отказался переходить без брата.
В 1950 году Робледо блистал в составе сборной Чили на чемпионате мира в Бразилии, став первым небританским или неирландским игроком лиги, сыгравшим против Англии, когда две страны встретились лицом к лицу на «Маракане». «Три льва» выиграли 2:0, а Робледо попал в штангу со штрафного с 30 метров. А затем Джордж забил гол в победном матче против США. Впрочем, ни Чили, ни Англия не смогли выйти в финальный раунд – уступили это право Испании.
Год спустя Робледо стал первым небританским и неирландским игроком, сыгравшим в финале Кубка Англии, когда «Ньюкасл» обыграл «Блэкпул» на «Уэмбли» благодаря дублю напающего Милберна.
В сезоне 1951-52 Робледо забил 39 голов во всех соревнованиях, 33 из которых – в лиге. Это было сильное достижение, учитывая, что он был не столько нападающим, сколько атакующим полузащитником. «Мне казалось, что он с другой планеты, из другого мира», – позже скажет Бобби Робсон. «Он был классным парнем – компактным, надежным игроком, бомбардиром. Он играл под центральным нападающим – видел навесы и врывался в штрафную».

«Он очень много работал, умел разворачиваться с мячом и отдавать хорошие пасы. Он был чем-то похож на Алана Ширера – крепкое телосложение, хорошие ноги и сильные бедра. Он был активен, играл на половине поля соперника и отлично играл головой. Большинство моих кумиров были игроками «Ньюкасл Юнайтед», и в моих глазах нет никого лучше и значительнее Джорджа Робледо», – говорил Робсон.
Гол в финале кубка – на обложке альбома Джона Леннона
Из 39 голов в том сезоне главным стал тот, который он забил в финале кубка против «Арсенала» (1:0). Разумеется, чилиец стал первым южноамериканцем, забившем в финале старейшего футбольного турнирного планеты.

Но делает этот гол историческим даже не этот факт, а то, что он увековечен тем, кто не был был замечен в любви к футболу – Джоном Ленноном.
Выросший в Ливерпуле, будущий «битл» увидел в газете фотографию Робледо, забившего победный гол в финале Кубка Англии 1952 года, и решил нарисовать свою собственную версию этого момента. Спустя годы, когда пришло время выбирать обложку для своего сольного альбома 1974 года «Walls and Bridges», Леннон обратился к своим детским рисункам. Среди них была и реконструкция победного гола Робледо.

Существует множество разных историй о том, почему Джон Леннон мог нарисовать эту картину», — говорит Элизабет Робледо, единственный ребенок Джорджа, живущая в чилийском приморском курорте Винья-дель-Мар. «Некоторые говорят, что ему нравился номер девять [который носил на рисунке товарищ по команде Робледо, Милберн], а другие — что-то другое».
«Но он нарисовал гол моего отца – и не просто гол, а победный гол в финале Кубка Англии. Что-то заставило его сохранить эту газетную вырезку, а затем превратить ее в картину. Зная, что Джон Леннон нарисовал этот рисунок, когда рос в Ливерпуле, месте, куда мой отец впервые приехал в Англию из Чили еще мальчиком, это делает его еще более особенным для меня. Я очень горжусь своим отцом».
За «сорок» Робледо забил 86 голов в 142 матчах, и почти полвека это будет рекордом для легионеров – пока его не побьет Дуайт Йорк.
В 1953 году, желая путешествовать и восстановить связь с Чили, Робледо решил покинуть «Ньюкасл» и подписать контракт с «Коло-Коло», крупнейшим клубом своей родины, где он забьет примерно столько же, как за «Ньюкасл».

Джордж оставался в Чили до конца своей жизни, прежде чем умер от сердечного приступа, вызванного многолетним курением, в возрасте 62 лет в 1989 году. На его похоронах улицы Сантьяго и окрестных городов были заполнены скорбящим.
В Англии же смерть Джорджа почти не упоминалась в британских СМИ. Но его никогда не забывали те, кто видел его игру за «Ньюкасл». «Он был замечательным человеком и замечательным игроком – нам очень повезло, что он был с нами», – говорит Питер Донаги, болельщик «Ньюкасла» с 1949 года. «У нас было много великих бомбардиров за эти годы, таких как Джеки Милберн, Энди Коул и Алан Ширер, но Джордж был ничуть не хуже любого из них. Более того, он был даже лучше, потому что умел не только забивать, но и создавать голевые моменты. Никогда не будет другого Джорджа Робледо».
«Открытки из Сантъяго»
Спортивный журналист Спенсер Винс услышал о рекорде Робледо на квизе в пабе и решил, что хочет написать о футболисте книгу. «Он был первым южноамериканцем, выигравшим Кубок Англии, он был первым южноамериканцем, забившим гол в Кубке Англии. Он был первопроходцем и заслуживает того, чтобы его отметили».
В этом году книга «Открытки из Сантъяго» была презентована в главном фаншопе «Ньюкасла» – в честь этого из Чили приехала дочь Робледо Елизавет.

«Забавно думать, что сейчас в Англии играет так много зарубежных звезд, а мой отец был первым из них», — говорит она. «Хотя он родился в Чили и играл за сборную Чили, мой отец очень гордился тем, что вырос в Йоркшире и начал свою карьеру в «Барнсли». Он всегда говорил, что самые счастливые годы он провел, играя за «Ньюкасл». Англия и Британия всегда были в его сердце. Он был счастлив в Чили, но часть его никогда не покидала Англию».
Этот пост – адаптация статьи FourFourTwo : Better than Salah, Suarez and Ronaldo, the Chilean miner wracked by family tragedy who became English football’s first overseas star
Фото из открытых источников
Еще больше английского футбола, истории и юмора в моем телеграм-канале.










