9 мин.

Сальвадор 82': ехали в Испанию, чтобы отвлечься от ужасов настоящего

Предшествующий материал о квалификации Сальвадора на чемпионат мира 1982 здесь

Сборной Сальвадора пришлось сыграть 13 отборочных матчей, чтобы попасть в финальную часть чемпионата мира 1982, и все это происходило на фоне насилия гражданской войны, которая за последние два года унесла жизни около 30,000 человек в этой стране с населением 4,3 миллиона человек, ... включая одного члена национальной сборной.

Уже после жеребьевки финального турнира в Испании, в мировой прессе в январе 1982 года появились леденящие душу подробности печально известной «Резни в Мосоте» (Masacre de El Mozote), когда от рук правительственных войск, связанных с ультраправыми, погибло порядка 800—1200 мирных жителей, причем мгновенная смерть только от пули была «гуманной» на фоне остального, что эти скоты творили… В 1993 году на месте резни был создан мемориал с надписью на памятной доске: “Они не исчезли, они с нами и со всем человечеством.”

José Ismael “Cisco” Díaz был убит партизанами в феврале 1981 по дороге на тренировку со своим клубом, Депортиво Агила, и, согласно сообщениям, его тело было найдено выброшенным в мусорный бак. Диас, по сальвадорским меркам богатый человек, имел интересы в сфере недвижимости и хлопковых плантаций, и игроки национальной сборной предполагают, что партизаны могли потребовать от него финансового взноса, и он был убит, когда отказался платить. Пятью месяцами ранее товарищ Диаса по клубной команде, подрабатывавший таксистом, погиб, попав под перекрестный огонь во время перестрелки между армией и партизанами, когда ехал на своем такси по улице.

Но, помимо этих двух несвязанных инцидентов, партизаны не проявляли враждебности к игрокам, потому что футбол-это спорт для народа. Однако сборной пришлось столкнуться со множеством других проблем в период между завоеванием путевки в Испанию в ноябре 1981 и собственно поездкой на мировой форум полгода спустя.

За четыре дня до открытия чемпионата мира в Испании. Новости из Центральной Америки: «Сезон дождей в Сальвадоре, бои продолжаются…»

СЛАБЫЕ НАДЕЖДЫ

И без того прогнозируемые небольшие шансы сборной Сальвадора на какие-либо очки в финальной части чемпионата мира еще более уменьшились из-за мер жесткой экономии, принятых правительством. Нехватка средств привела к тому, что появились сообщения о том, что, вероятно, в Испанию поедут только 18 игроков вместо обычных 22. Кроме того, команда не смогла отправиться в европейское турне, чтобы получить опыт игры против европейских соперников, с которыми ей предстояло играть в Испании, а иностраные команды отказывались приезжать играть в Сальвадор в условиях продолжавшейся там гражданской войны. Это также означало, что ни главный тренер национальной сборной Маурисио Родригес, ни два его помощника не смогли отправиться на разведку, чтобы изучить соперников по чемпионату мира.

Возникли разногласия между игроками и футбольной федерацией по поводу оплаты: федерация предлагала от 1,000 до 2,880 долларов в месяц, а игроки хотели от 5,000 до 12,000 долларов, в зависимости от их статуса. Однако власти заявили, что не могут этого себе позволить и при необходимости вызовут других игроков на замену нынешнему составу. Все же этот кризис удалось предотвратить, когда тренер Родригес и два его помощника, Сальвадор Мариона и Хосе Кастро, заявили, что будут работать бесплатно, чтобы игроки могли получить больше.

Моральный дух в команде в канун отъезда в Испанию был невысок также из-за общей ситуации в стране и когда команда совершала южноамериканский тур – результаты которого оказались неудовлетворительными – игроки, беспокоясь о своих семьях, постоянно звонили домой. Когда деньги для международных звонков закончились, игроки стали очень нервными, что отразилось на их игре. Были опасения, что подобная ситуация повторится и в Испании.

30 марта 1980, Сан-Сальвадор. Паника во время торжественных похорон архиепископа Ромеро, когда по многотысячной толпе скорбящих был открыт огонь. В хаосе, под взрывами бомб и стрельбой, погибло 40 человек и около 200 получили ранения.

Сальвадору пришлось сыграть 13 отборочных матчей, чтобы попасть в Испанию, проиграв один раз Гондурасу в первом отборочном раунде, а затем Канаде в финальном раунде, но, конечно, все их соперники, за исключением Канады, были центральноамериканскими командами, любая из которых, как тогда казалось, в Испании шансов бы не имела.

В пяти матчах финального раунда они забили всего два гола, заняв второе место, после Гондураса, в борьбе за путевку в Испанию, хотя и обыграли Мексику со счетом 1-0, оставив её на третьем месте. Зато сальвадорцы пропустили всего лишь один гол и против других сборных финального турнира их оборона выглядела неплохо, … чего нельзя сказать о поединках против пары аргентинских клубов, сыгранных с тех пор.

Они встретились с Бока Хуниорс в первом контрольном матче аргентинского клуба в новом сезоне, когда аргентинские игроки едва ли были готовы к стабильной интенсивной игре на протяжении всех 90 минут, а в марте 1982 попробовали себя в матче против лидера аргентинского второго дивизиона Сан Лоренсо (игра проходила в Аргентине). В обоих случаях Сальвадор проиграл со счетом 0-2 и, по впечатлениям от этих матчей было просто непонятно, за счет чего центральноамериканская сборная сможет на испанских полях противостоять своим соперникам по группе.

6 января 1982 в Лос-Анджелесе сборная Сальвадора уступила со счетом 0-2 Бока Хуниорс, в рядах которого дублем отметился Марадона.

В феврале 1982 неожиданно была обыграна Румыния со счетом 2-1, которая однако в своем составе не имела игроков ряда ведущих клубов, а потому называлась сборной румынской лиги. Надо заметить, что в оставшейся части своего американского турне румынны также выступили не впечатляюще.

Однако в двух единственных подготовительных полноценных матчах на уровне сборных Сальвадор одержал победу. В апреле 1982 Сальвадор уверенно обыграл Гондурас, другого финалиста чемпионата мира, с которым он трижды встечался по пути в Испанию в отборочных играх: выиграл дома, проиграл на выезде и сыграл вничью, на формально нейтральном поле...в Тегусигальпе. На этот раз Сальвадор выиграл дома со счетом 3-2, а Гонсалес забил два победных гола. Правда, как и румынны, Гондурас в этот раз тоже не представлял из себя ничего выдающегося. Ответный матч (на выезде) завершился вничью 1-1.

Тренер Родригес, однако, считал, что у него хорошая система обороны с защитниками Осорто, Ховелом и Ресиносом, располагавшимися перед молодым голкипером Мора и Хайме Родригесом в качестве либеро, в то время как в атаке он надеялся на индивидуальное мастерство и вдохновение Уэсо и Эль Маго Гонсалеса.

30 мая 1982 в Сан-Сальвадоре, в присутствии 40,000 зрителей, сборная Сальвадора в товарищеском матче обыграла Пари Сен-Жермэн (2-1), который, правда, выступал без игроков сборной Франции. После этого матча тренер команды Маурисио «Пипо» Родригес решит, что стиль игры этого европейского клуба в определенной мере характеризует сборную Венгрии, первого соперника его команды на испанских полях…

ЦЕЛЬ УЖЕ ДОСТИГНУТА

Осорто был быстр, Ховел мог быть опасен при подключениях в атаку и хорошо играл головой у ворот соперника, а Ресинос также любил при возможности навести страх на тылы соперника, но в Испании от всех троих прежде всего ожидалось позиционное предвидение и умение перехватить или заблокировать пас/навес соперника, не давая мячу достичь адресата (в лице Марадоны, Бертони, Нилаши, Тёрёчика, Кулеманса, Ванденберга и подобных им)... или пропуск кучи голов. Хайме Родригес выступал в бундеслиге, хотя и на уровне второго дивизиона, и его опыт игры в европейских условиях мог пригодиться команде на испанских полях.

В Европе, в свою очередь, очень мало знали о сальвадорском футболе, но судя по тому, что видел своими глазами специальный корреспондент от журнала World Soccer  Эрик Вейл, в командной игре центральноамериканцам не хватало скорости, они были не очень хороши в персональной опеке и, очевидно, страдали нехваткой творческого инстинкта при попытках реализации предоставлявшихся голевых шансов.

Впрочем, руководители сборной еще до стартового свистка в финальном турнире Мундиаля 82’ говорили, что их цель уже достигнута благодаря попаданию в Испанию, и, похоже, игроки были настроены также, надеясь улучшить показатели Сальвадора в их единственном появлении на чемпионатах мира, в 1970 в Мексике. Тогда они проиграли Бельгии 0:3, Мексике 0:4 и СССР 0:2, заняв последнее место в своей группе в первом раунде, без очков и без голов. На этот раз сальвадорцы попали в одну из самых сложных групп с действующими чемпионами мира (Аргентина), вице-чемпионами Европы (Бельгия) и командой, сильнейшей линией которой была атака (Венгрия)...так что даже эта надежда, согласно предстартовым раскладам европейских аналитиков, могла оказаться им не по плечу. Английская газета The Times писала за пять дней до открытия чемпионата мира 1982, что «Сальвадор будет просто счастлив, если помешает кому-либо из трех настоящих соискателей [на первых два места в группе, дававших выход во второй раунд] и победа над кем-либо из них будет явно выдающимся достижением». Их капитан, Норберто Уэсо, об очках не говорил и в одном из интервью определил цель своей команды на испанских полях не иначе, как «забить гол или два, что будет больше, чем мы сделали в 1970». В любом случае, сборной Сальвадора фактически нечего было бояться, поскольку изначально всем было ясно, что вызвать в Испании восхищения  своими турнирными достижениями им явно не удастся, кроме разве что удивления, что они вообще туда добрались.

6 июня 1982 сборная Сальвадора провела на Estadio Cuscatlán в Сан—Сальвадоре свой последний контрольный матч перед отбытием на чемпионат мира 1982, достойно сыграв с бразильским Гремио из Порту-Алегри (1-1). Матч посетили первые красавицы страны во главе с Мисс Сальвадора, создав приятный антураж для проводов команды в Испанию.

Перед посадкой в самолет для отбытия в Эльче, навстречу главному событию в своей футбольной жизни

На борту: на переднем плане Хайме Родригес и Норберто Уэсо

Через неделю обратимся к Невероятным Приключениям сальвадорцев в Испании.