Логика и мистика
Пошло! До тех пор, пока в ворота эстонцев не влетел первый мяч, у меня не было никакой уверенности, что он вообще туда влетит - штанги и валидольные промахи в последних двух матчах успели сперва взбесить, а потом, поскольку бешенство - чувство краткосрочное, оно переросло в какую-то тоску. Понять умом это никак не удавалось. Но когда Погребняк из пограничного с офсайдом положения вдруг пробил в неочевидное касание и попал прямо в угол, тоска немедленно сменилась другим чувством: до конца ещё хоть раз забьют непременно.
Нет, не поймите эти эмоциональные строчки как призыв широко отпраздновать победу над Эстонией. Она не была легкой, Эстония против нас по понятным причинам старалась особенно сильно, да и не только для этой маленькой страны по историческим соображениям - для её голландского тренера персонально противоборство с Хиддинком тоже выглядело особенно принципиальным. Тем не менее Эстония является командой, которую мы должны побеждать в любом состоянии. Авторство фразы приписывается Валерию Карпину, но на самом деле истина очевидна - Карпин только в сердцах её озвучил.
Порадоваться стоит ровно тому, что не давало нам грустить после упущенной победы над Израилем - наша команда снова растет. Она понемногу и неравномерно, но прибавляет в каждом матче. В игре с Израилем мы поняли, чего в смысле игровой концепции ждет Хиддинк от команды. И концепции этой, верней, не самой концепции, а тому, насколько основательно она уже воплощена в команде, не хватило прочности, цельности, глубины (ненужное зачеркнуть). В частности, стартовым составом Хиддинк загнал себя в своеобразный цугцванг - так в шахматах называется положение, в котором любой ход ведет к ухудшению позиции. Когда на поле в стартовом составе вместе оказались Билялетдинов и Жирков, Динияра пришлось снять, чтобы изменить акценты в игре. Выход Кержакова позволил быстрее доставлять мяч вперёд. Но главная ставка нашей сборной в этом построении - все-таки фланги. В том матче нельзя было использовать Быстрова, а единственная альтернатива Жиркову слева - уже замененный Билялетдинов. Увы, выбор невелик. В результате, когда у России упала скорость во втором тайме, придать её заново не удалось - хотя именно для этого, безусловно, выходил на поле Измайлов...
В матче с Израилем ошибка Хиддинка оказалась в том, что он оставил себя без замен. В матче с Эстонией по стартовому сочетанию читалось, что в рукаве припасены несколько козырей, и в первую очередь - Погребняк. Тренер уровня Хиддинка крайне редко делает замену непосредственно в перерыве - уже стало традицией сперва посмотреть, не случилось ли перестановок у соперника. Мало ли что, вдруг твоя замена уже не сработает? Но если ты сам для себя заранее решил, что начнем мы одним образом, а в определенный момент перестроимся, это от соперника не зависит. Это собственный план на игру, который решен до стартового свистка. Вот и вышел Погребняк. Это ведь не каждый умеет - выйти на замену. Кстати, об этом часто рассказывает Егор Титов, который как раз и считает, что сам он этого не умеет. Зато он умеет другое.
Вот не видно ведь его было на поле. И неудивительно: Титов - игрок особенный, у него есть как очевидные плюсы, так и минусы, которых нельзя не заметить. Игра Спартака выстроена вокруг него - и минусы скрадываются; игра сборной - ни в коей мере. Скорее, она постепенно выстраивается вокруг другого весьма необычного футболиста, про которого так до конца и не поймешь, нападающий он или полузащитник - Андрея Аршавина. Собственно, на этой дилемме и построено его использование.
После матча я не мог избавиться от ощущения мистики в забитых наше сборной мячах. Речь не о самих голах, не о счете на табло - звабить были должнв и шансов была куча. Речь о той роли, которую сыграл в этих моментах Титов. Причем его пас на Погребняка был просто-напросто велик - проворачиваясь вокруг своей оси почище тройного сальхова, Титов не мог сыграть НЕ в касание - офсайд у нашего форварда из спорного стал бы очевидным с потерей времени. И в касание было сыграно, и так, что и сам форвард смог пробить по мячу без обработки. Это высший класс. Это мастерство.
Но откуда Титов там взялся? И где он пропадал предыдущие восемьдесят минут? Почему, наконец, именно он, пропадавший где-то, отдал эти две голевые, а не Аршавин, который весь матч в поте лица, в судорогах рывков искал подобную возможность? И тоже сыграл здорово - вспомните эпизод, в котором он попал в штангу. Это ведь тоже было исполнено на высочайшем уровне - на дриблинге мгновенный удар с носка.
Вопрос не имеет ответа. Думаю, он важен именно своей драматической постановкой. У нас нет футболиста, который мог бы быть лидером всегда и везде. Кому-то для этого не хватает футбольного искусства, кому-то - харизмы, кто-то уже немолод для таких фокусов. Но у нас достаточно игроков, которые могут блистать в отдельных случаях. И периодизации эти случаи навряд ли поддаются. В одной игре - Аршавин, в другой - Титов. Измайлов ведь тоже может, но вот доверяли ему подобную роль в трех уж матчах - и не смог ни разу. На заказ - не получилось.
А Сычев? Как он вышел, всех порву, причем прямо сейчас и непременно в мелкие кровавые клочки. Разве мало мы омним случаев, когда он представал совершенно другим? И разве можно отделить этот его азарт от того факта, что в трех предыдущих матчах он не получил ни единого шанса?
В этом на самом деле мистики нет. Просто огромных мастеров нет у сборной России. А тех, что есть, нужно очень хорошо знать, чтобы по нюансам поведения, готовности, игры догадываться, кто и в какой момент на что способен.
В сравнении с матчем против Израиля мы увидели, что у сборной России по-прежнему нет достаточно цельной и продуманной игры. В матче с Израилем она бы проявилась в более точном распределении как физических сил, так и сугубо игровых акцентов на протяжении девяноста минут. В матче с Эстонией она бы проявилась в более простом и, я бы сказал, линейном проявлении собственного класса - более высокого, чем у соперника. Игра продолжает строиться, это не сиюминутный процесс.
Что же произошло? Мне кажется, в матче с Эстонией мы увидели буквально осязаемо и зримо, что Хиддинк уже начинает чувствовать свою команду. Потому, что уже достаточно хорошо её знает. Это и вселяет уверенность до середины ноября, когда у нас очередной важнейший матч в Македонии. После этого матча подобную уверенность смогут вселить только дополнительные три очка в таблице, которые позволят обойти Англию и встать прямехонько за Хорватией. Или за Израилем.