6 мин.

Почему мы выбираем Аршавина. Мнение Василия Уткина

НАДЕЖДА. Это был сезон Андрея Аршавина. Его команда не стала первой, не пробилась в чемпионскую лигу и даже не попала в призеры. Хотя что такое быть призером в первенстве России по футболу? Мне вот, например, совершенно непонятно. Ведь третье место, по сути, ничем не отличается от четвертого.

Колонка из газеты "Советский спорт"

НИ ОДНОГО ТИТУЛА

И все равно по многочисленным версиям опросов, подсчетам среднего балла и тому подобным итожащих усилиям именно Аршавин оказывается первым. Наверное, это означает, что он действительно был лучшим в минувшем году. А вот как и почему это получилось? Согласитесь, случай ведь достаточно редкий, чтобы лучшим игроком выбирали футболиста, на счету которого нет ни одного титула…

Наверное, все дело здесь вот в чем. Наш футбол так или иначе живет сегодня ожиданиями. Мы постоянно рассуждаем о перспективе, а нынешнее состояние – что на него смотреть, оно ведь переходное, да непременно ко всему лучшему. В общем, можно и поиронизировать над этим, но, с другой стороны, что плохого в этом – мы просто сознаем таким образом собственное развитие. И, в общем, памятуя о том, что в самом порой безнадежном деле можно всегда отыскать основания для надежды, просто потому, что хочешь их найти, надеяться мы имеем полное право.

Наш футбол действительно развивается. Другое дело, что немножко медленно.

КАКИМ ОН БУДЕТ ПРОТИВ ГРАНДОВ?

Думается, что во всеобщем избрании Аршавина кроется символ точно такой же надежды. Андрей, раздав перед подписанием нового контракта с «Зенитом» несколько весьма откровенных интервью, не скрывал, например, что не без ревности смотрит вслед ушедшему в «Спартак» Владимиру Быстрову: он-то уже и второе место выиграл, и в финале Кубка играл, и в Лиге чемпионов отметился.

Странное дело: пока мы даже не видели Аршавина в матчах с сильнейшими командами мира. Нет, ну, понятно, что «Севилья», например, к ним относится, но это она сейчас относится, а тогда только к этому шла. Или «Марсель», еще один соперник в Кубке УЕФА. Команда, слов нет, знаменитая, но все-таки сегодня не гранд, не гранд…

Ну, а играя за сборную, Аршавин пока не доехал ни до одного крупного турнира. Ему есть, о чем сожалеть и куда стремиться.

Но вот простой и прямой вопрос: а разве, когда до серьезных игр дело все-таки дойдет (эта фраза сама по себе снова синонимична надежде – доберемся! сыграем!), есть сомнения в том, что Аршавин справится? Нет, ну, не в том смысле, что станем мы с Андреем вместе чемпионами всего на свете. Этого, увы, все-таки не случится в обозримом будущем, наверное. Но в том, что он останется самим собой, и у нас не возникнет повода упрекнуть его в недостаточной, скажем, самоотдаче – вот в этом, думаю, сомневаться не приходится.

Вот и выбираем его.

«МАРСЕЛЬ» И «СЕВИЛЬЯ»

Чего же добился Аршавин в этом году? Что выделяет его из ряда других достойных кандидатов? Кстати, не скрою, в том опросе, где интересовались моим мнением, я назвал Аршавина вторым. После Акинфеева. Ну, да это уже тема для совершенно иного рассказа.

Аршавин начал сезон с красивейшего гола в ворота «Марселя». Это было своеобразной такой отправной точкой. Расскажу по этому поводу забавный случай из своей жизни. Как раз в этот день, встретившись в городе за чашкой чая со своим другом – профессиональным футболистом, я спорил с ним о том, что Аршавин почему-то крайне редко бьет по воротам со средней и дальней дистанции, хотя удар у него, как видно по редким эпизодам, все-таки неплохой. Мой товарищ со мной не соглашался и вечером, когда, как и я, смотрел у себя дома игру с «Марселем», не преминул мне прислать ехидную SMS-ку.

Вскоре Аршавин выступил в привычном для наших игроков качестве, вспылив на последних минутах матча с «Севильей», и был удален.

ИСХОД ПЕТРЖЕЛЫ

Потом была эпическая картина исхода Властимила Петржелы из питерского «Зенита». Роль Аршавин во всей этой истории сыграл, видимо, немаленькую, но какую именно – догадаться невозможно. Мы просто констатируем факт, что и Петржела, и другие фигуранты этой скандалезы имя Андрея склоняли достаточно часто. В общем, факт достаточно трудный для истолкования, потому что критика со стороны чешского тренера не может быть принята всерьез – сам он во всей этой истории вел себя, без преувеличений, как минимум иррационально, а говоря по-русски – как сумасшедший.

Но что-то о роли Андрея сказать все-таки придется, уж больно важным оказался результат этой истории. Именно на волне расставания с Петржелой «Зенит» и растерял те самые очки, которых ему не хватило для более аргументированной борьбы за титул.

Думаю, будучи одним из лидеров команды, Аршавин мог вести себя тем не менее иначе. Более активно. В интересах команды было сгладить конфликт, насколько, конечно, возможно. Многое остается под спудом, однако со стороны мне не показалось, что Андрей на правах влиятельного в клубе и в команде человека предпринял для этого хоть что-то.

Но, в конце концов, Аршавин не единственный, кто растерялся. А главное, эта история и участие в ней рисуют, как мне кажется, важнейшую черту характера Андрея. Он – одиночка.

ТЕЛЕШОУ НЕ БУДЕТ

Интервью Аршавина того периода, когда решался вопрос о его новом контракте, болельщики «Зенита», да и не только, вспоминают достаточно противоречиво. Многие упрекали Андрея в эгоизме. Мне кажется, эгоизм – все-таки не совсем подходящее слово. Трудно найти в словах и поступках Аршавина противопоставление себя остальным, своих интересов – командным, например. Это – другой оттенок поведения, и другое качество личности: он не противопоставляет себя, он просто твердо стоит на своем и блюдет свои интересы.

Кстати, думаю, отсюда и знаменитая откровенность Аршавина, и смелость суждений. Какими бы полемичными они порой ни казались, кого бы ни задевали острыми углами, Аршавина волнует не это совершенно, а единственно тот факт, что за любое сказанное им слово он может ручаться. Он действительно думает так, а не иначе. Или – поступил так, а не иначе.

Не хочет извиняться перед Игнашевичем за подкат в матче против ЦСКА – и не будет. А зачем, собственно? Проблем во взаимоотношениях вроде бы нет. Это нам просто хочется, чтобы вот такая красивая картинка произошла, в духе телешоу или сентиментального кино: «Прости, брат!» А в жизни необходимости в этом не оказалось. И даже если б оказалось, чего тут посторонним-то рассказывать?

И это только один пример.

БОГАТЫМ ЗАВИДУЮТ

Что же до нового контракта, то сумма звучит, конечно, заманчиво. Богатым у нас в стране принято завидовать. Вот и появились немедленно самые разнообразные соображения на этот счет в болельщицком интернете, а значит и на трибунах, и в кулуарах, что нехорошо вот так, стращая уходом, выцыганивать у родного клуба лишние деньги…

А почему, собственно, нехорошо? Всякий труд должен быть оплачен. Да, в европейском клубе Аршавин сейчас не мог бы получить такую зарплату. Это контракт для топ-игрока в топ-клубе. Маловероятно, чтобы этой осенью Андрею светило подобное приглашение.

Но дело ведь совершенно не в этом. Дело в том, к чему и куда стремится «Зенит». Неправильно и неверно фактического лидера команды, ее ведущего игрока ценить ниже приглашенных легионеров. Ну, может быть, кто-то и может получать больше, но не на порядок же! Подписывая такой контракт – именно такой, а не иной, «Зенит» сделал выбор в пользу Аршавина в смысле перспективной ставки на годы вперед. А Аршавин, соответственно, сделал выбор, где и как он проведет свои наилучшие футбольные годы. Сумма означает только твердость намерений сторон. Не больше.

СБОРНАЯ ВЫЙДЕТ?

Лучшие свои игры Андрей в этом году провел за сборную. С первого матча мы убеждались в том, что именно его видит Гус Хиддинк в качестве ключевой фигуры. И Андрей справлялся с этой ролью, забивая важные мячи, заводя команду своей совершенно неукротимой энергией. Думаю, именно игра за сборную позволила ему обойти в опросах Игоря Акинфеева. Все-таки главной задачей сейчас было добывать очки, существенного давления на наши ворота соперники в первых матчах не оказали.

И здесь мы снова возвращаемся к лейтмотиву надежды. Сборная пробьется; сборная выйдет; сборная, выстраивающаяся вокруг Аршавина, сыграет – ах, как же хочется в это верить! Такой вот сезон получился, таково время, в котором мы доживаем последние дни уходящего года. А там начнется новое время, в котором, разумеется, ничего, кроме наилучшего, нас не ждет.

Нормальное новогоднее настроение.