«Мистер икс». Мохамед Камара из Сьерра-Леоне − самый таинственный легионер РПЛ
Нет ни одного полноразмерного снимка этого спортсмена, с ним нет ни единого интервью, не существует даже самой короткой аудиозаписи его голоса.
Просто взять и отбросить ореол таинственности в этой ситуации никак не получится: такой игрок числился – но, кажется, его будто бы никогда и не было.
Его футбольная активность была запечатлена всего лишь раз, но благодаря ряду факторов оказалась достоянием истории. Знакомьтесь – Мохамед Камара, бывший футболист «Факела» и бесследно исчезнувший герой прошлого.

Единственное фото
Он уехал, а вместе с ним ушла и тайна его пребывания в РПЛ. Некогда перспективный и безусловно одарённый футболист, как оказалось, попал в непростую ситуацию в «Динамо», из-за которой был вынужден покинуть команду. Дальнейший его путь покрыт туманом неизвестности, а всё, что удалось о нём раздобыть, имеет на себе меланхоличный отпечаток разочаровывающей недосказанности.
Говоря о Мохамеде, следует сразу подчеркнуть его уникальность. Он – единственный представитель Сьерра-Леоне, когда-либо игравший в нашей Премьер-Лиге. Уже этот факт позволяет ему возвыситься в истории российского футбола, поскольку эта маленькая страна редко дарит таланты достаточного и приемлемого для РПЛ уровня. Напомним: то было время начала расцвета карьеры Андрея Аршавина, совсем скоро приедет Вагнер Лав, а ЦСКА и «Зенит» в считанных шагах от завоевания кубков УЕФА. Мохамед Камара должен был приятно удивить скаутов и руководство «Факела», чтобы те дали добро на переход в такой сильный дивизион.
Когда Мохамед прилетел в Воронеж, его, как и любого иностранного профессионала, первыми встретили фотокамеры журналистов; однако по невыясненному стечению обстоятельств до нас дошли не просто обрывки – жалкие клочки визуальной информации. Существует единственное фото Камары, опубликованное в газете от 16 октября 2001 года. Оно помещено над заметкой о матче, в котором футболист дебютировал, и (обратите на это внимание!) само сообщение практически полностью посвящено игроку. Похоже тогда на него возлагали большие надежды – намного бо́льшие, чем мы можем представить себе сейчас.
Сам матч «Факела» против «Ростсельмаша» закончился со счётом 4-1, но наш герой не участвовал во многочисленных голевых атаках воронежцев: он запомнился лишь жёлтой карточкой в концовке встречи.

Ну, хорошо. Пока что мы можем довольствоваться этим бесцветным снимком, но, к сожалению, не можем утверждать его подлинность – для полной уверенности и чистоты эксперимента мы должны сравнить его с остальными фотографиями. Это нужно прежде всего для того, чтобы сказать, тот ли человек на изображении.
Существует ещё один снимок, на котором, кажется, показан Мохамед. Он помещён на авторитетном портале Transfermarkt, а значит, если прочие данные совпадают (рост, вес, дата рождения и клуб – «Факел» в целом похожи на представленные в других местах данные), то показанный игрок действительно он.

При неспешном поиске оригинального варианта этого изображения Камары в полный рост появились подозрения, что парень в синей шапке «бини» что-то скрывает; наглядное рассмотрение полного снимка подтвердило опасения.
Выяснилось, что вокруг героя на фотографии не футболисты «Факела» и не спортсмены общества «Динамо» из Санкт-Петербурга; рядом с ним в момент съёмки позировали игроки финской команды KuPS, в которой действительно играл полный тёзка Мохамеда Камары, также Сьерра-Леонец, взявший себе прозвище «Медо». Дальше мы рассмотрим происхождение этого прозвища. Спойлер: это не просто сокращение от имени.
Мохамед «Медо» Камара – классный футболист, чья карьера известна своей относительной успешностью: он становился чемпионом и обладателем кубков в Финляндии и Сербии, однако он несколько моложе нашего героя. Если бы Медо приехал в Россию в 2001 году, то его в лучшем случае допустили бы лишь к молодёжному составу «Огнеопасных».

Приключения Камары в России
Несмотря ни на что, Мохамед Камара здорово и с пользой провёл время в РПЛ. Самые крутые российские футболисты помогали ему с профессиональным развитием, а близкие по духу иностранцы – с адаптацией.
Так, Мохамед пересекался на тренировках с Ильшатом Файзулиным (то было уже в питерском «Динамо»), что почти половину карьеры провёл в европейских крепких командах вроде «Вильярреала», «Расинга» и «Хетафе», подружился с Михаилом Луниным, с которым они потом вместе оказались в Санкт-Петербурге, а также имел счастье сидеть на одной скамейке запасных с выдающимся Валерием Шмаровым, который в 2001 году доигрывал свой последний сезон на высоком профессиональном уровне. При этом Мохамед Камара успел пересечься с Жераром Мукунку, который пришёл в «Факел» незадолго до ухода сьерралеонца. Занимательный факт: Камара вживую лицезрел первый в истории чемпионатов России гол, забитый вратарём! 22 сентября 2001 года голкипер команды «Торпедо-ЗИЛ» Андрей Новосадов забил пенальти, а сам матч закончился поражением «Факела» со счётом 3-1.
Кстати, в матче с ЦСКА, когда заявленные на игру Шмаров и Камара так и не вышли на промозглое московское поле, «Факел» флегматично пропустил от армейской команды пять безответных мячей. С той игры остались красочные воспоминания: скованные морозом футболисты покинули свои рабочие места, вероятно расположившись в тёплом подтрибунном помещении.
На фото ниже – пустая от холода скамья «Факела» в Москве. Существует такой же снимок мест для игроков ЦСКА, но нас интересовала именно эта фотография из-за потенциальной возможности лицезреть там Камару. Возможность упущена – его здесь нет.

Трагедия питерского «Динамо»
В футбольной истории Камары важное место занимает ситуация, которая в самом начале двадцать первого века практически растерзала «Динамо» из Санкт-Петербурга. То была настоящая трагедия.
Мохамед Камара пережил её вместе со всеми: да, он ни разу не появился в основном составе команды, что может стать поводом для шуток и аналогий с уже упомянутым Мукунку в «Спартаке», однако обстоятельства ни в коем случае не зависели от его футбольных навыков и умений. Старайся – не старайся, а вывезти на своих плечах тонущий клуб в одиночку, к сожалению, было невозможно… Так что же случилось?
В 2001 году имел место так называемый «паспортный скандал»: волна похожих случаев в разных европейских чемпионатах (отличились «Сент-Этьен», «Метц», «Страсбург» и «Монако» во Франции, некоторые менее известные клубы в Испании, Италии и Португалии, а в Австрии – «Штурм»), когда игроков ловили либо на наличии ненастоящих гражданств, либо на оформленных с ошибками, но таких нужных для удовлетворения требований лимита паспортах, захлестнула и «Динамо». Команда играла в зоне «Запад» второго дивизиона, где существовало ограничение количества иностранных игроков; оказалось, что три спортсмена, считавшиеся легионерами (Олег Шишкин из Молдовы и два футболиста из Беларуси – Андрей Лаврик и Александр Чайка) имели неточности в документах, из-за которых все матчи с их участием были отменены, а результаты записаны как технические «0-3». Итог: команда потеряла 19 очков, свалилась с 4 места на 15 и подняться уже не смогла.

«Динамо» в те годы собирало мощный «сквад» из проверенных футболистов, призванных решить к 2003 году задачу выхода в Премьер-Лигу. Нужно было успеть к юбилейному Дню города, поэтому к достижению цели были привлечены лучшие из лучших. Правда, получилось не как в «Анжи» с Роберто Карлосом и Это’О или в команде «Жемчужина-Сочи», куда мечтал перейти Дэвид Бекхем (но они «отказались»), но всё же: костяк должны были составить опытный Ильшат Файзулин, сам Мохамед Камара и его товарищ по «Факелу» Михаил Лунин, призёр чемпионатов России и обладатель кубка Польши Роман Орещук и другие профессионалы, готовые взять ситуацию в свои крепкие руки.
Местный трансфер по пути «Зенит»-«Динамо» залатал линию обороны Константином Лепёхиным, а из московского побратима в «Динамо» СПб перешёл Александр Панов, чей переход-возвращение в «Зенит» заблокировал тогдашний тренер сине-бело-голубых Властимил Петржела.
Спросите: зачем «Динамо» был нужен Камара, если в лиге существует жёсткий лимит на легионеров, а клуб ранее уже выходил битым из паспортного скандала? Не исключено, что они всерьёз и небезосновательно рассчитывали на проход в главный дивизион страны, где смогли бы применить иностранного футбольного специалиста в деле. В целом вся описанная ситуация показывает, почему Камара не сыграл ни единой игры за основу, никак себя не показал и по-тихому ушёл – ему просто было негде проявить себя, ему было некогда показать свою силу. У него не было для этого возможности.
После «паспортного дела» позиции «Динамо» серьёзно пошатнулись, начались перебои с финансированием и системный кризис, что в совокупности привело к краху команды, а с уходом профессиональных футболистов произошла и утеря профессионального статуса. Ильшат Файзулин исчерпывающим образом объяснил причину исхода большинства игроков, в том числе и Камары, из клуба: «Вопрос о выходе в РПЛ уже не стоял, в клубе не видели смысла сотрудничать с игроками, которых приглашали под задачу. Я ушел в липецкий «Металлург» и в том же сезоне мы вышли в первую лигу».
Из-за всех перипетий Мохамед Камара и не заиграл. От него ничего не зависело – парню просто не повезло...

На этом вояж африканца в северную столицу и без того очень холодной для привыкшего к южному солнцу страны завершился. В пристрелочном сезоне за «Факел» игрок только свыкался с новыми для себя условиями, а в «Динамо» ему мешали непреодолимые обстоятельства – всё это, несомненно, сказывалось и на эмоциональном состоянии футболиста, и на его физической готовности, и на его интересности для потенциальных работодателей: кому нужен неизвестный игрок без практики, имеющий за два года в своём послужном списке лишь 10 минут футбола с парой касаний мяча и жёлтой карточкой?
Неповторимый игрок сборной Сьерра-Леоне
Уехав из России, он затерялся. Возможно, за ним просто перестали следить: вряд ли кто связывал разрыв контракта с командой нижних этажей российского футбола с объективными причинами; проще было думать, что он, как и десятки молодых парней, просто не потянул уровень и отбыл, не попрощавшись – поэтому и наблюдать за его дальнейшими успехами никто не стал.
Это немного грустно, но таковы футбольные реалии: на его место быстро пришли другие игроки, моментально занявшие всё внимание болельщиков и прессы.
Рассекая по страницам с составами «Факела» за разные годы, изучая хронологию «Динамо» и пытаясь ухватиться за спасительную соломинку новостей из глубокой древности, которая могла бы стать мостиком к нашему герою, я вдруг решил вновь вернуться к газетной заметке из самого начала материала. «Выступал за сборную Сьерра-Леоне (Африка)» – лаконично оповещает нас автор исторического документа. Кажется, это ключ.
Извилистая дорога паучьей сети Интернета привела меня сначала на один заскорузлый сайт со статистикой – там за вывесками матчей Сьерра-Леоне не было составов; затем на другой сайт, на третий. В целом матчи того времени не отличаются проработанностью фактологических выкладок и отчётов – даже на Sports.ru один из матчей команды показан чтобы, вероятно, удовлетворить искреннее любопытство настоящих футбольных гиков.
Уже собирался было заканчивать поиски и бросать это дело, как вдруг пригляделся к окну браузера, которое хотел затворить – и всё встало на свои места.
Искра, буря: это же он! Единственный Мохамед Камара в составе сборной Сьерра-Леоне, выступавший за национальную команду с 2000 по 2004 год – именно об этом и говорилось в газетной заметке!
Глаза хаотично, но радостно забегали по строкам статистики матчей. Это он, это точно он!

Оказалось даже, что его товарищем по команде после возвращения из России на родину был Мохамед «Медо» Камара – оба они играли за ФК «Каллон» и являются его воспитанниками, а чтобы болельщики могли их различать наш герой, вероятно, взял себе дополнительное имя «Поло» – вот она, разгадка прозвища Медо.
Интересно, что статистика Поло Камары не менялась, пока он (предположительно – он) был в Воронеже и Питере: гордые «нули» красуются во всех метрических строках вплоть до 2006 года, и в связи с этим вспоминается Эллен Фоккема, клуб которой тоже принципиально не обновляет её статистику на своём сайте. Только если в случае с девушкой в мужской лиге это оправдывается мерами по снижению внимания к её персоне, то в ситуации с африканцем о причинах создания такой тайны мы можем лишь гадать.

Тут вновь следует внезапный поворот в истории, которая ранее так неожиданно и приятно начала слагаться подобно удачно разложенному пасьянсу. От такого пируэта сюжет стал складываться на манер карточного домика, быстро и беспощадно выдувая из-под себя пыль и расплёскивая картонки по гладкой поверхности стола.
Камара из «Факела» родился в 1981 году, а полный тёзка и земляк Поло, с такими же параметрами роста и веса – в 1980.

Конечно, в знойной Африке бывают случаи переписи возраста. Даже девушка самого Самюэля Это‘О когда-то «похвасталась», что её мужчина на деле старше своих лет, вероятно подразумевая, что даже в такие почтенные года он умудрялся оставаться одним из лучших в мире в рамках своего футбольного амплуа. Жозе Моуринью в то время даже пошутил, что камерунцу «то ли 32, то ли 35», однако сам Самюэль лаконично оборвал все толки вокруг его возраста.
При этом вероятна и опечатка составителей страницы со статистикой футболиста, ведь если они «забили» на ведение информации по карьере игрока, на обновление количества его игр за «Каллон» (везде по нулям), на данные о его путешествии в Россию, а вместо всего этого единственно лишь сфокусировались на его играх за сборную, то вполне можно ожидать просчётов и в других местах, как это, возможно, и случилось с датой рождения. К слову, даже рост Камары от источника к источнику разнится от 174 до 180 сантиметров. Поэтому не забываем о сообщении отечественной прессы, являющимся нашей опорой – игрок «Факела» единственный Мохамед Камара в сборной Сьерра-Леоне тех лет, а значит некоторые неточности можно отставить в сторону.
А был ли мальчик?
Похоже мы вплотную приблизились к разгадке тайны этого игрока.
Мистер Камара после «Факела» и «Динамо» вернулся в Сьерра-Леоне, играл несколько лет за клуб «Каллон» из города Фритаун (до 2002 года команда называлась «Сьерра Фишериз», пока её не купил игрок миланского «Интера» Мохамед Каллон) но, поскольку в 2002-2004 годах футбольный турнир в Сьерра-Леоне не проводился, то только последующие сезоны смогли подарить бесценные цифры статистики в профиль спортсмена: как мы видим, по возвращении в родную страну он также столкнулся с непреодолимыми обстоятельствами. Сезон 2006/2007 года он заканчивал в команде «Аль-Рамта» из Иордании: там ему удалось забить один гол и вновь затеряться, вероятно, завершив карьеру футболиста.
Таинственность, окутывавшая африканца, постепенно начала рассеиваться, и теперь, когда мы узнали о трудностях его футбольного пути, об основных вехах его спортивной карьеры и о том, какие перипетии парню предстояло распутать прежде чем завязать с любимой игрой, позволившей бывшему динамовцу завести значительные знакомства и приобрести несравненный опыт в России, мы можем сказать: после экскурса в исторические ребусы стало ясно, что мальчик Камара не просто «был», но серьёзно возмужал, закалился и заматерел, пройдя через многочисленные приключения и путешествия.
Послесловие
Считается, что всякий материал, претендующий на звание «исследования», должен отвечать на вопросы, а не задавать их – всё более новые и сложные, требующие ещё более глубокого анализа и намного более плотного погружения в тему, которая, казалось бы, уже и так выполирована вниманием до зеркального блеска. Скрип-скрип!
Но что, если мы сделаем удивительное предположение – наш Мохамед Камара сейчас играет в Медиалиге за команду «Кони»?

Если вам понравился материал – не жалейте плюсов. Так вы мотивируете автора на написание новых статей, которые непременно вас порадуют!













https://www.youtube.com/watch?v=8hDlKs1pVKc все-таки обзор был, на втором канале зато в этот день Ф1 показывали, Монцу. Думал может показывали первый круг их, нет, в этот день по Первому были Спартак и Крылья) Вот когда спорт популярен то был))