5 мин.

Овчинников закончил с футболом

Сергею Овчинникову 35 лет. Он старше меня на полтора примерно года. Мы принадлежим к одному поколению. Мы с ним всегда находили при встрече общий язык. Я очень люблю Сергея Овчинникова, честно говоря, и то, что он сделал в матче с "Москвой", не заставит меня перестать его любить. Он большой человек, прожил в спорте большую жизнь и продолжает её жить.

Но моё знакомство с Сергеем, иногда очень близкое, иногда практически сведенное к нулю, не имеет никакого отношения к случившемуся на матче. Потому, что то, что предназначено для своих, не делается в прямом эфире на всю страну и дпаже без прямого эфира - для нескольких тысяч собравшихся. Пусть даже эти несколько тысяч и пришли на игру исключительно потому, что им больше нечем было занять вечер. На сегодняшние Москву и Динамо больше никто смотреть не придет. Потому, что ничего там произойти не могло интересного и не произошло в конце концов. Теперь это факт уже.

Но Сергей это сделал. И когда я увидел все это, поверьте, я вспомнил не то, что Овчинников отличный парень и я без сомнений доверил бы ему что-то важное - от семейной тайны при случае в откровенном мужском разговоре до доверительного мнения о каком-нибудь влиятельно-футбольном перце. Я вспомнил совсем другую историю. Я тогда был совсем зелёный. Как группа "Чай Вдвоём" на заре своей карьеры.

Я не стану говорить, какой это был год, с этим у меня всегда бывает туго, но факт помню совершенно точно. Я только начинал работать на спортивном телевидении. Многие персонажи тогдашнего российского футбола были для меня совершенно культовыми людьми, и, в частности, Игорь Кутепов. Вы, может быть, даже не знаете, кто это такой. А я знаю. У нас сегодня, хотя астрономически это уже вчера, была летучка и мой товарищ и коллега Кирилл Дементьев, когда речь зашла о грядущем чемпионате мира среди молодежных женщин у нас в стране, выразился в том смысле, что это первый футбольный и при этом мировой чемпионат, который проходит в России. КАирилл прав, но только понятийно, потому что проходил у нас уже мировой чемпионат. Молодежный в 1985 году. А до того проходил чемпионат Европы. Это был СССР, а не Россия, но все же. Наши играли в финале европейского чемпионата и в полуфинале мирового, и Кутепов был нашим вратарем. Мне было последовательно 12 и 13 лет. Это было феноменально; я до сих пор помню практически весь состав команды, от Иванаускаса до Художилова. Иванаускаса вы могли видеть, могли потом видеть и прозаического Колотовкина, который, кстати, доиграв до "за тридцать", совершенно так же выглядел, как в 20, но вот Художилов, например, так никем и не стал. Где он сейчас? А Зейберлиньш? Рабинер, ты Зейберлиньша помнишь?

В общем, Кутепов, игравший в свои оппузевшие грузные тридцать с чем-то за Тюмень, был для меня одним из героев отрочества. А тут я ещё и футбольную передачу стал делать. И вот случилось такое, что в какой-то кульминационный момент тюменского матча Кутепов вдруг побежал через полполя к судье, принявшем не совсем понятное ему решение, и после недолгой перепалки взял судью за грудки и поднял судью в воздух. И был дисквалифицирован на десять матчей. Кстати, это тоже было летом, так что и тогда и сейчас 10 матчей - это практически до конца сезона. И кто-то мне сказал... Я просто не помню, кто именно. Это было давно и факт довольно локальный; я бы с удовольствием вспомнил, если б мог. Но сказал мне вот что: думаешь, Кутепов с нервами не совладал? А он просто квартиру в Киеве купил. Ему выплатили за прошлый год, и он купил. Квартирой время пришло заняться...

Не знаю, в Киеве ли живет сейчас Игорь Кутепов, и жил ли когда, но та история, не узнанная наверное - рассказанная человекоми знающим (правда знающим), запала в душу. Наверное, таких история про футбол довольно много.

Вы спросите - правдивая ли она? А я скажу вам - неважно. Важно, что когда вратарь бежит в пустяковой игре через полполя, когда это происходит с человеком, который много повидал в своей жизни, через многое прошел, это вызывает совершенно простой вопрос со стороны - зачем это ему? Он же не ребенок. Он понимает. Зачем ему десятиматчевая (или сколько там за это теперь полагается, вряд ли меньше) дисква?

Значит, зачем-то нужна. И никто не запретит думать, что Босс на самом деле понял, что, подписавшись с Динамо, вступил он в тот самый комсомол, о котором вспомнил ковбой Джек, подняв ботинок и взглянув на прилипшее к подошве говно. Вот в этот самый частный вид комсомола. Он понял, что пора вывертываться из этого провального бизнеса, и уйти после победы не удастся. Потому, что не светят они - победы. Надо быть полным идиотом, чтобы думать, что нынешнее Динамо в обозримом будущем что-то выиграет. Чудеса бывают, мало ли что; но вот щас думать таким образом ну никак нельзя.

Может быть, это и не так. Но такова специфика публичных поступков. Ты сделал, остальные судят. Борись теперь с той волной, которую сам и породил.

Босс просто придумал себе уход. Придумал себе жест. Эта история, которая будет стоить Овчинникову карьеры футболиста, полностью спровоцирована полудурком Зиданом. Красота! Я сказал негодяю, что он негодяй. Я поступил, как мужчина.

Дураки! Мужчины никогда не поступают, как мужчины, НАПОКАЗ. Это очень интимное дело. Вы с Зиданом поступили, какк пижоны, мой друг. Это иногда всем нам, публичным людям,бывает свойственно. И ещё есть свойство у публичных поступков: они живут жизнью, не связанной с волей поступкодельца. Сотворил в эфире - значит, предоставь судить другим обо всем об этом.

Так вот я и сужу. Босс этимс поступком просто сбежал из Динамо. Устранился, ушел от ответственности. Выбрал момент. Он прав в том, что его заслуженные седины не стоят этого бардака. Он неправ в том, что сквозь призму этого поступка его будут оценивать ещё лет двадцать. И вряд ли положительно. Если он, Босс, это понимает, то флаг ему в руки. Теперь флаг давать безопасно, уже никому древком не нафигнет.