Мысли после Греции
Ребята, не надо поливать грязью игроков и тренерский штаб. Не надо называть Аршавина «чипсоедом», Павлюченко «столбом», а сборную делить на «бомжей» и «коней». Не надо. Как бы нам не было грустно, эта сборная в итоге сыграла так, как должна была сыграть. И это сборная подарила нам НАДЕЖДУ, заставив активную часть телевизионной аудитории смотреть исключительно футбол. В конце концов, это была всего лишь игра, и пусть ее результат принес нам сплошной негатив – это не повод оскорблять игроков последними словами.
Мы жили в иллюзорном мире с розовыми очками и нездоровыми амбициями. И на секунду забыли, что наша сборная наряду с Ирландией является самой возрастной на турнире. Ирландцы уже пакуют чемоданы, имея разницу 1-7 по забитым и пропущенным мячам и ноль в графе «очки». В то время как самая молодая команда турнира (Германия) выиграла два матча из двух. Физиологию и возраст не обманешь, в ключевые моменты матча, когда необходимо переломить неудачно складывающийся исход матча физическое состояние игрока выходит на первый план. Держать в напряжении, нагнетать тем, прессинг – все эти игровые компоненты находятся в прямой зависимости от «физухи» команды. Второй тайм матча с поляками открыл нам истинное лицо нашей сборной. Нет, она по-прежнему мастеровита, сыграна и интересна в атаке, однако перебегать, задавить соперника, как это было в 2008 году она не может. Более того, команда выдыхается и сама становится мишенью для соперника.
Мы забыли, что сборной руководил, наверное, самый известный в мире консерватор, довольствующийся сиюминутным результатом. Кто вышел в стартовом составе с греками (читай во всем групповом турнире)? За исключением Дениса Глушакова, все игроки уже были в обойме Гуса Хиддинка (хотя и Денис был на карандаше у Гуса – в 2008 приглашался на сбор национальной команды). Те же фланговые атаки, быстрый переход из обороны в атаку, контроль мяча в центральной зоне, короткий пас.
Мы забыли, что Юрий Жирков вообще-то полузащитник, причем атакующего плана, неплохо владеющий дриблингом. Гениальное тактическое изобретение Гуса Хиддинка образца 2008 года до сих пор эксплуатировалось Адвокатом. И отказываться от него Дик не хотел даже после неудачной игры Юрия в обороне с чехами и упущенного прохода Якуба Блащиковски, позволившего полякам сравнять счет. Юрий боролся, как мог, причем единолично создал в матче с греками голевой момент, но не его эта беда, что он НЕ ЗАЩИТНИК. У Адвоката было 7 месяцев, чтобы закрыть проблему левого защитника в сборной. «А зачем, если есть Жирков?». Именно через левый фланг атаковали преимущественно наши соперники и позиционный дисбаланс в конце концов дал о себе знать.
История не знает сослагательного наклонения, но мне почему-то кажется, что в обороне у Хиддинка непременно играли бы Бурлак, Гаджибеков, проверили в деле Беляева и дали шанс Гранату. Не сомневаюсь, что поехали бы Оздоев и Самедов, а инертного Павлюченко заменил Дзюба…
Впрочем, обвинять Дика Адвоката в поражении нельзя. Он всю свою тренерскую карьеру был консервативным, это его стиль и он был известен давно. Вопрос в другом. Понимает ли сейчас господин Фурсенко, какую ответственность он взял тогда на себя, отказавшись продлевать контракт с Хиддинком, причем, не принимая во внимание тот факт, что после поражения в Мариборе игроки лично просили его остаться (единственный случай в нашей футбольной истории), да и сам Гус был не против продолжать работать. Наверное, не понимал.
Мы вышли на чемпионат Европы с первого места? Да, это факт. Но, господа, а кто вообще нам мог в этом помешать? Словаки, македонцы, Андорра, Армения? Ирландцы, которые проиграли на Евро 2 матча из двух с общей разницей 1-7? Адвокату в определенной степени повезло, Хиддинк оставил ему неплохое наследство, позволяющее «маленькому генералу» абсолютно не напрягаясь и не утруждая себя обновлением сборной пройти отборочный цикл. И прилично заработать. Только в нужный момент у него не нашлось исполнителей, читай джокеров, способных усилить игру в решающий момент. Да и природное упрямство, не дающее голландцу понять, что у Кержакова абсолютно не идет игра впереди, Широков допускает слишком много брака, а Жирков – не защитник также сыграли свою роль. Дик упрямо гнул свою линию, чтобы потом сказать: «Всем спасибо, я поехал домой, в Голландию, дальше как-нибудь без меня».
Впрочем, все это лежало на поверхности, и такой вариант развития событий можно было предугадать. Можно, изучив особенности тренерской биографии и характера Дика, тем более он уже работал в нашей стране. Но мне, почему-то кажется, что господин Фурсенко не изучал…
Российский болельщик терпеливый. Пойдет, сгоряча покричит, выпьет рюмку за упокой и вновь пойдет тратить с большим трудом заработанные деньги, чтобы поддержать сборную на выезде, будет отбиваться от футбольных хулиганов в негостеприимной стране и будет ждать, когда же сборная станет чемпионом мира в 2018 году (или Европы в 2012), как обещал того Сергей Фурсенко…
Потом напишут – мол, был молодцом,
Президент РФC с европейским лицом,
Сидел четыре года, обещания раздавал,
Освободив кресло – в правительстве отдыхал…
Грустно как-то…