«Камп Ноу» Алексии Путельяс

Капитан «Барселоны» и двукратная обладательница «Золотого мяча» Алексия Путельяс на страницах El Pais рассказывает о том, что для неё значит арена «сине-гранатовых».
Автобус болельщиков из пеньи Мольет, импровизированный тотализатор, отец рядом со мной и тётя на пару рядов позади. Анекдоты моего деда, повторяемые снова и снова. А ещё футболка «Барселоны», первая в моей жизни, с номером 6 и моим именем на спине, и футболка с номером 3 и именем моей сестры Альбы, наша общая фотография в 2000-м. Эти воспоминания и есть то, что для меня означает «Барса» – абстрактное чувство, которое материализуется только тогда, когда я ступаю на «Камп Ноу». Там будто бы можно прикоснуться к душе клуба.
Память – странная вещь. Я ничего не помню о том матче, когда я впервые побывала на стадионе, но сегодня, как профессиональной футболистке, мне больше всего была бы интересна игра. Зато я никогда не забуду ту первую поездку. Мне было 6 лет, и я села в автобус с болельщиками из пеньи Мольет. Сидела в проходе, рядом с отцом. Вокруг царила оживлённая атмосфера, то особое волнение и предвкушение, которое возникает у тех, кто чувствует себя частью клуба. Я помню, что все старались угадать результат матча, но сейчас уже и не скажу, какой счёт я назвала. А недавно моя тётя предположила, что это было дерби против «Эспаньола».

Я также помню, как играла в футбол на школьной площадке, и так распалялась, что говорила, будто это «Камп Ноу». Детское воображение не знает границ. Если тебе скажут, что однажды ты сможешь полететь на Луну, ты в это поверишь. А вот поверила бы я тогда, что однажды смогу сыграть на «Камп Ноу», если даже не знала, что существует женская лига? Мне никто никогда не говорил об этом, возможно, потому что взрослые понимали, насколько это маловероятно. Как они могли вдохновить меня мечтать о том, чтобы играть на «Камп Ноу», когда женщин на трибунах было мало?
Время шло, и детская игра стала моим образом жизни. Путь был нелёгким: мне пришлось на время покинуть «Барселону» из-за нехватки женских команд, но я вернулась, мы получили профессиональный статус и выиграли нашу первую Лигу чемпионов в разгар пандемии. Тогда я впервые попала на «Камп Ноу» как футболистка – он оказался огромный, но холодный. Величественный.
В следующем году изменилось всё и ничего одновременно. Я снова оказалась в автобусе. На этот раз я уже не была в своей бандане Super3 и не гонялась за Дедушкой «Барсы», чтобы сфотографироваться. Я была одета в спортивный костюм «Барселоны» и ехала на «Камп Ноу», чтобы сыграть матч Лиги чемпионов. Это было не дерби, а уже Класико. Когда автобус ехал по Диагонали, я увидела сотни людей, гуляющих в футболках «Барсы». Я подумала, что это не имеет к нам никакого отношения, просто совпадение. Но когда мы свернули на улицу у отеля «София» и направились к стадиону, у меня не осталось никаких сомнений – эта толпа людей, размахивающая шарфами и флагами, поющая гимн «Барсы», собралась ради нас.
Я сидела у окна, а за мной Жана Фернандес. Я повернулась к ней и сказала: «Я даже и не знаю, чего мне больше хочется: сыграть или быть среди фанатов».

Как капитан команды, я была первой, кто вышла на поле. Лестницы в туннеле такие крутые, что оттуда видно только фрагмент стадиона и кусочек неба. С каждым шагом этот фрагмент становится всё больше, пока перед тобой не появляется Колизей. В этот момент я подумала: «Соберись, у тебя же игра». И я не позволила себе поддаться эмоциям. Из уважения к болельщикам, из уважения к той маленькой девочке, которая когда-то ходила на этот стадион.
Атмосфера на женских матчах отличается от той, что была в моём детстве: семьи, молодые девушки и парни, а также пожилые люди. Широкая и разнообразная публика. И она постоянно растёт. Накануне того матча против «Мадрида», когда на «Камп Ноу» было продано более 90 тыс. билетов, я приняла участие в пресс-конференции. «Это начало новой эпохи», – сказала я тогда, и до сих пор в это верю. «Барса» – клуб исторического масштаба, и тот вечер на легендарном стадионе вызвал глобальный резонанс. Футбол вне рамок гендерных отличий.
Торжественный или шумный, пустой или оживлённый, на трибунах или на поле, «Камп Ноу» для меня – это поездки на автобусе, адреналин от игры перед тысячами людей, футболка моей сестры, воспоминания о моём отце. Единственный способ материализовать чувство принадлежности к клубу. И это чувство огромно, гораздо больше, чем его внушительная структура. Гораздо больше, чем футбольный стадион.
***
Подписывайтесь на телеграм-канал Blaugrana Philosophy, где вы сможете прочесть множество авторских мнений о том, что происходило и происходит в «Барселоне» и Барселоне









