10 мин.

Проблемы маленьких видов спорта

На днях прошел турнир по такому виду спорту, как Кила. Это аналог регби, но имеющий русскую историческую основу. Но что важнее - уникальность спорта или уникальность его истории? Обычно я говорю, что для маркетинга важнее история. Но не в этот раз…

Во что-то подобное я играл, когда ходил в секцию греко-римской борьбы в середине нулевых. Игровой, силовой, но не требующий супер подготовки и глубоких знаний. В него, конечно, интереснее играть, чем смотреть - со стороны это дыр-дыр абсолютный.

Это интересный вид спорта, чтобы им заниматься самому, который точно нужно развивать, но не так, как делают это сейчас. Кила дает возможность проявить себя всем - тем кто только сильный, кто только быстрый, кто только точный. Это командная игра, а значит помогает получать социализацию. Да, я клоню к тому, что это отличная история для детского спорта. Для молодежи в целом. Но его стараются двигать, как «исконно-русский спорт». Названия команд там соответсвующие: Опричники (спорное название), Русские на трибуне, Ватага, Любера (еще более спорное название) и так далее. Ну и конечно навязывание косовороток, соответсвующей музыки, сбитня и так далее. Не хочу вспоминать политику, но по одной соседской стране мы прекрасно видим, чем закончился фетиш с вышиванками. Навязанные фетиши не работают!

Читаю личный блог президента Федерации Килы и там много постов про проблемы финансирования: https://t.me/father_of_kila

Это понятно - крупный спонсор не придёт в мононациональный вид спорта и тот же Матч ТВ его не покажет (и даже Триколор). Ноль шансов. Президент страны недавно объявил 2026 год Годом единства народов России. Организаторы Килы в данный момент выглядят для спонсоров, как партнёры «Русской общины». Но так ли важна национальная особенность? Зачем делать упор именно на национальную принадлежность спорта? В посте Президент Федерации задается таким вопросом - почему мы развиваем чужие виды спорта https://t.me/father_of_kila/260. Но бразильцы лучшие в футболе, который придумали англичане, то же самое произошло и с английским регби - там лучшие австралийцы. Да и американский футбол имеет те же британские корни, только денег приносит в десятки больше. Но американский бейсбол суперпопулярен в Японии и топовые игроки сейчас именно там. В боях без правил так же доминируют давно не представители США, а бразильцы и выходцы с Кавказа. Английский Крикет популярнее в Пакистане и Индии. В абсолютно англо-саксонском снукере впервые в этом году победил китаец. Может всё-таки ничего страшного нет, в том чтобы развивать у себя уже существующий спорт? Просто нужно стать в этом лучшими и побеждать тех, кто этот вид спорта придумал. Легендарная Суперсерия с Канадой явно так бы не отложилась в нашей поп-культуре, если бы хоккей придумали условные финны!

Но новые виды тоже нужны. Проблема в том, что популярность и хоть какие-то деньги приходят в эти виды, когда в них получается легко встроиться обывателям. Какой новый вид спорта стал дико популярен сейчас? Падел. Почему? Тупо модно. Стильные девчонки и парни проводят время, занимаясь спортом. Даже у меня во Владимире строят сейчас две большие площадки для Падела. Этот тот Владимир откуда та команда Опричники. Это два разных мира и угадайте, какой будет более жизнеспособен?

ЗОЖ моден сейчас. Не полезен. А моден! Это правда жизни. Только когда это становится модно - начинают раскупать шоколадки без сахара, беговые кроссовки и путевки в Турцию, но не чтобы загорать на пляже, а чтобы попасть на Босфорский заплыв. Ниже три краткие истории из Сеула, Медельина и Венеции - просто для примера:

NIVELCRACK (Сеул) - это компания, которая специализируется на спортивной одежде, в частности, на джерси и известна своими коллаборациями с другими известными компаниями, такими как PUMA и atmos, для создания коллекций, сочетающих спортивный стиль с городской модой. Они создают кафе по всему миру, организуют футбольные турниры, очень много активности вокруг ретро футбола. Они помогают молодежи одновременно и выделяться и, при этом, хотеть быть частью большого сообщества. В Южной Корее это особенно важно, учитывая все социальные проблемы в стране (общая тенденция на рост бездетных одиночек).

Torneo del Barrio (Медельин) - лига уличного мини-футбола из столицы Колумбии. Куча мелких локальных спонсоров-партнёров, диджеи, фейерверки. Даже Луис Диас пролетел пол мира, чтобы посмотреть летние финальные игры. Другие местные звёзды туда тоже часто заглядывают. Почему популярно? Компания взаимодействует с местным сообществом, устраивает развлечение с музыкой, интересным стритфудом, приходящие селебрити оказываются на расстоянии вытянутой руки для любого обычного пацана или девчонки. Но и голы там топ, учитывая, что играют на асфальте - посмотреть можно у меня в ТГ: https://t.me/footballtopinfo/3015

Associazione Sportiva Sant’Elena (Венеция) - лига любительского футбола. Основная деятельность - не организация футбольных матчей, а выстраивание комьюнити горожан. Организация постоянно рассказывает о успехах и проблемах города, собирает средства на важные акции, организует праздники и собрания, лекции, фестивали. Помогает местным дизайнерам, худажникам, артистам. Местные спонсоры активно участвуют в жизни организации, так как понимают, что её образ повысит и социальную значимость самих компаний.

Вот три примера из разных стран, где спорт идет фоном. Является поводом для встреч, но миссия у каждого примера - дать что-то большее, чем сам спорт. Традиции важны, если они находят отклик у молодежи, без навязывания и косовороток. Почему сложилось комьюнити вокруг этих организаций? Они разговаривают на одном языке с молодежью, понимают что модно, имеют миссию в поддержке местного сообщества, своего города, объединяют разных! людей. А не выстраивают стратегию вокруг фетишей из древнерусских слов, одежды, национальности, как это делает Федерации Килы (скорее всего неосознанно). Туда же смело можно отнести и Городки с Лаптой.

Последние несколько лет развивается такая игра, как Рестбол (смесь борьбы, регби и баскетбола). В неё играют борцы и жители регионов. где популярна борьба в целом.

Так вот в данный момент у этого вида спорта больше шансов выйти на новый уровень за счет популярности ЮФС. В нее играют Хабиб, Махачев и другие. При этом - чтобы в нее играть нужна хорошая подготовка. В Киле это не нужно. Как и не нужно баскетбольное кольцо. Играть в Куилу можно где угодно.

Вообще фраза «исконно-русский вид спорта» принижает масштаб России. Ирландский Хёрлинг и Флорентийское Кальчо никогда не станут популярны за пределами этих мононациональных стран. Это всё шоу для туристов. Зачем нам ставить «исконно-русский вид спорта» в один ряд с медведями на велосипедах?

На месте Федерации Килы я бы делал упор на простоту вхождения в этот вид спорта и на то, что он развивает разные группы мышц: в отличии от футбола (руки не задействованы), баскетбола и волейбола (ноги больше для ходьбы) и т.д. В США самая популярная игра в школах - Лакросс. Это игра, где нужно много бегать, сильно бросать, есть контакт плечо-в-плечо, но не грубый. Кила могла бы стать российским Лакросом, игрой идеально подходящей для общего физического развития (на уроках физкультуры в моей школе футбол нормально играли единицы - а в Киле шансы намного ровнее в зависимости от позиции). Это и будет тогда оптимальным социальным вкладом Федерации Килы. А вот когда в нее станет играть большое количество людей - может и профессиональные турниры станут актуальны. Только уже без участия Опричников, Люберов и подобных…